Социально-экономическое развитие Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 252.85 Кб (Скачать)

    В германской экономической модели государство  не устанавливает экономические  цели – это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, –  а создает надежные правовые и  социальные рамочные условия для  реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются  в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве  прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят  из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной  стороны, и системы мер по поддержанию  конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства –  обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника  и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы  западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции  социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о  более активном вмешательстве государства  в экономику.

    Германская  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

    индивидуальная  свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это  условие обеспечивается активной государственной  политикой поддержания конкуренции; социальное равенство. Рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного равенства  требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве; антициклическое регулирование; стимулирование технологических и организационных инноваций; проведение структурной политики.

    Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое  сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической  истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние  десятилетия в Западной Европе.

    Расширение  функций государства в современном  обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей  сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая  стала одним из важнейших факторов экономического роста. Так, уровень  образования, квалификация рабочей  силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы  и качество экономического роста, что  подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей  силы, на экономическое развитие в  целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние  окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща  сильная социальная направленность. В экономической теории, как известно, рассматриваются возможности проявления социальных эффектов в условиях совершенной  конкуренции, но реальная жизнь вносит слишком много “помех” и не позволяет проявиться этим эффектам.

    Особым  фактором объективного повышения роли государства выступает характерная  для современных обществ “институциональная ригидность” – наличие социальных и экономических механизмов, которые  допускают изменение фундаментальных  рыночных переменных только в одном  направлении и препятствуют изменениям в обратном направлении. Например, абсолютный уровень цен и зарплаты обычно увеличивается, а когда наступает  спад деловой конъюнктуры, то снизить  цены и зарплату, уволить часть  работников для любого предпринимателя  крайне затруднительно. Современная  экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему  капитализму.

    Но, естественно, ошибочно было бы видеть в государственном регулировании  панацею от всех социально-экономических  проблем. Подобно тому как есть “провалы рынка”, есть и “провалы государства”. Экономическая эффективность –  это прежде всего рынок. Все современные  развитые экономики опираются на рыночные принципы, которые постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику.

    Прежнее противопоставление государства и  рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок  занимают в социально-экономической  системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции  и существуют в неразрывном единстве. В модели социальной рыночной экономики, по-видимому, найдено удачное сочетание  государства и рынка в форме  активного вмешательства государства  в экономику, прежде всего в социальную сферу, при безусловном соблюдении фундаментальных принципов рыночной экономики.

    В модели социального рыночного хозяйства  огромное значение придается поддержанию  конкурентной среды. Защита конкуренции  может рассматриваться как второй основополагающий принцип концепции  социального рыночного хозяйства. С целью поддержания конкурентной среды в ФРГ разработаны многочисленные и чрезвычайно подробные законы, что вообще характерно для германской системы государственного экономического управления. Защита конкуренции –  одна из центральных функций государства  в германской модели, во многом определяющая пути вмешательства государства  в экономическую жизнь: рыночная система может легко потерять конкурентный характер, если его не будет поддерживать экзогенная нерыночная сила.

    На  практике конкурентный механизм действует  далеко не всегда гладко. Существует множество  монополистических объединений, особенно типичного для германской экономики  картельного типа, причем многие из них на деле находятся под покровительством государства. В концептуальном плане, однако, заслуживает внимания сама постановка вопроса о связи между  конкуренцией и социальным благосостоянием, которая проявляется в следующем:

    конкуренция обеспечивает наиболее эффективное  функционирование рыночного механизма  и тем самым способствует максимизации общественного богатства; конкуренция  устанавливает соответствие между  доходами и вложениями факторов производства, в том числе между заработной платой и затратами труда, и таким  образом поддерживает социальную справедливость; конкуренция ограничивает рост цен  и обеспечивает доступность товаров  и услуг для основной массы  населения.

    Третий  принцип германской социальной рыночной экономики – это социальное партнерство. Сегодня он становится одним из ведущих  принципов организации социально-экономических  систем. Идея терпеливого и настойчивого поиска компромисса между социальными  группами, объективно предрасположенными к конфронтации, отражает высокий  уровень развития общества вообще и  его политической культуры в частности. Социальное партнерство – это  как бы перерастание рыночных отношений  за границы собственно экономики  в сферу социальных отношений: продавцы и покупатели рабочей силы договариваются об условиях “сделки” как равноправные участники социального контракта. Западноевропейская модель социального  партнерства, особенно в ее германском варианте, давно вышла за рамки  отраслевых тарифных соглашений.

    Две черты наиболее ярко характеризуют  систему социального партнерства  в ФРГ. Во-первых, это “принцип соучастия”, предусматривающий участие представителей работников в работе наблюдательных советов с правом решающего голоса при обсуждении вопросов заработной платы, условий труда и кадровой политики. Он дает представителям работников реальное право участвовать в  управлении предприятием и тем самым  превращает их в партнеров работодателей. Работники пользуются очень высокой  степенью социальной защиты, например, защиты от увольнений. Примечательно, что в наблюдательные советы включают представителей конкретного трудового  коллектива, а не профсоюза. Суть этого  правила в том, чтобы оградить наблюдательные советы от социально-политических конфликтов, нередко привносимых  на предприятия профсоюзами.

    Во-вторых, это существенное ограничение права  на забастовку. Согласно закону спорные  вопросы обычно должны передаваться на рассмотрение согласительного органа, состоящего из представителей работников, работодателей и независимого председателя.

    Инструментарий  германской и других западноевропейских экономик далеко не ограничивается описанными принципами и механизмами. Они образуют ядро модели социального рыночного  хозяйства и представляют интерес  с точки зрения развития реформ в  постсоциалистических странах. Наряду с этим необходимо отметить, что, например, сами немецкие специалисты еще не вполне уверены в том, что сформированная экономика и есть социальное рыночное хозяйство. Поэтому повторять, копировать экономическую модель – вряд ли добрый совет. Другое дело – использование  здоровых идей и принципов. Однако они  требуют специальной адаптации в разных регионах и странах

    1. Административно-командная и рыночная экономические системы

     
            Административно-командная экономическая система  
Командная система экономики – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

    Рождение  командной системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана В. И. Лениным и И. В. Сталиным [ REF _Ref130633896 \r  \* MERGEFORMAT 14]. 
В соответствии с марксистской теорией предусматривалось резкое повышение благосостояния страны и устранение различий в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, а также ведение всей хозяйственной деятельности на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе.

    Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности и ее замену на государственную. Основные экономические  вопросы решаются государственными органами управления и реализуются  с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого  государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни  общества, включая установление цен  и заработной платы. 
Хозяйственная деятельность предприятий-производителей в командной системе СССР регулировалась:

  • Государственным плановым комитетом (отвечавшим на вопрос, что производить и в каких объемах);
  • Отраслевым министерством (отвечавшим на вопрос, как производить), диктовавшим технологию производства и выделявшим средства на покупку оборудования;
  • Государственным комитетом по снабжению (отвечавшим на вопрос, кому продавать и у кого покупать ресурсы);
  • Государственным комитетом по ценообразованию (отвечавшим на вопрос, по какой цене продавать);
  • Государственным комитетом по труду и заработной плате (отвечавшим на вопрос, сколько платить работникам) и др.

    В соответствии с этой системой всеми  ресурсами, объявленными общенародной собственностью, в действительности полновластно распоряжаются государственные  и партийные чиновники. В результате доходы людей и предприятий перестают  зависеть от того, насколько рационально  они используют ресурсы, насколько  в продуктах их труда действительно  нуждается общество. Оценка результатов  деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают  с реальными нуждами общества. В сочетании с уравнительной системой оплаты труда и ростом коррумпированности чиновников это приводит к потере людьми интереса к труду.

    Административно-командная  экономика – это хозяйство, в  котором господствует государственная  форма собственности и основные, а также менее значимые экономические  решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в  виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической  единицы. Методы и механизмы товарного  производства и рыночной экономики  не применяются или применяются  в ограниченном, а иногда и в  искажённом виде. Централизованная бюрократическая  система управления использует в  основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

    Хозяйственная самостоятельность предприятий  и организаций в административно-командной  экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые  детально определяют доводимые до каждого  предприятия в виде подробной  росписи натуральные и стоимостные  показатели. Распределение материально-технических  средств (машин, оборудования, сырья  и материалов) и реализация готовой  продукции также строго регламентированы.

    Ценообразование осуществляется исключительно административным путём. Все товары продаются и  покупаются по ценам, установленным  специальными государственными органами.  
Руководство предприятий и организаций, нарушающее административные рекомендации и государственные плановые задания, наказывается правоохранительными и вышестоящими ведомственными органами.

    Административно-командная  экономика сформировалась в СССР в начале 1930-х гг., действовала  также в странах Центральной  и Восточной Европы, Китае, Вьетнаме и др. В результате применения единых негибких административных форм и методов  хозяйствования, в равной степени  использовавшихся для всех отраслей и регионов страны, для всех типов  предприятий и организаций, снижалась  производительность труда, росли затраты  материальных и финансовых средств. В целом административно-командная  экономика - хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется  постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления  населения.

    Неэффективность командной системы в СССР и  других странах бывшего социалистического  лагеря стала очевидна к началу 1980-х  годов. По сравнению с развитыми  странами подавляющее большинство  производимой в этих странах продукции  оказалось неконкурентоспособным  из-за низкого качества и устаревшей технологии производства; уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан  ниже, а детская смертность выше; технический уровень производства – также намного ниже, загрязнение  окружающей среды – значительно  выше. 
 

Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь