Структура рынка в некоторых отраслях промышленности РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Промышленность всегда была, есть и будет одним из важнейших показателей благосостояния страны. В данной работе мы рассмотрим понятие отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь на примере Автомобилестроения, её структуру, проанализируем всю отрасль в целом. Также дадим небольшую характеристику ключевым предприятиям Республики Беларусь за последние годы. Основными источниками в получении материала для данной работы стали такие книги как «Республика Беларусь на пути к новой экономике» автор М.В. Мясникович; «Национальная экономика Республики Беларусь» автор О.И.Приходченко; энциклопедический справочник «Современная Беларусь» Том №2; «Национальная экономика Беларуси» авторы В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.2.ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8
2.СТРУКТУРА РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ 10
2.1.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
2.2.ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ОТРАСЛИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Автомобилестроение.doc

— 180.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

 

2.Структура  рынка на примере  отрасли Автомобилестроения

2.1.Анализ  развития отрасли  в Республике Беларусь

     Показателем развития страны является собственное  автомобилестроение. В Беларуси флагманом автомобилестроения по праву можно назвать Минский автомобильный завод (МАЗ). Президент Беларуси А. Лукашенко считает, что автомобиль — это то звено, которое «тянет» всю экономику страны. Автомобильная промышленность занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В состав подотрасли входят специализированные научно- исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий. Большинство из таких предприятий представлены в пункте 2.2. данной курсовой работы.

     В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Минский подшипниковый завод;  Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроуселители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Автокард» (карданные валы и автотехника); Гродненский завод  автоагрегатов (амортизаторы); Щучинский завод «Автопровод». [3, с.254]

     На  автомобилестроение работают многие предприятия  и производства других отраслей промышленности – химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.

     Модернизация  и техническое перевооружение предприятий  автомобильной промышленности обеспечат значительный рост выпуска грузовых автомобилей, что позволит  увеличить значительный рост выпуска грузовых автомобилей, что позволит увеличить их экспорт. Будут проведены реконструкции и техническое перевооружение РУУП «БелАЗ», РУП «МоАЗ», ПРУП «МАЗ», других предприятий отрасли. Одновременно осваивается выпуск нового ряда образцов автомобильной, строительно-дорожной, коммунальной и специальной техники по следующим семействам: тягачи, самоходные скреперы, самосвалы, машины для подземных работ, погрузчики, бульдозеры, автобетоносмесители, спецтехника, коммунальная техника, автокраны и малогабаритная техника.

     На  этапе (2006-2015гг.)  была поставлена задача по созданию базы для формирования постиндустриальной экономики. Целевыми ориентирами развития промышленности на этом этапе являются:

      - ежегодный прирост объемов производства  продукции при опережающем темпе  роста производительности труда;

     - достижение рентабельности не  ниже 20% по промышленности в целом;

     - выпуск продукции, соответствующей  мировым стандартам (её доля должна составлять 85% общего объема);

     - снижение материалоёмкости и  энергоёмкости продукции, прежде  всего в трех отраслях, где  она в 2-3 раза и более превышает  зарубежные аналоги.

     В 2010 г. планируется выход на качественно  обновленную технологическую базу производства промышленных изделий. Удельный вес прогрессивных технологий в  общем объеме промышленности в целом  должен возрасти до 55-60%; удельный вес  производств 5 и 6 технологических укладов составит соответственно 15 и 35%.

     Рост  технологического потенциала будет  сопровождаться увеличением доли сертифицированной  по мировым стандартам продукции  в общем объеме промышленного  производства, который в 2010г должен достигнуть 90%; почти в 2 раза увеличится удельный вес новой и научно-технической продукции в объеме экспорта.

     Эти задачи потенциально выполнимы при  благоприятных внешних условиях и если к их решению будут привлечены кадры, имеющие достаточно высокую  квалификацию и осведомленность об опыте решения аналогичных проблем в других странах.

     Таблица 2.1 Региональная структура промышленности Республики Беларусь (удельный вес   областей в республиканском производстве валовой продукции, %).

       Область     1985 г.     1990 г.     1995 г.      2000 г.    2005 г.
Брестская 10,4 11,3 9,6 10,1 9,1
Витебская 15,9 15,3 13,9 13,9 17,2
Гомельская 17,6 16,8 16,0 17,1 22,3
Гродненская 10,2 10,3 10,7 10,4 8,6
Минская 10,7 11,7 13,7 14,6 13,6
Могилевская 12,8 12,5 14,2 11,4 8,2
 г.  Минск 22,4 22,1 21,9 22,5 21,0
Всего 100,0 100.0 100,0 100,0 100,0

2.2.Характеристика  ключевых предприятий  и оценка конкурентной среды в отрасли

     Подотрасль  занимает ведущие позиции в отечественном  машиностроении, производит четвертую  часть всей его продукции, Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий.

     Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и  другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает  более300 моделей и модификаций. Это автомобили и автопоезда для междугородных и международных перевозок, автомобили-самосвалы, автобусы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, коммунальной и дорожной техникой, созданы первые троллейбусы. В настоящее время преобладают три семейства грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4,5 до 20т:МАЗ-64221 и МАЗ-6430 для международных перевозок,МАЗ-4370 для городских и местных перевозок. В 2000 г.начат выпуск трехосного седельного тягача МАЗ-64228 с силовыми агрегатами Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с., отвечающего нормам Евро-2 по экологическим требованиям. Продукция РУП «МАЗ» в основном специализируется в России(более 70%), в Беларуси (около 20%), других странах СНГ (2-3%),странах вне СНГ(3-5%).

     Белорусский автомобильный завод(РУП «БелАЗ»,г. Жодино) специализируется на выпуске  карьерных самосвалов большой и  особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного  оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Продукция предприятия – это карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 т; техника для обслуживания карьеров: фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры, тягачи-эвакуаторы; техника для подземных работ(шахтные вагоны, механические крепи для лавовых комплексов),а также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и другое тяжелое транспортное оборудование. В 2005 г. Изготовлен опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 320 т. [2, c.204]

     РУП «БелАЗ» входит в число семи ведущих  мировых концернов по производству карьерной техники. Самосвалы РУП  «БелАЗ» отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности  хода, маневренностью, легкостью в управлении, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке полезных ископаемых в северных широтах и жарких тропиках. Основными потребителями продукции РУП «БелАЗ» являются предприятия Российской Федерации (в 2002 г.было отгружено почти 75% всей продукции), другие страны СНГ.В Беларуси ранок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 т используется только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более 50 стран мира, что составляет около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. Развивается собственная товаропроводящая сеть РУП «БелАЗ». Которая обеспечивает поставки потребителям более 90% общего количества реализуемой техники.

     Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ») в разное время производил локомобили, мостовые краны, автоскреперы, автосамосвалы, автопогрузчики и другую технику. В  последние годы значительно расширена  номенклатура выпускаемых машин по специальным заказам наряду с основными видами продукции, которая включает самоходные скреперы, автопоезда для подземных работ и тоннелей, тягачи для буксировки самолетов, погрузчики, самосвалы повышенной проходимости, автобетоносмесители, шасси под монтаж различного оборудования.

     Минский завод колесных тягачей (РУП «МЗКТ») разрабатывает и производит многоосные автомобили высокой проходимости. Первоначально  такие машины использовались исключительно(90-95%) для военных целей -  устанавливались зенитно-ракетные комплексы и ракеты различного класса. Сегодня производятся седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси и шасси повышенной проходимости, предназначенные для монтажа различных установок- ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин, под краны грузоподъемностью 50 т, самосвалы, экскаваторы, автопоезда(50-70 т ) для транспортировки нефтяных и газовых труб по дорогам общего пользования и в труднодоступной местности. [2, c.205]

     Продукция УП «МЗКТ» экспотируется в Россию, Украину, Казахстан, страны Средней Азии, Балтии. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян-Волат» в провинции Хубэй.

     Производство  автобусов сосредоточено на Минском  автомобильном заводе и Лидском  заводе «Неман». Крупнейшим производителем является РУП «МАЗ» - вышел на проектную мощность более 1000 автобусов в год.На РУП «МАЗ» предусматриваются создание и освоение новых типов автобусов, в том числе городского трехосного автобуса пассажировместимостью от 115 до 125человек для работы в крупнейших городах со значительными объемами пассажиропотоков; малогабаритного автобуса МАЗ-152 пассажировместимостью до 50 человек. Поставка автобусов РУП «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.

     К автомобилестроению относят также  производство мотоциклов, которое сосредоточено на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе (ОАО «Мотовело»).

     В автомобилестроении широкое развитие получили специализации и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроусилители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Белкард» (карданные валы к автотехнике); Гродненсикий завод автоагрегатов (амортизаторы); Щучинское АО «Автопровод» и др. На автомобилестроение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности- химической и нефтехимической(автомашины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной(автостекло) и др.

     Модернизация  и техническое перевооружение предприятий  автомобильной промышленности обеспечат  значительный рост выпуска грузовых автомобилей, что позволит увеличить  их экспорт. Планируется реконструкция  и техническое перевооружение  РУП «БелАз», РУП «МоАЗ», РУП «МАЗ», других предприятий отрасли. [2, c.206] 

     Таблица 2.2 Основные показатели работы промышленности Республики Беларусь. 

  1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007. г.
Число

предприятий

 
1960
 
2427
 
2438
 
2390
 
2326
 
2271
 
2291
 
2343
 
9501
Объём продукции(в фактически действовавших  ценах(млрд.руб.)  
 
 
 
131373
 
 
 
 
10501
 
 
 
 
18612
 
 
 
 
24912
 
 
 
 
33387
 
 
 
 
48530
 
 
 
 
62545
 
 
 
 
77267
 
 
 
 
95515
Индексы общего объёма промышленного производства(в  сопоставимых ценах) 

В процентах  к 1995 г. 

В процентах  к предыдущему году

 
 
 
 
 
 
 
100 
 
 

88

 
 
 
 
 
 
 
164,4 
 
 

107,8

 
 
 
 
 
 
 
174,1 
 
 

105,9

 
 
 
 
 
 
 
181,9 
 
 

104,5

 
 
 
 
 
 
 
194,8 
 
 

107,1

 
 
 
 
 
 
 
225,8 
 
 

115,9

 
 
 
 
 
 
 
249,5 
 
 

110,5

 
 
 
 
 
 
 
277,9 
 
 

111,4

 
 
 
 
 
 
 
302,1 
 
 

108,7

Среднегодовая численность промышленно- производственного

персонала, тыс.человек

 
 
 
 
 
1176
 
 
 
 
 
1150
 
 
 
 
 
1124
 
 
 
 
 
1078
 
 
 
 
 
1057
 
 
 
 
 
1057
 
 
 
 
 
1062
 
 
 
 
 
1068
 
 
 
 
 
1084
в том  числе рабочих 944 893 868 832 815 814 816 817  
Рентабельность  реализованной продукции,процентов  
 
10,1
 
 
15,8
 
 
10,9
 
 
10,5
 
 
12,0
 
 
15,3
 
 
15,4
 
 
15,5
 
 
13,0

Информация о работе Структура рынка в некоторых отраслях промышленности РБ