Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа
сновной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;
- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан.
За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, чьи инициативы практически всегда получали широкую поддержку и осуществлялись на практике.
Сегодня Казахстан вышел на качественно новый уровень международного признания. Убедительным свидетельством этого стало решение о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году.
В связи с этим необходимо разработать специальную программу "Путь в Европу". Она должна способствовать развитию экономического сотрудничества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию наших законов, разработке своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). [1]
Автодорога «Западная Европа - Западный Китай» - важная магистраль для наших товаров, отметил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Казахстан планирует завершить строительство новой международной магистрали "Западная Европа - Западный Китай" в 2013 году, сообщил председатель комитета автомобильных дорог министерства транспорта Казахстана Замир Сагинов.
В 2010 году в Казахстане началась полномасштабная работа по строительству и модернизации дорог в коридоре маршрута «Западная Европа - Западный Китай». В рамках этого проекта в нашей стране будет построено и реконструировано порядка 2,5 тыс. километров дорог. Общая протяженность магистрального коридора составляет 8 445 километров, из которых 2 787 километров проходят по территории Казахстана. Финансируют строительство Исламский и Азиатский банки развития [2].
По словам первого заместителя акима Жамбылской области Карима Кокрекбаева, по территории Жамбылской области автодорога будет проходить по землям семи районов, имея общую протяженность 495,3 км.
Для участия в строительных работах
в регионе будут активно
«Транспортный коридор берет свое начало на границе с КНР, пройдет через Казахстан, дав оптимальный выход в Европу не только Китаю, но и другим азиатским странам, обеспечив высокий уровень обслуживания международных и транзитных перевозок [3].
Практическая реализация международного инвестиционного мегапроекта, завершение, которого планируется к 20-летию Независимости Республики Казахстан, послужит значительным импульсом в развитии экономики Казахстана, а также Жамбылского региона», - отметил он.
Переход
Республики Казахстан к рыночной
экономике со всей остротой поставил
перед ней проблему интеграции в
мировую экономику. Активизация
участия нашей страны в мировом
хозяйстве, протекающих в нём
процессов должно оказать благотворное
влияние на её экономику, позволить
получить дополнительные стимулы, приступить
к структурной перестройке
Современное
состояние мирохозяйственных
В прошлом году стартовал Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Только по итогам 10 месяцев 2010 года объёмы торговли с Россией и Беларусью выросли на 38%. Экспорт казахстанской продукции в страны Таможенного союза увеличился на 52,4%. При этом прирост таможенных пошлин в бюджет составил 25 %. Всё это объективно показывает, что Таможенный союз - это очень прагматичный и конкретный проект, который решает экономические задачи наших стран. Казахстан продвинулся в создании Единого экономического пространства. Он обеспечит огромный рынок сбыта для казахстанских производителей. Это стимул для бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг
Всё вышесказанное
обусловило актуальность работы и предопределило
выбор темы. Основной целью исследования
стало выявление влияния
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;
- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан;
Объектом исследования выступает процесс влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала.
Предметом является внешнеторговая политика Республики Казахстан.
1 Теоретические аспекты внешнеторговой политики
В условиях
научно-технической революции
Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.
Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.
Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка [7 c. 354].
Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.
По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.
По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.
Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы торговли" классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы [7 c. 159].
Суть взглядов сторонников ''свободной торговли» прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.
В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: «протекционизм или свобода торговли?»
Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.
Напротив,
когда экономика одной из стран
вырывалась вперед в своем развитии
по сравнению с другими
До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.
Образование
крупных монополистических
Во внешнеэкономической
политике переплетаются интересы различных
монополий, финансовых, торговых, профессиональных
и других групп. Поэтому современная
внешнеэкономическая политика —
это сложная система, формирующаяся
под влиянием национальных, экономических
и политических факторов, под воздействием
процессов, происходящих во всей системе
международных экономических
1.2 Основные направления внешнеторговой политики
Современная
внешнеэкономическая политика осуществляется
с помощью целого ряда средств, контролирующих,
регулирующих и стимулирующих