Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 04:13, лекция
Промышленный рынок - это совокупность взаимоотношений между деятелями рынка (производители, посредники, потребители, банки, государственные органы, агенты, брокеры, фирмы, предлагающие услуги), осуществляемых в границах определенной территории, в определенный момент времени и в рамках действующего законодательства.
ТЕМА: ПРОМЫШЛЕННЫЕ РЫНКИ
Промышленный рынок - это совокупность взаимоотношений между деятелями рынка (производители, посредники, потребители, банки, государственные органы, агенты, брокеры, фирмы, предлагающие услуги), осуществляемых в границах определенной территории, в определенный момент времени и в рамках действующего законодательства.
Основные отличия промышленных рынков от потребительских:
1. Розничный покупатель действует на рынке не с целью получения прибыли, а для удовлетворения своих личных потребностей, чаще всего совершает покупки самостоятельно и выступает только в роли покупателя. В роли продавцов на потребительском рынке выступают компании.
На промышленном рынке действуют компании и организации, которые не являются только продавцами или только покупателями. Деятели промышленного рынка в разных сделках выступают в разном качестве - могут быть и продавцами, и покупателями, и партнерами. Это обеспечивает их активную позицию по отношению к выбору партнера по сделке.
2. На потребительском рынке покупатели пассивны в выборе товара среди конкурирующих марок. Большим спросом пользуется продукция, торговая марка которой активно рекламируется. Розничный потребитель более подвержен восприятию рекламы от средств массовой информации. Решение о покупке принимается быстро и практически единолично.
3. В связи с постоянной функциональной зависимостью в товарах, запасных частях и обслуживании деятели промышленного рынка находятся в комплексной взаимозависимости друг от друга, что значительно сужает возможности выбора и перемены поставщика. Поэтому промышленные покупатели несвободны в выборе партнера. Особенно сильно эта зависимость проявляется на сырьевых рынках, добыча ресурсов на которых ограничена, а также на монопольных рынках. Розничные потребители в большинстве случаев не зависят от продавцов и при отсутствии в магазине товара определенной торговой марки, могут с легкостью приобрести аналогичный товар другой марки.
4. На потребительском
рынке все розничные
5. Промышленные продавцы и покупатели обладают высокими профессиональными навыками в области продукции, которую продают или покупают. На потребительских рынках чаще всего покупатель не осведомлен об истинных характеристиках товара, больше доверяет рекламе и продавцу-консультанту.
6. На промышленных рынках конкурентами являются не только производители однотипных товаров, как на потребительских рынках, а все промышленные деятели, осуществляющие операции на данном рынке.
7. Промышленные рынки очень нестабильны, особенно рынки ППТН. Постоянные изменения в технике и технологии ведут к быстрому устареванию старых и появлению новых товаров.
Коммуникации (как на промышленных, так и на потребительских рынках) - это вся совокупность возникающих связей и отношений между субъектами рынка в процессе их деятельности. Они могут включать производственные и технологические связи между кооперирующимися компаниями, деловые отношения между покупающими и продающими фирмами, личные контакты между персоналом компаний, информационные связи и т.п.
Коммуникации на промышленных рынках включают также отношения между конкурирующими компаниями, отношения с банками и государственными.
Коммуникации являются основным элементом анализа в промышленном маркетинге, а установление и развитие отношений - основной целью промышленного деятеля.
Развитие отношений между партнерами на промышленном рынке может осуществляться на трех уровнях посредством определенных инвестиций:
При установлении новых отношений между партнерами всегда существует некая дистанция, которая сокращается с течением времени в результате тесного общения.
Виды дистанций:
1. Географическая дистанция - сокращается путем открытия филиалов или сбытовых отделений в более удобных местах для постоянных клиентов.
2. Социальная дистанция – появляется вследствие того, что будущие партнеры плохо знают друг друга и все обещания воспринимают с осторожностью до тех пор, пока они не будут подкреплены конкретным действием. С течением времени партнеры набирают опыт общения друг с другом, приспосабливаются и адаптируются друг к другу, постепенно стирая социальные различия в отношениях.
3. Технологическая
дистанция является особо
4. Культурная дистанция имеет принципиальное значение при установлении отношений через национальные границы. Иногда различия в национальной культуре играют решающую роль для разрыва отношений.
Деятели промышленных
рынков взаимодействуют для достижения
своих целей в следующих
I. Обменная деятельность между компаниями.
Включает отношения купли-продажи, т.е. это деятельность компаний по продаже и закупке различных ресурсов, готовой продукции, оказанию различного рода услуг и т.п.
II. Технико-экономическое сотрудничество.
Осуществляется на следующих условиях:
1. На условиях технического содействия осуществляется обычно при строительстве или реконструкции хозяйственных объектов.
2. На подрядных условиях осуществляется, когда поставщик несет полную ответственность за организацию строительства объекта и пусконаладочные работы, то есть степень ответственности и круг обязанностей поставщика значительно возрастает. Разделяют две формы сотрудничества на подрядных условиях:
2.1 «под ключ» - когда поставщик полностью отвечает за сооружение объекта и считается выполнившим свои обязательства при передаче заказчику ключа от готового к эксплуатации предприятия;
2.2 «под готовую продукцию» - когда поставщик полностью отвечает за сооружение объекта и пуск предприятия и считается выполнившим свои обязательства при достижении объектом расчетной мощности по выпуску продукции;
3. Сотрудничество в создании предприятий совместной деятельности - по этой форме поставщик после завершения строительства продолжает участвовать в управлении функционирующего объекта, в получении определенной доли прибыли и готовой продукции.
III. Промышленное и производственное сотрудничество - основывается на активном развитии специализации и кооперации промышленного производства.
Особенностью кооперационных соглашений является организация производства нового объекта совместно с партнером. Производственно-кооперационные отношения позволяют шире использовать преимущества науки и техники, снижения издержек производства и повышения эффективности производственных процессов, устанавливать долговременные производственно-технические связи с ведущими промышленными предприятиями данной отрасли, выпускать конкурентоспособную продукцию.
Объектами промышленной кооперации могут быть технологические процессы, машиностроительная продукция, автоматизированные системы управления. При этом кооперация бывает трех видов:
- предметная (выпуск готовых машин одной отрасли - внутриотраслевая и выпуск машин разных отраслей - межотраслевая);
- подетальная (производство деталей, узлов, агрегатов);
- технологическая (выполнение отдельных технологических процессов).
IV. Научно-техническое сотрудничество – может рассматриваться как форма торговли патентами и лицензиями и как аккумулирование финансовых средств различных компаний, действующих в одной сфере бизнеса или имеющих интерес в какой-то определенной области, в том числе государственных средств, направляемых на научно-технические исследования и разработку новых товаров.
Получение информации
о деятелях промышленного рынка
является важнейшим фактором повышения
конкурентоспособности
Деятели промышленных рынков в конкурентной борьбе пользуются не всегда законными приемами сбора информации. Рассмотрим классификацию источников информации:
1. Опубликованные и открытые материалы.
2. Раскрытие сведений служащими конкурента и получение их без оплаты.
3. Изучение рынка и сообщения консультантов.
4. Финансовые отчеты.
5. Торговые ярмарки, выставки и рекламные материалы конкурирующих фирм.
6. Анализ товаров конкурирующей фирмы.
7. Легальный
опрос предпринимателей о
8. Замаскированный опрос и «выуживание» информации в ходе общих встреч со служащими конкурирующей фирмы.
9. Тайное прямое наблюдение.
10. Ложный опрос о возможностях занятости персонала конкурирующей фирмы.
11. Наем профессиональных
исследователей с целью
12. Использование служащего конкурирующей фирмы с целью получения доступа к специальным «ноу-хау».
13. Нарушение права владения
на физической территории
14. Подкуп поставщиков
или служащих конкурирующей
15. «Подсадка» своих людей к конкуренту.
16. Подслушивание телефонных разговоров конкурента.
17. Кража чертежей, результатов опытов, документов и т.п.
18. Шантаж.
Источники с 1 по 6 считаются законными, с 7 по 18 по нарастающей - незаконными и неэтичными!