Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

сновной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;
- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРО1.docx

— 90.94 Кб (Скачать)

Главное в Таможенном союзе то, что несколько таможенных территорий заменяются единой таможенной территорией. На единой таможенной территории устанавливается  общий таможенный тариф, применяются  единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Таможенный кодекс разработан на основе положений Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной  деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а законодательства в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии таможенного союза.

На основе положений Конвенции  Киото в Таможенный кодекс включена глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств – членов Таможенного союза. Кроме того, в Таможенном кодексе содержится норма о взаимном признании решений, принятых таможенными органами на таможенной территории Таможенного союза.

Важным в кодексе является то, что под экспортом признается процедура, в соответствии с которой  товары Таможенного союза вывозятся  с его территории. То есть, перемещение  товаров из России в Казахстан  экспортом уже являться не будет - это будет взаимная торговля. По истечении переходного периода  участник внешнеторговой деятельности будет также вправе осуществлять декларирование товаров в любом  таможенном органе Таможенного союза, исходя из интересов своей экономической  деятельности.

Приведенные выше некоторые особенности  правовых норм Таможенного кодекса  свидетельствуют об их ориентации на содействие интеграционным процессам  на единой таможенной территории. При  этом необходимо подчеркнуть следующее  обстоятельство: основным критерием  правовой эффективности конкретных норм кодекса будет практика их добросовестного  исполнения и применения на таможенной территории Таможенного союза как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.

Экономический смысл интеграции в  рамках Таможенного союза состоит  в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между  заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений  структурной, инновационной, внешнеэкономической  и социальной политики.

Несостоятельными являются утверждения  о том, что за счет Таможенного  союза Россия сможет установить контроль над всеми экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так как владеет всеми морскими портами. В этой связи надо отметить, что в Казахстане находится большая  по протяженности граница с Китаем, что большой поток грузов идет в Европу и Азию не только морским  путем.

Более того, Белоруссия, Казахстан  и Россия являются сухопутным мостом между основными производителями  и потребителями. По оценкам экспертов, львиная доля доходов от грузового  транзита поглощается сейчас морскими судоходными компаниями. Однако конкурентным преимуществом сухопутного пути является скорость движения. Так, например, время товаров в пути по дороге Европа – Россия – Казахстан – Китай составляет 10–14 дней, а доставка по морскому пути занимает до 45 суток. Поэтому можно ожидать значительного роста транзитного потенциала трех стран.

Таможенный союз создает механизмы  глубокой экономической интеграции. Расширение свободного рынка товаров  всегда благо для всех стран. При  этом необходимо обратить внимание на то, что чем меньше страна, тем  больше для нее выгод, так как  за счет единой территории происходит расширение рынка товаров.

Таможенный союз является фундаментом  создания Единого экономического пространства, которое вполне реально. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное  количество квалифицированной рабочей  силы. Во-вторых, имеется емкий рынок  с общим населением почти в 170 млн человек. Белоруссия, Казахстан и Россия обладают высокой степенью самодостаточности экономик. И самое главное – в будущем страны Таможенного союза могут образовать валютный союз на основе общей денежной единицы.

Именно поэтому главы государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания Единого  экономического пространства, в рамках которого будут действовать единые энергорынок и транспортная система. Создание Единого экономического пространства означает, что появится экономический  союз с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. При этом, как указали президенты трех стран, создание Единого экономического пространства амбициозный проект и скорее промежуточный этап интеграции. Конечная цель – создание на евразийском пространстве некоего аналога Евросоюза.

Функционирование Таможенного  союза приведет если не к росту, то к нормализации приграничного сотрудничества за счет эффекта минимизации пограничных  издержек, который сулит очевидную  огромную выгоду.

При этом цель создания Таможенного  союза, заключающаяся в первую очередь  в стремлении формирования единого  торгового пространства, говорит  о том, что будут созданы условия  для повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения  ответственности бизнес-сообщества, и как следствие – рост благосостояния населения.

Мировой кризис показал, что либеральная  глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать  вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса  каждый выживает как может. Создание Таможенного союза трех государств, по образному выражению ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, – это наш ответ мировому кризису. Союз дает трем странам возможность обеспечить в своем регионе экономическую стабильность, создать условия для экономического роста, устранить имеющиеся барьеры в торговле, выработать общую стратегию развития, которая опиралась бы на внутренние источники, а деловым кругам - ставит цель наращивания своей конкурентоспособности не только в рамках экономического пространства, но и на мировом рынке.

Процесс формирования Таможенного  союза приобрел необратимый характер. Об этом заявили на последнем неформальном саммите в Алма-Ате лидеры государств Таможенного союза. Сегодня можно  утверждать, что его создание принесет пользу как рядовым гражданам  стран, объединяющихся в Таможенный союз, так и бизнес-сообществу. Для  бизнес-структур трех стран создаются  благоприятные условия для развития своей деятельности, расширения производственно-технологических  операций и реализации совместных проектов. Единый емкий внутренний рынок позволит снять торговые барьеры, улучшить инвестиционный климат и значительно увеличить  товарооборот.

Идея президента Республики Казахстан  Нурсултана Назарбаева об интеграции позволит Таможенному союзу в  ближайшей перспективе реально  стать глобальным игроком в мире наряду с другими интеграционными  союзами, а его деятельность даст комплексный эффект развитию экономик не только Белоруссии, Казахстана и  России, но и всем странам как  ЕврАзЭС, так и СНГ.

 

2.3 Перспективы развития внешнеторговой политики РК

 

На сегодняшний день экономика  Казахстана достигла высокой степени  открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном  разделении труда, во-вторых, широкой  либерализацией внешнеэкономической  деятельности, кроме того, увеличились  объемы внешней торговли.

Единое экономическое  пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

  • эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
  • создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
  • создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Стороны согласовывают основные направления  и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия  для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную  поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию  и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа  нарынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

В декабре 2009 года на неформальном саммите  в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого  экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

В целях своевременного выполнения этого Плана утверждён Календарный  план формирования правовой базы ЕЭП  на 2010-2011 годы, предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого  пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 года, и второго пакета из 6 документов по ЕЭП - до 1 января 2012 года.

Весь пакет документов, формирующих  ЕЭП, подписан в декабре 2010 года, ратифицирован  сторонами и вступает в силу с 1 января 2012 года.

В целях обеспечения дальнейшей подготовки документов в развитие базовых  соглашений по ЕЭП подготовлен План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был  утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств 15 марта 2011 года.

Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров  и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года, в том числе в 2011 году - 8 международных договоров и 17 иных документов.

Кроме того, правительствам сторон предстоит  обепечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Принятие  этих документов и выполнение правительствами  сторон обязательств по соглашениям  обепечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В целом  наши приоритеты в области внешней  политики и обеспечения безопасности остаются неизменными.

Первое. Наша внешняя политика построена  на поиске общности основополагающих интересов, на понимании необходимости  компромисса в отношении всех, даже самых острых вопросов.

Второе. Казахстан намерен и далее  всемерно укреплять свои позиции  в качестве активного участника  международной коалиции по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.

В сфере  международного экономического сотрудничества Казахстан продолжает следовать  стратегическому курсу углубления интеграции в мировой рынок и  формирования открытой национальной экономики. Также продолжается работа по содействию процессу вступления Казахстана во Всемирную  торговую организацию. Завершены переговоры с двумя из, так называемых, стран "большой четверки" - Канадой  и Австралией, произошло сближение  позиций по общесистемным вопросам с США и ЕС. На данном этапе  отчетливо обозначилась необходимость  выбора одного из сценариев вступления Казахстана в ВТО с учетом перспектив членства в региональных интеграционных объединениях. В качестве одного из динамично развивающихся экспортеров  энергетических ресурсов наша страна заявила о себе как активный участник усилий мирового сообщества по обеспечению  энергобезопасности. В будущем году будут предприняты практические шаги по реализации инициатив Главы  государства о разработке в рамках ООН Глобальной энергоэкологической  стратегии и принятия Евразийского пакта стабильности энергопоставок.

Информация о работе Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла