Социально-экономическое развитие Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 252.85 Кб (Скачать)

    Сегодня смешанная экономика является целостной  системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной хозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

    В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и  государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и  постэкономической сторон. Эта особенность  зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической  базы, исторических и геополитических  условий формирования общественного  устройства, национальных и социокультурных  особенностей страны, влияния тех  или иных социально-политических сил  и т.п. Более того, в смешанной  экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. 

    Американская  модель – это либеральная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночного конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации  

    Немецкая  модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, оно создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).

    Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы  мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между  рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства  как источника и защитника  правовых норм, регулирующих хозяйственную  деятельность, и конкурентных условий  не выходит за пределы западной экономической  традиции. Но понимание государства  в немецкой модели и, в целом, в  концепции социальной рыночной экономики  отличается от понимания государства  в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве  государства в экономику.

    Немецкая  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • социальное равенство – рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • проведение структурной политики;
  • защита и поощрение конкуренции.

    Перечисленные особенности немецкой модели есть производные  от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых  является органическое единство рынка и государства.  

    Японская  модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. 

    Шведская  модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

    Таким образом, современные страны взяли  курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная система  хозяйства".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    1.   Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.

    Всебелорусское  народное собрание – одна из важнейших  форм народовластия в республике. Этот институт общественно-политической жизни стал действовать в Беларуси со 2-й половины 1990-х годов по инициативе Президента Беларуси А.Г. Лукашенко. Всебелорусские народные собрания проводятся в полном соответствии с действующей Конституцией, статья 3 которой гласит: "Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ". Конституция гарантирует белорусским  гражданам право участвовать  в решении государственных дел  как непосредственно, так и через  свободно избранных представителей. Такая форма народовластия органично  вписывается в политическую систему  белорусского государства, так как  главное политическое предназначение собраний – определение основных направлений и параметров развития государства, выработка плана социально-экономического развития страны на предстоящий пятилетний срок.

    I Всебелорусское  народное собрание состоялось  в Минске 19-20 октября 1996 года. На  нем присутствовали 4787 делегатов, 113 человек были приглашены в  качестве гостей. В этот период  перед республикой, выходившей  из кризиса начала 90-х годов  прошлого столетия, стояли серьезные  задачи. Нужно было остановить  инфляцию, сократить дефицит госбюджета, не погрязнуть в долгах. Все  ключевые проблемы, с которыми  сталкивалась страна, были вынесены  на обсуждение делегатов первого  всебелорусского форума.

    Собрание  приняло первую в истории суверенной Беларуси программу социально-экономического развития республики на пятилетку. В  документе были определены три приоритета в развитии страны – экспорт, жилье, продовольствие. Экспортный сектор призван  был обеспечить экономику необходимой  для поддержания и развития валютой. Строительство жилья рассматривалось  не только как забота о нуждающихся, но и как мощная отрасль народного  хозяйства, которая сама способна была стать одним из основных локомотивов  вывода экономики из кризиса. Поддержка  сельского хозяйства обеспечивала продовольственную безопасность страны с одной стороны, с другой –  экспорт сельскохозяйственной продукции  являлся важной статьей валютных поступлений. Собрание одобрило в целом  основные направления эволюционного  пути социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и  предложенные Президентом изменения  и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 года.

    II Всебелорусское народное собрание  прошло 18-19 мая 2001 года. К этому  времени в жизни республики  произошли существенные перемены. На двух референдумах белорусский  народ определил конституционное  устройство страны, решил языковые  проблемы, утвердил государственные  символы. Была создана эффективно  действующая система государственного  управления. Удалось остановить  галопирующую инфляцию, сократился  дефицит государственного бюджета.  Валовой внутренний продукт за  пятилетку увеличился на 36%, продукция  промышленности на 65%, инвестиции  в основной капитал – на 26%. Ежегодно вводилось в строй  более 3,5 млн. кв.м жилья. Была  обеспечена продовольственная безопасность  страны. Экспорт увеличился с  $5 млрд. в 1995 году до $8 млрд. в 2000 году. Кроме того, в 2000 году был  превышен уровень самого эффективного  в плане экономических показателей  советской эпохи докризисного 1990 года. Объем производства промышленности, потребительских товаров, реальные денежные доходы населения и другие показатели были лучшими среди стран СНГ и значительно превышали те, что были намечены на первом собрании.

    Исходя  из достигнутого, II Всебелорусское народное собрание приняло программу развития страны на 2001-2005 годы, по существу, белорусскую  модель экономического развития. Особое внимание в ней вновь было уделено  решению жилищной проблемы, обеспечению  продовольственной безопасности, увеличению экспортного потенциала Беларуси. Еще  одним новым приоритетом стало  здравоохранение. Президент Беларуси А.Г. Лукашенко поставил задачу создать  по стране современные исследовательские  центры и укрепить материально-техническую  базу медицины.

    III Всебелорусское народное собрание  состоялось 2-3 марта 2006 года. На форум  прибыло 2,5 тыс. делегатов. В  его работе приняли участие  и почетные гости, общественно-политические  деятели России и Украины, представители  белорусской диаспоры за рубежом,  главы аккредитованных в стране  дипломатических миссий.

    В докладе Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что страна выполнила важнейшие показатели Программы социально-экономического развития республики на 2001-2005 годы. Все, о чем договаривались на II Всебелорусском народном собрании, было реализовано  и воплощено в жизнь. Валовой  внутренний продукт за период с 2001 по 2005 вырос больше чем на 43%. Объем  промышленного производства потребительских  товаров был увеличен в полтора  раза. За пять лет капитальные вложения и инвестиции, направляемые в сельское хозяйство, увеличились почти в 4 раза, промышленность – в 2 раза, транспорт  – в 2 раза, жилищное строительство  – почти в 1,5 раза. Значительно  повысился жизненный уровень  населения республики. Изменилась к  лучшему структура потребительских  расходов. Доля расходов на покупку  продуктов питания в общем  объеме потребительских расходов семьи  снизилась за пять лет с 60% до 45%. Это  означает, что люди получили возможность  направлять большую часть заработанных денег на строительство жилья, покупку  дорогостоящих бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых, развлечения  и другие нужды. Беларусь оказалась  единственной из бывших республик Советского Союза, которая не допустила снижения качества здравоохранения. Объем предоставляемых  медицинских услуг в этот период в расчете на 1000 жителей в республике был на 30% выше, чем в Украине, и  на 20% выше, чем в России.

    III Всебелорусское народное собрание  приняло Программу социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006-2010 годы под девизом "Государство  для народа". Ее особенность  - существенное повышение качества  жизни на основе принципа "Все  для народа, все во имя народа" путем инновационной направленности  промышленной политики; возрождения  и развития села; развития рыночной  инфраструктуры, институтов предпринимательства,  оптимального сочетания механизмов  государственного и рыночного  регулирования, совершенствования  системы налогообложения; духовно-культурного  развития общества.

    Особенностью  развития экономики Беларуси в 2006-2010 годах стало ее программное обновление, когда модернизировались не отдельные  предприятия, а целые отрасли. Было проведено коренное техперевооружение  машиностроения, молочно-перерабатывающей, консервной отраслей и других. Масштабной стала госпрограмма возрождения  и развития села. За последние пять лет отечественными производителями  было поставлено в АПК более 9 тыс. новых зерноуборочных и 3 тыс. кормоуборочных комбайнов, 15 тыс. тракторов и других видов техники. За это время реконструировано 1,2 тыс. молочно-товарных ферм, 211 животноводческих комплексов и 60 птицефабрик, возведены новые объекты. Это позволило обеспечить в полном объеме продовольственную безопасность страны, а также наращивать экспорт. В 2010 году объем экспорта продовольствия Беларуси должен составить около Br3 млрд., что в 6 раз превышает показатель 2000 года. За последнюю пятилетку модернизировано более 320 промышленных предприятий, внедрено свыше 500 новых технологий. Беларусь вышла на первое место в строительстве жилья на одного жителя среди стран СНГ, сумев опередить и ряд других стран мира.

    В повестку дня IV Всебелорусского народного  собрания были внесены вопросы об итогах реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и об основных положениях Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Проект Программы  развития на предстоящую пятилетку  предварительно был вынесен на широкое  общественное обсуждение.

    В ходе работы форума делегаты IV Всебелорусского  народного собрания признали, что  реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и своевременно принятые меры по противодействию негативному  влиянию мирового финансово-экономического кризиса обеспечили рост национальной экономики, повышение уровня и качества жизни людей.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь