Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Промышленность всегда была, есть и будет одним из важнейших показателей благосостояния страны. В данной работе мы рассмотрим понятие отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь на примере Автомобилестроения, её структуру, проанализируем всю отрасль в целом. Также дадим небольшую характеристику ключевым предприятиям Республики Беларусь за последние годы. Основными источниками в получении материала для данной работы стали такие книги как «Республика Беларусь на пути к новой экономике» автор М.В. Мясникович; «Национальная экономика Республики Беларусь» автор О.И.Приходченко; энциклопедический справочник «Современная Беларусь» Том №2; «Национальная экономика Беларуси» авторы В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.2.ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8
2.СТРУКТУРА РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ 10
2.1.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
2.2.ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ОТРАСЛИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21
Показателем развития страны является собственное автомобилестроение. В Беларуси флагманом автомобилестроения по праву можно назвать Минский автомобильный завод (МАЗ). Президент Беларуси А. Лукашенко считает, что автомобиль — это то звено, которое «тянет» всю экономику страны. Автомобильная промышленность занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В состав подотрасли входят специализированные научно- исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий. Большинство из таких предприятий представлены в пункте 2.2. данной курсовой работы.
В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Минский подшипниковый завод; Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроуселители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Автокард» (карданные валы и автотехника); Гродненский завод автоагрегатов (амортизаторы); Щучинский завод «Автопровод». [3, с.254]
На автомобилестроение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности – химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.
Модернизация и техническое перевооружение предприятий автомобильной промышленности обеспечат значительный рост выпуска грузовых автомобилей, что позволит увеличить значительный рост выпуска грузовых автомобилей, что позволит увеличить их экспорт. Будут проведены реконструкции и техническое перевооружение РУУП «БелАЗ», РУП «МоАЗ», ПРУП «МАЗ», других предприятий отрасли. Одновременно осваивается выпуск нового ряда образцов автомобильной, строительно-дорожной, коммунальной и специальной техники по следующим семействам: тягачи, самоходные скреперы, самосвалы, машины для подземных работ, погрузчики, бульдозеры, автобетоносмесители, спецтехника, коммунальная техника, автокраны и малогабаритная техника.
На этапе (2006-2015гг.) была поставлена задача по созданию базы для формирования постиндустриальной экономики. Целевыми ориентирами развития промышленности на этом этапе являются:
- ежегодный прирост объемов
- достижение рентабельности не ниже 20% по промышленности в целом;
-
выпуск продукции,
-
снижение материалоёмкости и
энергоёмкости продукции,
В
2010 г. планируется выход на качественно
обновленную технологическую
Рост технологического потенциала будет сопровождаться увеличением доли сертифицированной по мировым стандартам продукции в общем объеме промышленного производства, который в 2010г должен достигнуть 90%; почти в 2 раза увеличится удельный вес новой и научно-технической продукции в объеме экспорта.
Эти задачи потенциально выполнимы при благоприятных внешних условиях и если к их решению будут привлечены кадры, имеющие достаточно высокую квалификацию и осведомленность об опыте решения аналогичных проблем в других странах.
Таблица 2.1 Региональная структура промышленности Республики Беларусь (удельный вес областей в республиканском производстве валовой продукции, %).
Область | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. |
Брестская | 10,4 | 11,3 | 9,6 | 10,1 | 9,1 |
Витебская | 15,9 | 15,3 | 13,9 | 13,9 | 17,2 |
Гомельская | 17,6 | 16,8 | 16,0 | 17,1 | 22,3 |
Гродненская | 10,2 | 10,3 | 10,7 | 10,4 | 8,6 |
Минская | 10,7 | 11,7 | 13,7 | 14,6 | 13,6 |
Могилевская | 12,8 | 12,5 | 14,2 | 11,4 | 8,2 |
г. Минск | 22,4 | 22,1 | 21,9 | 22,5 | 21,0 |
Всего | 100,0 | 100.0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Подотрасль
занимает ведущие позиции в
Минский
автомобильный завод (РУП «МАЗ»)
является одним из крупнейших в Европе
производителей большегрузных автомобилей,
автопоездов, специализированной и
другой автомобильной техники. Номенклатура
выпускаемой продукции
Белорусский
автомобильный завод(РУП «
РУП «БелАЗ» входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Самосвалы РУП «БелАЗ» отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, маневренностью, легкостью в управлении, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке полезных ископаемых в северных широтах и жарких тропиках. Основными потребителями продукции РУП «БелАЗ» являются предприятия Российской Федерации (в 2002 г.было отгружено почти 75% всей продукции), другие страны СНГ.В Беларуси ранок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 т используется только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более 50 стран мира, что составляет около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. Развивается собственная товаропроводящая сеть РУП «БелАЗ». Которая обеспечивает поставки потребителям более 90% общего количества реализуемой техники.
Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ») в разное время производил локомобили, мостовые краны, автоскреперы, автосамосвалы, автопогрузчики и другую технику. В последние годы значительно расширена номенклатура выпускаемых машин по специальным заказам наряду с основными видами продукции, которая включает самоходные скреперы, автопоезда для подземных работ и тоннелей, тягачи для буксировки самолетов, погрузчики, самосвалы повышенной проходимости, автобетоносмесители, шасси под монтаж различного оборудования.
Минский завод колесных тягачей (РУП «МЗКТ») разрабатывает и производит многоосные автомобили высокой проходимости. Первоначально такие машины использовались исключительно(90-95%) для военных целей - устанавливались зенитно-ракетные комплексы и ракеты различного класса. Сегодня производятся седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси и шасси повышенной проходимости, предназначенные для монтажа различных установок- ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин, под краны грузоподъемностью 50 т, самосвалы, экскаваторы, автопоезда(50-70 т ) для транспортировки нефтяных и газовых труб по дорогам общего пользования и в труднодоступной местности. [2, c.205]
Продукция УП «МЗКТ» экспотируется в Россию, Украину, Казахстан, страны Средней Азии, Балтии. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян-Волат» в провинции Хубэй.
Производство автобусов сосредоточено на Минском автомобильном заводе и Лидском заводе «Неман». Крупнейшим производителем является РУП «МАЗ» - вышел на проектную мощность более 1000 автобусов в год.На РУП «МАЗ» предусматриваются создание и освоение новых типов автобусов, в том числе городского трехосного автобуса пассажировместимостью от 115 до 125человек для работы в крупнейших городах со значительными объемами пассажиропотоков; малогабаритного автобуса МАЗ-152 пассажировместимостью до 50 человек. Поставка автобусов РУП «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.
К автомобилестроению относят также производство мотоциклов, которое сосредоточено на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе (ОАО «Мотовело»).
В
автомобилестроении широкое развитие
получили специализации и
Модернизация
и техническое перевооружение предприятий
автомобильной промышленности обеспечат
значительный рост выпуска грузовых
автомобилей, что позволит увеличить
их экспорт. Планируется реконструкция
и техническое перевооружение
РУП «БелАз», РУП «МоАЗ», РУП «МАЗ»,
других предприятий отрасли. [2, c.206]
Таблица
2.2 Основные показатели работы промышленности
Республики Беларусь.
1995 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007. г. | |
Число
предприятий |
1960 |
2427 |
2438 |
2390 |
2326 |
2271 |
2291 |
2343 |
9501 |
Объём продукции(в фактически действовавших ценах(млрд.руб.) | 131373 |
10501 |
18612 |
24912 |
33387 |
48530 |
62545 |
77267 |
95515 |
Индексы
общего объёма промышленного производства(в
сопоставимых ценах) В процентах
к 1995 г. В процентах к предыдущему году |
100 88 |
164,4 107,8 |
174,1 105,9 |
181,9 104,5 |
194,8 107,1 |
225,8 115,9 |
249,5 110,5 |
277,9 111,4 |
302,1 108,7 |
Среднегодовая
численность промышленно- производственного
персонала, тыс.человек |
1176 |
1150 |
1124 |
1078 |
1057 |
1057 |
1062 |
1068 |
1084 |
в том числе рабочих | 944 | 893 | 868 | 832 | 815 | 814 | 816 | 817 | |
Рентабельность
реализованной продукции, |
10,1 |
15,8 |
10,9 |
10,5 |
12,0 |
15,3 |
15,4 |
15,5 |
13,0 |
Информация о работе Структура рынка в некоторых отраслях промышленности РБ