Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

сновной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;
- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРО1.docx

— 90.94 Кб (Скачать)

Введение

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, чьи инициативы практически всегда получали широкую  поддержку и осуществлялись на практике.

Сегодня Казахстан вышел на качественно новый уровень международного признания. Убедительным свидетельством этого стало решение о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году.

В связи с этим необходимо разработать  специальную программу "Путь в  Европу". Она должна способствовать развитию экономического сотрудничества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию наших законов, разработке своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). [1]

Автодорога «Западная Европа - Западный Китай» - важная магистраль для наших  товаров, отметил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.  Казахстан планирует завершить строительство новой международной магистрали "Западная Европа - Западный Китай" в 2013 году, сообщил   председатель комитета автомобильных дорог министерства транспорта Казахстана Замир Сагинов.

В 2010 году в Казахстане началась полномасштабная работа по строительству и модернизации дорог в коридоре маршрута «Западная Европа - Западный Китай». В рамках этого проекта в нашей стране будет построено и реконструировано порядка 2,5 тыс. километров дорог. Общая протяженность магистрального коридора составляет 8 445 километров, из которых 2 787 километров проходят по территории Казахстана. Финансируют строительство Исламский и Азиатский банки развития [2].

По словам первого заместителя  акима Жамбылской области Карима Кокрекбаева, по территории Жамбылской области автодорога будет проходить по землям семи районов, имея общую протяженность 495,3 км.

Для участия в строительных работах  в регионе будут активно привлекаться местные специалисты и строительные материалы местного производства. В  Жамбылской области налажено достаточное  производство цемента, асфальтного  битума, железобетонных изделий, действуют  каменные, гравийно-песчаные и щебеночные карьеры, подчеркнул он.

«Транспортный коридор берет свое начало на границе с КНР, пройдет  через Казахстан, дав оптимальный  выход в Европу не только Китаю, но и другим азиатским странам, обеспечив  высокий уровень обслуживания международных  и транзитных перевозок [3].

Практическая реализация международного инвестиционного мегапроекта, завершение, которого планируется к 20-летию Независимости  Республики Казахстан, послужит значительным импульсом в развитии экономики Казахстана, а также Жамбылского региона», - отметил он.

 

Переход Республики Казахстан к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в  мировую экономику. Активизация  участия нашей страны в мировом  хозяйстве, протекающих в нём  процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить  получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном  масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные  природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться  без активного участия в международном  разделении труда [4 c. 25].

В прошлом году стартовал Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Только по итогам 10 месяцев 2010 года объёмы торговли с Россией и Беларусью выросли на 38%. Экспорт казахстанской продукции в страны Таможенного союза увеличился на 52,4%. При этом прирост таможенных пошлин в бюджет составил 25 %. Всё это объективно показывает, что Таможенный союз - это очень прагматичный и конкретный проект, который решает  экономические задачи наших стран. Казахстан продвинулся в создании Единого экономического пространства. Он обеспечит огромный рынок сбыта для казахстанских производителей. Это стимул для бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг

Всё вышесказанное  обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;

- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;

- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан;

Объектом  исследования выступает процесс  влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала.

Предметом является внешнеторговая политика Республики Казахстан.

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты внешнеторговой политики

 

1.1 Понятие и сущность внешнеторговой политики

 

В условиях научно-технической революции для  экономического развития любой страны все большее значение приобретает  ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого  являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных  условий для достижения свободы  движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью  выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической  кооперации. Решение этих задач тесно  связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической  и внешнеторговой политики.

Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто  используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с  полным правом считается составной  частью внешней политики государства.

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет  две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью  определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Как известно из экономической истории, в различные  периоды своего развития отдельные  государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе  в наибольшей степени соответствовала  конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки  создания стройной концепции в области  экономического развития государства  и его внешнеторговой, политики имели  место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства  и образования национального рынка [7 c. 354].

Учитывая  тот факт, что основой экономики  феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом  богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

По мере развития производительных сил и  перехода к мануфактурному, а затем  и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство  национальной экономике. В основу протекционистской  политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью  таможенных пошлин и количественного  ограничения импорта, а иногда и  экспорта.

По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Эти объективные  потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы торговли" классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы [7 c. 159].

Суть  взглядов сторонников ''свободной торговли» прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.

В торгово-политической практике широко используются оба направления  внешнеэкономической политики —  как протекционизм, так и свобода  торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики,   т. е. влияющие на решение вопроса: «протекционизм или свобода торговли?»

Политика  протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика  данной страны или ее отдельные отрасли  были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались  в помощи государства, которое и  создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого  определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран  вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с  требованием устранить препятствия  на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. Е. выступали под лозунгом свободы торговли [7 c.102].

До последнего времени основным направлением внешнеэкономической  политики был протекционизм. Свободная  торговля являлась всего лишь отдельным  эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело  к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении  нового его направления, так называемого  сверхпротекционизма. Его отличие  от протекционизма свободной конкуренции  состоит в том, что если на домонополистической  стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной  конкуренции наиболее слабых, неконкурентоспособных  отраслей экономики, то монополистический  сверхпротекционизм стал защищать как  раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы  находящиеся под усиленной защитой  сектора экономики имели возможность  за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую  прибыль, опираясь на которую вести  наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма.

Во внешнеэкономической  политике переплетаются интересы различных  монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная  внешнеэкономическая политика —  это сложная система, формирующаяся  под влиянием национальных, экономических  и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе  международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической  революции, которая резко усилила  взаимозависимость хозяйств отдельных  государств. Объективные требования интернационализации экономики  имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие  огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования  внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала.

 

1.2 Основные направления внешнеторговой политики

 

Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические  связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного  рода препятствия для сбыта и  потребления товаров на рынке  страны-импортера. Одновременно с помощью  экспортных кредитов и государственных  гарантий по ним, кредитов международных  финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза  и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

Информация о работе Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла