Социально-экономическое развитие Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 252.85 Кб (Скачать)

    Делегаты IV Всебелорусского народного собрания одобрили основные положения Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Это закреплено в принятой ими резолюции.

    Делегаты  поддержали предложенную руководством страны главную цель, которая заключается  в росте благосостояния и улучшения  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

    В качестве приоритетных направлений  названы развитие человеческого  потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и  увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан страны и повышение качества образования; радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства  и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов; строительство  качественного и доступного жилья; повышение эффективности агропромышленного  комплекса.

    В соответствии с резолюцией принято  решение поручить органам государственной  власти реализовать поставленную цель и приоритетные направления путем  всестороннего использования потенциала сильного, эффективного и ответственного государства на основе дальнейшего  развития всех форм собственности, баланса  интересов личности, общества и государства, проведения прогрессивных преобразований, направленных на динамичное социально-экономическое  развитие страны.

    Ключевой  задачей будущего пятилетия определено создание в Беларуси принципиально  новых производств, предприятий  и отраслей, выпускающих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, формирование нового облика белорусской экономики. При этом решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривается как важнейшие задачи, обеспечивающие независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан. "Беларусь должна войти в число первых 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала", - закреплено в резолюции.

    Всебелорусское  народное собрание представляет собой  важнейший институт в структуре  белорусской модели демократии. Активность, с которой белорусские граждане включаются в подготовку и проведение этих форумов, обсуждение их итогов, доказывает, что Всебелорусское народное собрание – реально действующий механизм народовластия. 

    2.2.  период до 2000 года

    Период 1991-1995 и 1996 - 2000 гг. имеет большое значение в социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Он стал важным этапом в преодолении последствий тех глубоких кризисных явлений, которые были вызваны развалом СССР и формированием новой экономической структуры. Достаточно указать, что в 1994 г. объем ВВП составил к уровню 1990 г. лишь 72%, объем промышленного производства - 67, капитальные вложения - 57%.

    С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа  неотложных мер, реализация которой  позволила в 1994 - 1995 гг. приостановить  обвальный спад производства, заметно  снизить уровень инфляции и дефицит  государственного бюджета, затормозить  падение уровня жизни населения, создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и некоторому росту. На новой основе восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного  периода, внесены коррективы в обеспечение  социальной защиты населения. Предусматривалось  проведение реформ по мере созревания объективных предпосылок, усиление контроля за осуществлением процесса разгосударствления и приватизации. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг., где в качестве приоритетов  определены экспорт, жилье, продовольствие.

    Реализация  принятых мер позволила уже к  концу 1996 г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной  динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции  и потребительских товаров. Оживилась  инвестиционная деятельность. В определенной мере удалось стабилизировать положение  на внутреннем потребительском рынке  и финансовое состояние предприятий.

    В базисном пятилетии четко выделяются две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, что характерно для начала периода (1996 - I половина 1998 гг.), и замедление темпов социально-экономического развития к концу периода.

    В 1996 - 1998 гг. были в основном достигнуты важнейшие параметры годовых  прогнозов социально-экономического развития страны, что позволило уже  в 1998 г. по отношению к уровню 1990 г. выйти по таким важнейшим параметрам развития, как ВВП, на уровень 80,2%, продукция  промышленности - 81,7, продукция сельского  хозяйства - 71,2, инвестиции в основной капитал - 55,6, розничный товарооборот - 83,6, платные услуги населению - 46, реальные денежные доходы населения - 92%. Это  значительно выше, чем в отдельных  странах и в целом по СНГ  .

Вместе  с тем анализ функционирования экономики  за 1996 - 1998 гг. показал, что многие факторы, стимулировавшие экономический  рост в данный период, в основном исчерпали себя. Речь идет прежде всего  о политике денежной экспансии, жесткого регулирования ценообразования. В  сложившейся ситуации в качестве основных целей на 1999 - 2000 гг. были определены достижение финансовой стабилизации реального  сектора, укрепление национальной валюты, совершенствование системы ценообразования  и на этой основе создание условий  для обеспечения устойчивого  экономического роста и повышения  уровня жизни населения. Однако реализовать  их в 1999 г. в полной мере не удалось. В результате темпы социально-экономического развития начали замедляться, ухудшилось положение в финансово-кредитной  и валютной сферах, обострились инфляционные процессы. В свою очередь это привело  к тому, что в экономике не снизилось  число убыточных предприятий, сохраняется  низкий уровень рентабельности реализуемой  продукции. Более того, возросли неплатежи, просроченная кредиторская и дебиторская  задолженность.

    Практика  показала, что административное подавление инфляции оборачивается нарастанием  ценовых диспропорций, а длительное замораживание цен административными  методами не способствует обеспечению  стабилизации на внутреннем рынке.

    Осложнение  финансовых проблем замедлило рост инвестиций и обновление основных фондов. Вместе с тем в большинстве  отраслей народного хозяйства износ  их активной части достигает 70% и  более. Не удалось также обеспечить мобилизацию внутренних сбережений населения на интенсификацию инвестиционных процессов. Доля банковских вкладов  населения в ВВП страны составляет менее 2%, а доля сбережений населения  в денежных доходах уменьшилась  за три последние года почти в 4 раза.

    Неустойчивое  финансово-экономическое положение  не могло не сказаться на уровне жизни населения. В настоящее  время 78,8% населения располагает  доходами на одного члена семьи ниже минимального потребительского бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.

    В последние два года усложнилась  ситуация с реализацией приоритетных направлений социально-экономического развития страны, определенных на период 1996 - 2000 гг. Объем экспорта (в долларовом исчислении, с учетом произошедшего  в 1999 г. ухудшения условий торговли на внешних рынках) уменьшился по сравнению  с 1998 г. на 18,9, а импорта - на 23,7%, тогда  как за 1995 - 1997 гг. экспорт увеличился на 52,0, а импорт - на 56,2%. Вместе с тем  положительным в этой ситуации явилось  то, что в 1999 г. дефицит торгового  баланса уменьшился почти в два  раза по сравнению с предыдущим годом  и составил 742,2 млн.долл. США (в 1998 г. - 1479,6, в 1995 г. - 760,4 млн.долл. США). В базисном пятилетии одним из приоритетных направлений экономического развития было повышение уровня обеспеченности населения продуктами питания при  сохранении продовольственной безопасности государства.

    Развитие  агропромышленного комплекса в 1996 - 2000 гг. проходило в сложных экономических  и климатических условиях. Принимаемые  на всех уровнях меры экономического, технико-технологического и организационного характера по росту производства из-за неблагоприятных погодных условий  не принесли ожидаемых результатов. Недополучены значительные объемы продукции  растениеводства и животноводства, что не позволило государству  сформировать за счет собственных ресурсов необходимые продовольственные, фуражные и страховые фонды, увеличить  объемы экспорта.

    Сельскохозяйственные  товаропроизводители в большинстве  своем имеют низкие доходы, а около  половины из них являются убыточными (1999 г.). Важнейшими причинами такого положения являются: несоответствие уровня закупочных цен на ряд видов  продукции и затрат на их производство; недостаток оборотных средств в  связи с нарушениями расчетной  и платежной дисциплины, неплатежеспособностью; высокие затраты на производство единицы продукции.

    В перерабатывающей промышленности после  длительного периода спада производства (1991 - 1995 гг.) наметился прирост продукции, который в целом за 1996 - 2000 гг. составит 71,7 - 74%. Это достигается как за счет роста производства большинства  видов продукции, так и за счет более глубокой переработки сырья, изменения ассортимента продукции, использования нетрадиционного  сырья и растительных добавок.

    Среди приоритетных направлений социально-экономического развития страны особое значение придается  развитию строительства жилья. Это  обусловлено остротой для населения  жилищной проблемы: перенаселенностью  жилых помещений, финансовой недоступностью жилья, связанной с низким уровнем  доходов по отношению к его  стоимости. Принятые меры по активизации  жилищного строительства позволили  преодолеть спад в объемах строительства  жилья и с 1996 г. перейти к их наращиванию. Однако замедление темпов экономического роста, начавшееся с  конца 1998 г., нестабильность и усиление инфляционных процессов привели  к тому, что в 1999 г. ввод в эксплуатацию жилых домов составил 2,9 млн.кв.м  против 3,6 млн.кв.м, построенных в 1998 г. На 2000 г. прогнозируется ввод жилья  в объеме 3,5 млн.кв.м. (Выполнение важнейших  параметров Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг. с учетом прогноза на 2000 г. приведено  в таблице).

    В соответствии с Государственной  программой Республики Беларусь по минимизации  и преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1996 - 2000 гг. по состоянию на начало 2000 г. переселено с радиоактивно загрязненных территорий около 5 тыс.чел., введено 260 тыс.кв.м  общей площади жилья, построено  общеобразовательных школ на 5,5 тыс. ученических мест, дошкольных учреждений - на 1,8 тыс. мест, больниц - на 1,2 тыс. коек, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 1,9 тыс. посещений в смену.

    Вместе  с тем проблемы, возникшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, несмотря на принятые меры, в ряде случаев  обострились. Это связано с большой  коллективной дозой облучения, полученной населением страны, продолжением проживания граждан в условиях постоянного  внешнего и внутреннего ионизирующего  облучения, со сложностью профилактики и прогнозирования отдаленных радиационных последствий. На некоторых загрязненных территориях имеет место рост заболеваемости жителей по многим классам  заболеваний по сравнению с республиканским  уровнем.

    Внутренние  и внешние факторы экономического развития

    К факторам, благоприятствующим экономическому развитию Беларуси, отнесены: выгодное экономико-географическое положение  для развития транспортных коммуникаций между Западом и Востоком и  соответствующей инфраструктуры; относительно благоприятные природно-климатические  условия; высокая обеспеченность трудовыми  ресурсами и квалифицированными кадрами; достаточно развитый научно-технический  и производственный потенциал, позволяющий  при условии его модернизации значительно повысить конкурентоспособность  продукции и ускорить развитие наукоемких высокотехнологичных производств; обеспеченность отдельными видами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего калийной и каменной солью, известковым и цементным сырьем, тугоплавкой и керамической глиной, строительным, формовочным и стекольным песком, песчано-гравийными материалами, облицовочным камнем, что создает благоприятные предпосылки для развития соответствующих производств.

    Реализация  Договора о создании Союзного государства  Беларуси и России улучшит внешнеэкономическую  ситуацию, позволит значительно расширить  рынки сбыта, прежде всего продукции  сложившихся специализированных отраслей республики, и при этом надежно  обеспечить потребности страны в  топливно-энергетических и сырьевых ресурсах, комплектующих, углубить специализацию  и кооперированные связи между  белорусскими и российскими предприятиями, включая создание совместных предприятий, финансово-промышленных групп и  других объединений. 

    1.   период 2001 – 2005
 

Основные  макроэкономические показатели развития

Республики  Беларусь за 2001-2005 годы

                     

---------------------T---------T------------------------------------------

Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь