Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В
германской экономической модели государство
не устанавливает экономические
цели – это лежит в плоскости
индивидуальных рыночных решений, –
а создает надежные правовые и
социальные рамочные условия для
реализации экономической инициативы.
Такие рамочные условия воплощаются
в гражданском обществе и социальном
равенстве индивидов (равенстве
прав, стартовых возможностей и правовой
защите). Они фактически состоят
из двух основных частей: гражданского
и хозяйственного права, с одной
стороны, и системы мер по поддержанию
конкурентной среды – с другой.
Важнейшая задача государства –
обеспечивать баланс между рыночной
эффективностью и социальной справедливостью.
Трактовка государства как
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:
индивидуальная
свобода как условие
Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе.
Расширение
функций государства в
Особым
фактором объективного повышения роли
государства выступает
Но,
естественно, ошибочно было бы видеть
в государственном
Прежнее
противопоставление государства и
рынка в развитых странах потеряло
смысл: и государство, и рынок
занимают в социально-экономической
системе вполне определенное место,
выполняют присущие только им функции
и существуют в неразрывном единстве.
В модели социальной рыночной экономики,
по-видимому, найдено удачное сочетание
государства и рынка в форме
активного вмешательства
В
модели социального рыночного
На
практике конкурентный механизм действует
далеко не всегда гладко. Существует множество
монополистических объединений, особенно
типичного для германской экономики
картельного типа, причем многие из
них на деле находятся под покровительством
государства. В концептуальном плане,
однако, заслуживает внимания сама
постановка вопроса о связи между
конкуренцией и социальным благосостоянием,
которая проявляется в
конкуренция обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма и тем самым способствует максимизации общественного богатства; конкуренция устанавливает соответствие между доходами и вложениями факторов производства, в том числе между заработной платой и затратами труда, и таким образом поддерживает социальную справедливость; конкуренция ограничивает рост цен и обеспечивает доступность товаров и услуг для основной массы населения.
Третий
принцип германской социальной рыночной
экономики – это социальное партнерство.
Сегодня он становится одним из ведущих
принципов организации
Две
черты наиболее ярко характеризуют
систему социального
Во-вторых, это существенное ограничение права на забастовку. Согласно закону спорные вопросы обычно должны передаваться на рассмотрение согласительного органа, состоящего из представителей работников, работодателей и независимого председателя.
Инструментарий германской и других западноевропейских экономик далеко не ограничивается описанными принципами и механизмами. Они образуют ядро модели социального рыночного хозяйства и представляют интерес с точки зрения развития реформ в постсоциалистических странах. Наряду с этим необходимо отметить, что, например, сами немецкие специалисты еще не вполне уверены в том, что сформированная экономика и есть социальное рыночное хозяйство. Поэтому повторять, копировать экономическую модель – вряд ли добрый совет. Другое дело – использование здоровых идей и принципов. Однако они требуют специальной адаптации в разных регионах и странах
Административно-командная
экономическая система
Командная система экономики – это способ
организации экономической жизни, при
котором капитал и земля находятся в собственности
государства, а распределение ограниченных
ресурсов осуществляется по указаниям
центральных органов управления и в соответствии
с планами.
Рождение
командной системы явилось
В соответствии с марксистской теорией
предусматривалось резкое повышение благосостояния
страны и устранение различий в индивидуальном
благополучии граждан путем ликвидации
частной собственности, а также ведение
всей хозяйственной деятельности на основе
единого общеобязательного (директивного)
плана, который разрабатывается руководством
государства на научной основе.
Командная
система предполагает полную ликвидацию
частной собственности и ее замену
на государственную. Основные экономические
вопросы решаются государственными
органами управления и реализуются
с помощью обязательных для исполнения
распоряжений и планов. Для этого
государство вынуждено
Хозяйственная деятельность предприятий-производителей
в командной системе СССР регулировалась:
В соответствии с этой системой всеми ресурсами, объявленными общенародной собственностью, в действительности полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники. В результате доходы людей и предприятий перестают зависеть от того, насколько рационально они используют ресурсы, насколько в продуктах их труда действительно нуждается общество. Оценка результатов деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают с реальными нуждами общества. В сочетании с уравнительной системой оплаты труда и ростом коррумпированности чиновников это приводит к потере людьми интереса к труду.
Административно-командная
экономика – это хозяйство, в
котором господствует государственная
форма собственности и
Хозяйственная
самостоятельность предприятий
и организаций в
Ценообразование
осуществляется исключительно административным
путём. Все товары продаются и
покупаются по ценам, установленным
специальными государственными органами.
Руководство предприятий и организаций,
нарушающее административные рекомендации
и государственные плановые задания, наказывается
правоохранительными и вышестоящими ведомственными
органами.
Административно-командная
экономика сформировалась в СССР
в начале 1930-х гг., действовала
также в странах Центральной
и Восточной Европы, Китае, Вьетнаме
и др. В результате применения единых
негибких административных форм и методов
хозяйствования, в равной степени
использовавшихся для всех отраслей
и регионов страны, для всех типов
предприятий и организаций, снижалась
производительность труда, росли затраты
материальных и финансовых средств.
В целом административно-
Неэффективность
командной системы в СССР и
других странах бывшего
Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь