Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Заключение
Переходная
экономика представляет собой такое
особое состояние экономической
системы, когда она функционирует
в период перехода общества от одной
сложившейся исторической системы
к другой. Переходный период — это
период времени, в течение которого
общество осуществляет коренные экономические,
политические и социальные преобразования,
а экономика страны переходит
в новое, качественно иное состояние
в связи с кардинальными
Переходная экономика имеет ряд отличительных
признаков: неустойчивость; неполнота,
отсутствие или зачаточное состояние
отдельных институтов рынка; масштабность
и глубина идущих преобразований; альтернативный
характер и другие.
Можно выделить следующие главные задачи
переходной экономики:
6. Преодоление кризисных явлений, углубившихся
после вступления общества в переходную
экономику.
7.
8.
9. Создание условий экономической свободы
для всех субъектов хозяйствования.
10. Создание развитой системы социальной
защиты и социальных гарантий, ограждающих
население от тяжелых последствий реформирования
экономики.
Сложились две противостоящие друг другу
концепции. Одна из них называется «градуализм»
(от английского слова «gradual» - постепенный),
а вторая - «шоковая терапия».
Градуализм - это экономическая концепция,
которая предполагает проведение медленных,
последовательных реформ и отводит государству
главную роль в формировании рынка. Сторонники
этой концепции считают, что для создания
рынка государство должно постепенно
заменять элементы командно-административной
экономики рыночными отношениями. По мнению
градуалистов, это позволит смягчить процессы
преобразований и избежать резкого снижения
производства и жизненного уровня населения.
«Шоковая терапия» - это экономическая
концепция, которая считает инструментом
формирования рынка и антиинфляционной
политики одномоментную либерализацию
цен, резкое сокращение государственных
расходов и достижение бездефицитного
бюджета. Она основана на идеях монетаризма.
Согласно монетаристской доктрине, главная
задача государства в переходный период
- поддержание устойчивости финансовой
системы, поскольку без стабильной денежной
единицы рынок существовать не может.
Поэтому борьба с инфляцией - стержень
монетаризма.
В нашей стране существуют некоторые особенности
перехода к рыночной экономике:
· длительный экономический спад;
· кризис технологий;
· углубление структурных диспропорций;
· высокая подвижность и изменчивость
отношений собственности;
· значительные масштабы государственного
регулирования;
· «переходное» состояние производственных
отношений.
Процесс перехода к рыночным отношениям
начался в 1991 году. Это было обусловлено
экономическим кризисом, начавшимся в
1990-ом году. Этот период характеризуется
резким спадом производства и высоким
уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался
основной и оборотный капитал предприятий
и денежные сбережения граждан, резко
упали реальные денежные доходы населения.
Резко сузились рынки сбыта продукции.
Резко сократились объемы капитального
строительства.
Для предотвращения надвигающейся национальной
катастрофы, обеспечения роста производства
и стабилизации экономики требовалось
принятие решительных мер.
Была разработана программа неотложных
мер по выходу экономики страны из кризисного
состояния. Реализация этой программы
обеспечила макроэкономическую стабилизацию:
возобновился экономический рост, стала
проводиться жесткая денежная и кредитная
политика, стабилизировался курс белорусского
рубля.
На сегодняшний день Беларусь находится
в числе лидеров среди стран СНГ по повышению
уровня жизни населения, росту ВВП и промышленного
производства.
Однако существует и ряд отрицательных
тенденций, среди которых следует особо
выделить преимущественно экстенсивный
путь развития экономики и неэффективных
предприятий. За 2001 год по приросту ВВП
среди десяти стран Беларусь занимала
девятое место, по приросту общего объема
промышленной продукции и инвестиций
в основной капитал – седьмое, по индексу
потребительских цен – девятое, росту
цен на промышленную продукцию – десятое.
А по уровню инфляции Беларусь держится
на первых местах. Все это результат продолжения
политики экстенсивного развития.
В Беларуси проявляется тенденция обострения
инфляционных процессов. Это одна из причин,
препятствующих притоку иностранных инвестиций
в нашу страну. Все это приводит к снижению
конкурентоспособности отечественной
продукции и услуг, которое усугубляется
еще и наличием дискриминационных мер
со стороны отдельных государств-участников
мировой торговли, неразвитостью инфраструктуры
внешней торговли и товаропроводящих
сетей белорусских предприятий.
В реальном секторе экономики наблюдается
тенденция снижения важнейшего показателя
экономической эффективности производства
– рентабельности реализованной продукции,
работ и услуг.
Экономика Беларуси очень чувствительна
к налоговым изменениям. Эта зависимость
в последние годы усиливается, о чем говорят
высокие значения налогового мультипликатора
и его рост.
Имеются проблемы и в банковской сфере.
В связи с ужесточением денежно-кредитной
политики углубилось противоречие между
монетарной и фискальной политикой. В
сфере внешней торговли наблюдается тенденция
сохранения высокого отрицательного сальдо,
а также неустойчивости развития белорусско-российского
рынка.
Финансовое положение предприятий ухудшилось.
Низкий уровень рентабельности, а также
недостаточная инвестиционная база не
позволили продвинуться предприятиям
в решении проблем расширения рынков сбыта
продукции и сокращения просроченной
внешней задолженности.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь