Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:43, реферат
В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.
В рамках оказания информационно-аналитических услуг биржа проводит конференции, семинары, совещания, специалистами биржи публикуются статьи и аналитические материалы о событиях и новациях на финансовых рынках [].
Таким образом, рынок ценных бумаг Республики Беларусь относится к развивающимся рынкам. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен корпоративными ценными бумагами, государственными ценными бумагами, муниципальными ценными бумагами, ценными бумагами коммерческих банков, именными приватизационными чеками «Имущество». По сравнению с 2009 годом в 2010 году объём эмитированных корпоративных ценных бумаг увеличился. На данный момент вексельное обращение на рынке ценных бумаг Республики Беларусь отсутствует. В республике функционирует двухуровневая депозитарная система, которая осуществляет учет прав по ценным бумагам и является наиболее передовой в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. На фондовом рынке страны действует 73 профессиональных участника.
3.3 Регулирование финансового рынка Республики Беларусь
В контексте международного опыта развития финансовых рынков развитых стран систему регулирования финансового рынка Республики Беларусь можно рассмотреть в виде трехуровневой системы регулирования, включающей:
уровень национального законодательства;
уровень органов государственного регулирования;
уровень саморегулирования финансового рынка.
К основным базовым документам, определяющим основы и особенности функционирования финансового рынка Республики Беларусь, относятся:
приватизационные законы, устанавливающие основные принципы и порядок приватизации государственной собственности;
Закон РБ№ 1512-XII от 12.03. 1992 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах» с последующими изменениями и дополнениями, определяющий единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи;
постановление Совета Министров Республики Беларусь (СМ РБ) № 456 от 08.05.1997 г. «О защите прав инвесторов», устанавливающее ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг за невыполнение требований государственного регулирующего органа;
закон РБ № 280-3 от 09.07. 1999 г. «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», определяющий правовые основы осуществления депозитарной деятельности и структуру депозитарной системы Республики Беларусь;
банковский кодекс Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 г., законодательно устанавливающий основные принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирование отношений между ними, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Основными органами государственного регулирования финансового рынка Республик Беларусь являются Национальный банк Республик Беларусь (НБ РБ), Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь (КЦБ РБ) и Министерство финансов Республики Беларусь.
Также к органам государственного регулирования финансового рынка Республики Беларусь, помимо указанных выше государственных регуляторов, можно отнести Министерство экономики Республики Беларусь, в состав осуществляемых функций которого включены:
проведение чековых или денежных аукционов по продаже пакетов акций, находящихся в государственной собственности (в рамках деятельности Фонда государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь);
проведение антимонопольной политики в целях защиты и развития конкуренции на финансовом рынке Республики Беларусь (в рамках деятельности департамента по антимонопольной политике).
Функции регулирования финансового рынка Республики Беларусь на уровне саморегулирования выполняют структурообразующие инфраструктурные организации, образованные указом Президента Республики Беларусь № 366 от 20.07. 1998 г. «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг», - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и ГП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг».
ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», основным акционером которой является Национальный банк Республики Беларусь (более 98%, а остальным акционерам – членам биржи принадлежит менее 2% акционерного капитала), осуществляет следующие функции, которые можно отнести к регулирующим:
установление правил членства (наличие лицензии, требования к собственному капиталу, финансовой достаточности, квалификации трейдеров, установление состава и порядка предоставления отчетности члена биржи), порядка допуска и прекращения допуска к торгам;
установление требований по допуску ценных бумаг к обращению на бирже - включению ценных бумаг в листинг (котировальные листы соответствующих уровней);
осуществление клиринга и выполнение функций расчетного депозитария по негосударственным эмиссионным ценным бумагам, допущенным к торгам;
осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами в рамках единой расчетно-клиринговой системы (НБ РБ - БВФБ);
сертификацию программных и технических средств, используемых для создания, обработки, передачи, хранения и защиты электронных документов;
регистрацию сделок с акциями и облигациями белорусских предприятий, заключенных на внебиржевом рынке, в Белорусской котировочной автоматизированной системе (БЕКАС), функционирующей на базе Интернет-технологий биржи, формирование базы данных о ценах на корпоративные ценные бумаги, складывающихся на внебиржевом рынке;
формирование операционных фондовых рейтингов профессиональных участников - членов фондовой секции биржи;
законотворческую деятельность (подготовку проектов законодательных актов), касающуюся клиринговой и депозитарной деятельности, а также деятельности организаторов торгов.
ГП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (РЦД), являющийся центральным депозитарием в отношении негосударственных ценных бумаг, осуществляет следующие функции регулирования на фондовом рынке, а также в отношении депозитариев второго уровня, связанных с ним корреспондентскими отношениями:
обеспечение централизованного хранения разрешенных к обращению негосударственных ценных бумаг (акций, облигаций) и учета прав на них;
обеспечение сбора реестра владельцев ценных бумаг эмитента для депозитария эмитента, осуществляющего ведение реестра данного эмитента, на основании информации, полученной от депозитариев-корреспондентов;
присвоение идентификационных кодов выпускам ценных бумаг, прошедшим государственную регистрацию;
обеспечение расчетов по операциям с ценными бумагами путем ведения и обслуживания корреспондентских счетов депозитариев второго уровня;
осуществление контроля за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска, хранящихся в центральном депозитарии и находящихся на учете в депозитарной системе;
установление требований (единых стандартов) по ведению и учету депозитарных операций и контроль за их выполнением депозитариями второго уровня.
Характерной особенностью системы регулирования финансового рынка Республики Беларусь является высокая степень централизации не только в отношении государственного регулирования (Минфин РБ – эмиссия государственных ценных бумаг и управление госдолгом, НБ РБ – банковское и валютного регулирование, КЦБ РБ – профессиональные участники рынка ценных бумаг), но и в целом функционирования финансовых рынков, реализованной путем создания единого пространства по обращению основных финансовых инструментов (валюты, государственных и корпоративных ценных бумаг) в связках «Нацбанк – биржа (БВФБ) – операторы финансового рынка» и «Центральный депозитарий (РЦД – депозитарии – эмитенты», а также за счет участия государства в структурообразующих инфраструктурных организациях – БВФБ (через участие НБ РБ в капитале биржи) и РЦД (госпредприятие) [10].
Все изложенное выше, а также неразвитое пока в Республике Беларусь страхование ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг дают основание считать не вполне достаточным уровень надежности профессиональных участников и соответственно защиты прав инвесторов вследствие недостаточной проработанности вопросов управления рисками, совмещения различных видов деятельности на рынке ценных бумаг, адекватных фактически неограниченной степени такого совмещения.
При отмеченных высоких рисках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, прежде всего связанных с возможностью совмещения всех видов деятельности, абсолютные величины возможных потерь достаточно невелики, что объясняется крайней неразвитостью фондового рынка корпоративных ценных бумаг, а также отсутствием рыночных котировок, а, следовательно, и ценовых ориентиров возможных потерь для абсолютного числа выпусков корпоративных ценных бумаг. Однако в будущем, по мере развития фондового рынка Республики Беларусь, вопросы эффективного управления рисками, связанными с профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, потребуют особого внимания со стороны как государственных регулирующих органов, так и профессионального сообщества этой страны.
Что касается сформированной в Республике Беларусь централизованной двухуровневой депозитарной системы, образованной центральным депозитарием и его корреспондентами – депозитариями второго уровня, то при неоспоримом достоинстве такой системы, выражающемся в создании в рамках страны единого учетного пространства по корпоративным ценным бумагам, необходимо отметить, что создание такой системы происходило административными, а не рыночными методами, что в перспективе может привести (при недостаточном антимонопольном контроле) к злоупотреблению центральным депозитарием своим доминирующим положением. Кроме того, принимая во внимание очевидное нежелание государственных структур Республики Беларусь терять контроль над государственной собственностью, передавая или продавая ее частным инвесторам.
При отмеченных выше причинах общей неразвитости финансового и особенно фондового рынков Республики Беларусь, выражающейся, в частности, в крайне низких объеме и ликвидности рынка корпоративных ценных бумаг, в целом финансовая система Республики Беларусь обладает всеми атрибутами, присущими цивилизованному финансовому рынку. При этом необходимо отметить, что формирование финансовой системы Республики Беларусь, происходящее с некоторым отставанием от формирования финансовых систем стран – бывших советских республик, происходило с учетом как положительных, так и отрицательных результатов проводимых ими реформ, позволяя тем самым соотносить свои действия с опытом государств-первопроходцев.