Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:43, реферат
В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.
Глава 3
Финансовый рынок Республики Беларусь
3.1 Состояние финансового рынка Республики Беларусь
В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.
Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, также как и в Российской Федерации, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности посредством эмиссии и безвозмездной передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков «Имущество». В целом, основываясь на либеральных принципах, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами.
Одной из причин неполного достижения заявленных целей приватизации госсобственности явилось то, что, помимо документарной формы приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка «Беларусь» (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета. Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате – документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.
Основной же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и, в конечном счете, к продолжающейся в течение 2 десятилетилетий (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом. Также следует отметить определенные препятствия по обращению на фондовом рынке акций. Акции ведущих предприятий принадлежат государству (72,5% акций всех АО принадлежит государству), а государство, как известно, продавать их особо не торопится. Это означает, что обращение акций на фондовом рынке сведено к минимуму. В то время как на мировых фондовых биржах торги акциями занимают доминирующее положение [10].
Тормозящим фактором развития фондового рынка являются также высокие ставки налогов на операции с ценными бумагами. В настоящее время ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами в Беларуси составляет 24%.
По-прежнему туманными остаются гарантии для инвесторов в свободном распоряжении полученными доходами и беспрепятственном переводе их в другие сферы. Официальное законодательство гарантирует инвесторам возврат вложенного капитала и полученных от него доходов. Однако известны примеры, когда государство обязывало крупные предприятия, работающие с прибылью, отчислять часть своей прибыли в специальный фонд, именуемый фондом национального развития[8].
Но важно отметить, что в 2010 году Беларусь впервые в своей истории вышла на мировой рынок заимствований. В августе прошлого года были выпущены еврооблигации на один миллиард долларов США. Освоен новый рыночный инструмент привлечения республикой долгосрочного несвязанного внешнего финансирования, сформирован ориентир по стоимости и условиям заимствования на мировом финансовом рынке для белорусских банков и иных корпоративных заемщиков. Этот выпуск облигаций положил начало публичной кредитной истории Республики Беларусь как эмитента.
В январе 2011 года Министерство финансов успешно выпустило облигации Беларуси на международном финансовом рынке на 800 млн. долларов. Учитывая текущую конъюнктуру мирового финансового рынка, до конца 2011 года дополнительные выпуски еврооблигаций не планируется.
Источниками внешних заимствований в ближайшее время станут кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС, связанные кредитные ресурсы Российской Федерации на строительство АЭС и китайских банков для финансирования инвестиционных проектов.
В частности, правительством Беларуси с Эксимбанком Китая и Государственным банком развития КНР подписаны кредитные соглашения на сумму более 3,1 млрд. долларов для финансирования проектов в сфере телекоммуникаций, энергетики, цементной отрасли, транспорта. Наиболее крупные из них: строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы, реконструкция автомобильной дороги Минск-Гомель на участке Жлобин-Гомель, строительство линий по производству цемента, реконструкция Березовской и Лукомльской ГРЭС. На 1 июня 2011 года в рамках указанных проектов привлечено кредитных ресурсов на 1 млрд. долларов.
Беларусь также успешно сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). По состоянию на 1 июня 2011 года привлечены кредитные ресурсы этого банка на сумму 263,9 млн. долларов. Следует отметить, что займы МБРР наиболее комфортны по условиям. Они предоставляются на длительный срок, с отсрочкой на выплату основного долга и под низкую процентную ставку.
Кроме того, займы МБРР помимо экономического эффекта имеют социальную направленность и позволяют создать новые рабочие места, улучшить экологическую ситуацию, повысить качество жизни людей [8].
В составе финансовых институтов – организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов – инвестиционные фонды и страховые компании. В свою очередь, в составе финансовых посредников выделяются кредитные организации (включая небанковские кредитно-финансовые организации), операторы фондового рынка (брокеры/дилеры, доверительные управляющие), а в составе инфраструктурных институтов – учетные институты (регистраторы и депозитарии) и фондовые биржи [10].
Состав и численное соотношение профессиональных участников финансового рынка Республики Беларусь имеют ряд особенностей. Характерной чертой профессионального сообщества Республики Беларусь является малочисленность составляющих его финансовых институтов. Так, по данным Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), на 05.03.2012 г. всего было 32 действующих банков, из них 26 – с иностранным участием, а на долю 6 государственных банков, являющихся проводниками государственной социально-экономической политики, в 2010 г. приходилось до 71% от общего объема активных банковских операций. Совокупный капитал банковской системы Республики Беларусь, по данным НБ РБ, на 01.01.2011 г. составил 17 556,9 млрд бел. руб., а суммарные активы – 127 537,1 млрд бел. руб. Таким образом, частный сектор пока не являются доминирующим в банковской системе страны [5].
Суммарное количество профессиональных участников – операторов фондового рынка, по оценке БВФБ, в 2012 г. составляло 61 организацию, а действующих в настоящее время учетных институтов (депозитариев и депозитариев эмитента, в которые трансформировались существовавшие ранее специализированные регистраторы и осуществляющих, таким образом, в одном лице функции как реестродержателя, так и депозитария), по данным КЦБ РБ, было около 60 (включая банки и некредитные организации - совместители). В качестве организатора торговли (фондовой биржи) в Республике Беларусь в настоящее время представлена единственная организация – Белорусская валютно-фондовая биржа, совмещающая в одном лице функции фондовой и валютной бирж [2].
По данным Белорусской ассоциации страховщиков, по состоянию на 01.01.2011 г. на страховом рынке республики действовали 24 страховые организации, из них 8 – контрольные пакеты акций которых принадлежат государству (Белгосстрах, Белэксимгарант, РДУСП «Стравита»), и 1 страховой брокер. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 4 страховых организаций. Общая сумма страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию по состоянию на 01.01.2011 г. составила 1339 млрд бел. руб., чистая прибыль составила 48 млрд руб. Доля Белгосстраха в общей сумме страховых взносов, собранных страховщиками республики, составила 695 млрд бел. руб., или 52,0% (госпредприятие занимает лидирующую позицию на рынке страховых услуг) [9].
Страховой сектор развивается быстрыми (но недостаточно) темпами. Поэтому к 2015 году объем страховых услуг предполагается увеличить в 3,5 раза, а активы сектора нарастить до 2,5% к ВВП. В целях реального достижения таких параметров роста разработан целый комплекс мер и мероприятий. Они и стали основой недавно принятой правительством республиканской программы развития страховой деятельности на 2011–2015 годы. В ней предусматривается поэтапное создание равных условий для работы на рынке страховщиков всех форм собственности, повышение качественного уровня и доступности услуг, которые они оказывают населению, обеспечение страховым организациям благоприятных условий для ведения бизнеса [8].
Такие институциональные инвесторы, как оставшиеся со времен безвозмездной раздачи приватизационных чеков СИФы (всего осталось 5 из более 50), хотя и преобразовываются постепенно в классические инвестиционные фонды, находятся фактически в зачаточном состоянии вследствие указанных выше причин и вынуждены выполнять скорее декоративные функции (по крайней мере, до начала полномасштабной приватизации госсобственности и реального, а не государственного, акционирования).
Негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Республике Беларусь, по всей видимости, пока просто нет, ввиду только начавшегося в 2002 г. процесса реформирования существующей еще с советского времени системы пенсионного обеспечения [10].
В целом, основными участниками на бирже являются банки, поскольку только у них достаточно ресурсов для обеспечения работы на фондовой бирже.
3.2 Рынок ценных бумаг Беларуси
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, зарождающимся рынкам. Поэтому в Беларуси (как впрочем, и в странах Центральной и Восточной Европы) складывается смешанная модель фондового рынка. В качестве основных характеристик экономической модели рынка ценных бумаг Республики Беларусь можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, покрытие бюджетного дефицита происходит путем прямого кредитования и выпуска ценных бумаг, относительно высокая доля ценных бумаг банков на финансовом и фондовом рынках [].
В целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к рынку ценных бумаг и обеспечения его динамичного развития государство осуществляет регулирующую функцию.
Главным принципом регулирования рынка ценных бумаг является реализация общенациональных экономических интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг определяется Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком в пределах установленной компетенции.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам осуществляет Министерство финансов, функции и задачи которого в данной сфере определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов
Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» [2].
Общенациональная система биржевых торгов организована на базе открытого акционерного общества ”Белорусская валютно-фондовая биржа“.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» осуществляет работу с ценными бумагами всех видов, за исключением именных приватизационных чеков ”Имущество“. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» имеет исключительное право на организацию вторичного обращения государственных краткосрочных облигаций, государственных долгосрочных облигаций и краткосрочных облигаций Национального банка.
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих сегментов:
Корпоративные ценные бумаги (акции, облигации)
Государственные ценные бумаги (ГКО, ГДО)
Муниципальные ценные бумаги
Ценные бумаги коммерческих банков (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты)
Именные приватизационные чеки (ИПЧ) «Имущество» [].
Биржевой рынок корпоративных ценных бумаг представлен акциями и облигациями юридических лиц.
Таблица 1 - Динамика объема эмиссии акций юридических лиц Республики Беларусь, млрд. руб.
| Период | |||
Декабрь 2010 | Январь 2011 | Декабрь 2011 | Январь 2012 | |
Объём эмиссии акций: ОАО
ЗАО | 3 702.0 | 4 188.5 | 15 092.6 | 1 517.0 |
3 674.6 | 4 134.3
| 14 880.2 | 1 452.7 | |
27.4 | 54.2 | 212.4 | 64.3 |