Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вместе
с тем в сельском
хозяйстве имеется ряд факторов,
которые сдерживают его развитие:
высокая себестоимость продукции,
сложное финансовое положение
сельскохозяйственных организаций,
низкий уровень мотивации и производительности
труда.
Большое
внимание в развитии перерабатывающей
промышленности уделялось увеличению
объемов производства продукции,
повышению уровня потребления, техническому
и технологическому перевооружению
производства, ресурсосбережению, охране
окружающей природной среды. Общий
объем производства продукции в 2005 году
по сравнению с 2000 годом вырос на 47,8 процента.
В 2001-2005 годах транспорт Беларуси в основном обеспечивал потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. С улучшением общеэкономической ситуации в республике грузооборот транспорта общего пользования за этот период возрос на 38,5 процента, объем перевозок грузов - на 42,7 процента. Наибольший рост грузооборота наблюдается на внутреннем водном (3,5 раза) и воздушном (3,3 раза) видах транспорта. В связи с повышением конкурентоспособности отечественных товаров и перевозчиков, транзитной привлекательности страны достигнуты значительные успехи во внешнеэкономической
деятельности
транспорта. Рост экспорта транспортных
услуг превысил 1,9 раза.
В
связи со снижением спроса
на личные поездки, в особенности в
пригородном сообщении, пассажирооборот
транспорта общего пользования за
пять лет уменьшился на
37,2 процента, объем перевозок
пассажиров - на 20,1 процента.
В
базисном пятилетии
особое внимание
уделялось инфраструктурным объектам
транспорта. Завершено строительство
железнодорожного вокзала в г. Минске,
проведена реконструкция ряда вокзалов
и вагонных депо, созданы базы по ремонту
подвижного состава в депо Лида, Барановичи,
Брест, Орша.
Вместе
с тем сложной и
серьезной проблемой является
неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное
Вызывает
серьезную озабоченность старение
и высокий износ подвижного
состава всех видов транспорта,
особенно воздушного. Сдерживающими
факторами обновления парка транспортных
средств являются неблагоприятные
условия лизинга отечественной
техники, высокие таможенные пошлины
на транспортные средства иностранного
производства и недостаток собственных
оборотных средств организаций.
Относительно
высокие темпы развития
реального сектора экономики Республики
Беларусь позволили обеспечить повышение
уровня жизни народа. За 2001-2005 годы
реальные денежные доходы населения
увеличились в 1,8 раза, реальная
заработная плата - в 2,1 раза.
Средняя заработная плата в долларовом
эквиваленте возросла с 75,4 доллара
в 2000 году до 261 доллара в декабре
2005 г. Обеспечен приоритетный
рост заработной платы работников
отраслей социально- культурной
сферы - здравоохранения и соцобеспечения,
образования, культуры, науки. Размер
минимальной заработной платы повышен
до уровня бюджета прожиточного минимума.
Доля населения с доходами ниже БПМ
снизилась с 41,9 процента в 2000 году до 12,7
процента в 2005 году. Размер реальной
среднемесячной пенсии по возрасту за
пятилетку возрос в 2 раза.
В
области социального обслуживания
населения внедрены государственные
социальные стандарты. В каждом
административном районе республики
функционируют центры социального
обслуживания населения, которые
обеспечивают оказание разносторонней
помощи нуждающимся одиноким и одиноко
проживающим гражданам и семьям.
На учете в этих центрах состоит более
1,4 млн. человек.
Таким образом, анализ социально-экономической ситуации свидетельствует о том, что в республике за 2001-2005 годы достигнуты существенные результаты в развитии национальной экономики, определившие положительные тенденции экономического роста и повышения уровня благосостояния народа, и в то же время выявлен целый ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
Решение
этих проблем предусмотрено
в Программе социально- экономического
развития Республики Беларусь
на 2006-2010 годы, утвержденной Указом
Президента Республики Беларусь
от 12 июня 2006 г. № 384.
Учитывая,
что в реальном секторе
экономики в основном исчерпаны
возможности наращивания производства
за счет экстенсивных факторов, в
предстоящий период необходимо обеспечить
модернизацию экономики путем внедрения
современных ресурсо- и энергосберегающих
технологий, максимального использования
интеллектуального ресурса страны
на основе всестороннего гармоничного
развития человека, активизации инновационной
и инвестиционной деятельности.
2. Цели, задачи
и приоритеты социально-экономического
развития Республики Беларусь на долгосрочную
перспективу
Стратегической
целью социально-экономического
развития Республики Беларусь в 2006-2015
годах является динамичное повышение
уровня благосостояния народа
на основе сбалансированного
и устойчивого экономического роста, обеспечения
рациональной занятости населения
и приближения благосостояния и
качества уровня жизни граждан
республики к уровню экономически
развитых европейских государств.
Достижение этой цели
связано с ускорением
институциональных и структурных
преобразований экономики и
улучшением всех качественных параметров
ее функционирования.
В ближайшее пятилетие (2006-2010
годы) основной целью социально-экономического
развития Республики Беларусь
является дальнейшее повышение уровня
и качества жизни населения на
основе развития и эффективного
использования человеческого потенциала,
технического перевооружения и совершенствования
структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для
ее достижения необходимо
2.4. период 2006 - 2010
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.
Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
При
этом на результаты выполнения данной
Программы существенное влияние
оказали изменения условий
В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.
Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.
Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты
.
Беларусь
существенно продвинулась по пути создания
инновационной экономики. На 1 августа
2010 г. создано 105 новых производств,
модернизировано и
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.
Все
это позволило увеличить долю
местных возобновляемых энергоресурсов
в балансе котельно–печного топлива
с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента
в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих
мероприятий более 8,5 млн. тонн условного
топлива, что составляет 4,5 процента
от валового потребления топливно–
Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.
Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.
Укрепляется
национальная продовольственная
Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь