Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Модели социально ориентированной рыночной экономики. Истоки и сущность социально ориентированной рыночной экономики
Административно-командная и рыночная экономические системы
Смешанная экономическая система.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Всебелорусское народное собрание – высшая форма волеизъявления народа.
Период до 2000 года
Период 2001 - 2005
Период 2006 – 2010
План на период с 2011 до 2015
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социальное развитие и уровень жизни населения
Внешнеэкономическая деятельность
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за
2001г
Социально-экономическое развитие Беларуси как реализация основных направлений экономической политики государства
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1.481 сельское поселение нового типа — агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 — 960 тыс. рублей в 2010 году.
В
результате развития предприятий, использующих
в своей деятельности местное
сырье и ресурсы, решаются вопросы
занятости населения и
В
строительном комплексе в 2006 — 2010 годах
обеспечен высокий рост объема подрядных
работ (почти в 2 раза). По строительству
жилья на одного человека республика
занимает первое место на постсоветском
пространстве. В 2010 году ожидается достижение
рекордной для Беларуси величины
ввода жилья — 7 млн. кв. метров. В
текущем году завершится модернизация
существующих предприятий индустриального
домостроения с обеспечением выпуска
изделий и строительства жилых
домов, соответствующих требованиям
европейских норм. Отечественные
предприятия полностью
Обеспечена
устойчивость белорусского рубля. Изменение
его курса не выходило за установленные
основными направлениями
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.
Значительно
уменьшилась численность
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению.
Замедлились
темпы сокращения численности населения.
Ожидаемая продолжительность
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Вместе
с тем в ходе реализации Программы
социально–экономического развития Республики
Беларусь в истекшей пятилетке не
удалось в полной мере решить ряд
проблем, которые оказывают сдерживающее
влияние на динамичное социально–экономическое
развитие страны. Сохранилась недостаточно
эффективная структура
2.5. План на период с 2011 до 2015
Государственная
политика в 2011 — 2015 годах будет направлена
на решение указанных проблем
и преодоление ограничений
Главным
результатом реализации Программы
социально–экономического развития Республики
Беларусь станет рост благосостояния
и улучшение условий жизни
населения на основе модернизации экономических
отношений, инновационного развития, повышения
эффективности и
Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики — она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.
Инвестиционная
политика будет нацелена на модернизацию
более трети существующих и создание
около одного миллиона новых рабочих
мест. Гарантированные
Все
это повысит долю производств
с высокой добавленной
В предстоящей
пятилетке предусматривается
Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США.
Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.
Национальная
социально ориентированная
Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций.
Будет
обеспечена стабильность курса белорусского
рубля и сохранность частных
вкладов.
Экономика сохранит свою социальную ориентацию.
Это значит, что, как бы ни было трудно,
государство всегда будет стоять на защите
интересов людей, гарантируя поддержку
тем, кто не может без нее справиться.
Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза.
Уровень
обеспеченности жильем в расчете
на одного жителя составит не менее 27 —
28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно–коммунального
хозяйства будут расти в
В
демографической сфере главным
приоритетом государства
Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения в Беларуси.
Доступность
услуг здравоохранения, образования,
науки, культуры и спорта обеспечат
возможности для всестороннего
развития человека — физически здорового,
духовно богатого, грамотного, восприимчивого
к научно–техническим нововведениям
— независимо от места его жительства.
Привлекательность жизни
Это позволит равномерно улучшать уровень
и качество жизни населения независимо
от того, где проживает человек.
Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.
Основные показатели социально–экономического
развития Республики Беларусь на 2011 —
2015 годы даны в приложении.
Переход
к рыночной экономике— это преодоление
самоизоляции, которая была свойственна
бывшему Союзу, вхождение в мирохозяйственные
связи, в русло общецивилизационного
прогресса. Поэтому выявление внутренней
связи нашего переходного периода
с глобальными тенденциями
Современный мир, мировая экономика характеризуются
переходом от индустриальной стадии, господствовавшей
почти два века, к новой, высшей стадии
прогресса человеческого общества — постиндустриальной.
Эта глобальная тенденция, обусловленная
становлением нового технологического
способа производства, дальнейшим углублением
общественного разделения труда и интернационализацией
хозяйственной жизни, ведет к глубоким
сдвигам в уровне и структуре общественного
производства, в характере общественного
развития.
Как известно, для индустриальной эпохи
характерны машинные средства труда, машинное
оборудование, базирующиеся на энергетике
преобразованных сил природы — на паре
и электричестве. Сами средства труда
обусловливают развитие человека, повышение
его образования, квалификации, культуры.
Но при этом человек является “экономическим
человеком”, ибо его деятельность полностью
подчинена внешней для него силе производства,
экономических факторов. Для индустриальной
эпохи характерно господствующее положение
материального производства. В экономике
Беларуси, которая — в отличие от развитых
стран — остается на индустриальной стадии,
в конце 80-х годов в сфере материального
производства были заняты 72 % работающих.
Социальная сфера в нашей стране развита
недостаточно: на ее долю здесь приходилось
28% занятых. Вероятно, с началом перехода
к рыночной экономике это соотношение
еще больше ухудшилось. Вполне естественно,
что на этой стадии — при всем развитии
демократических свобод — существует
вещественная зависимость людей, ведь
вся их деятельность, мотивация и даже
само существование обусловлены необходимостью
воспроизводства вещественного богатства.
Для постиндустриальной стадии свойственна
принципиально новая технология, при которой
решающее значение приобретают информация,
знания, творческий труд. Иначе говоря,
новый технологический способ производства
определяет и качественно новый уровень
производительных сил. При этом для производственных
отношений характерно многообразие форм
собственности: государственная, частная,
коллективная и др. Вместо материального
производства господствующее значение
приобретают социальная сфера, сфера услуг:
на их долю в развитых странах приходится
свыше 2/3 занятых, а на материальное производство
— соответственно, менее 1/3. Это значит,
что произошел переход от экономики материальной
продукции к экономике услуг. Принципиально
новая производственно-техническая база
обусловливает и обеспечивает универсальное
развитие способностей и потребностей
человека, устраняет господство над ним
вещей, материально-вещественного богатства,
изменяет систему ценностей и ориентации.
Человек, работник лишается односторонней
функции исполнителя, выводится из непосредственного
производства, становится его контролером
и наладчиком, в той или иной мере участвует
в управлении производством и другими
общественными процессами. Высокий уровень
развития сферы услуг—образования, науки,
культуры, здравоохранения и спорта —
способствует всестороннему развитию
умственных и физических способностей
человека, обогащает его интересы, поднимает
его духовно. Распространяются тенденции
социализации и гуманизации общественно-экономической
жизни. Следовательно, социальная сфера
—это не только результат высокого уровня
развития материального производства,
но и мощный фактор развития НТП, способностей
человека, производительных сил в целом.
Все это оказывает огромное влияние на
реализацию достижений НТР, рост экономики.
Переход от индустриальной к постиндустриальной
стадии социально-экономического развития
определяет главные черты нашего переходного
периода. Это особенно проявляется в характере
кризиса, который мы переживаем.
При переходе от командной к рыночной
экономике кризис носит очень глубокий
и сложный характер. Прежде всего, он не
является обыкновенным циклическим кризисом,
хотя, между прочим, все признаки последнего
— спад производства, безработица, инфляция
и др. — находят в данном случае проявление.
Дело в том, что циклические кризисы внутренне
свойственны для рыночной экономики как
своеобразный способ приведения производства
в соответствие с общественными нуждами,
приведения экономики в устойчивое, равновесное
положение Циклический кризис порождается
самим развитием производительных сил,
необходимостью периодического обновления
основного капитала. Именно это служит
материальной основой выхода из кризиса
И при переходе к рынку тоже необходимы
структурная перестройка, техническое
перевооружение экономики. Но и это не
может быть поводом для характеристики
современного кризиса как циклического.
Ведь речь идет не о нормальном развитии
рыночной экономики, а о переходном периоде,
со свойственными для него глубокими преобразованиями,
качественными изменениями, носящими
революционный характер.
По мнению отдельных авторов, переходному
периоду от командной системы к рыночной
присущ системный, трансформационный
кризис. Действительно, это положение
отражает очень существенную черту современного
кризиса, его важное содержание, ибо речь
идет о переходе от одной экономической
системы к новой, о трансформировании
командной экономики в рыночную. Но, по
нашему мнению, и такая характеристика
нынешнего кризиса не является полной,
ибо замена системы не исчерпывает содержания
этого переходного периода. Ведь он происходит
тогда, когда развитые страны переходят
от индустриальной к постиндустриальной
стадии развития. Как уже было показано,
Украина находится на его индустриальной
стадии. И чтобы вступить в мировое сообщество,
обеспечить для людей достойные условия
труда и жизни, необходимо преодолеть
отставание, перейти на новый технологический
способ производства, на новую стадию
социально-экономического развития. Поэтому
есть все основания характеризовать современный
экономический кризис как стадиальный,
поскольку он связан с НТР, с переходом
на принципиально новые технику и технологию,
на новую, постиндустриальную, стадию
развития. Сложность стадиального кризиса
означает, что выход из него предполагает
взаимоувязанную систему мер.
Прежде всего, это преодоление спада производства
и инфляции, обеспечение не только финансовой,
но и общеэкономической стабилизации
как предпосылки для экономического роста,
для обновления основного капитала. Нетрудно
видеть, что этот блок мер применяется
для преодоления циклического кризиса.
Вместе с тем должны осуществляться меры
по преобразованию производственных отношений,
свойственных для командной системы, в
систему отношений рыночной экономики.
Это — разгосударствление, приватизация
и демонополизация экономики. И здесь
мы видим, что речь идет о системе мер,
способных обеспечить выход из системного
кризиса, трансформирование командной
экономики в рыночную. И наконец, наряду
с указанными элементами, стадиальный
кризис включает в себя еще и перестройку
структуры экономики на основе перехода
на новый технологический способ производства,
на постиндустриальную стадию общественно-экономического
прогресса.
3. Развитие переходной экономики Республики Беларусь
Cпецифика
переходного периода в
Проявления этого системного кризиса
можно расценивать как специфические
особенности переходной экономики нашей
республики. Основные из них:
1. Длительный экономический
спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних
лет на 36 %, преждевременно делать вывод
о переломе тенденции нарастания этого
кризиса.
Во-первых, ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9
% от уровня 1990 г.
Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый
по производственному методу, существенно
завышает показатель уровня жизни народа
Беларуси. Это объясняется включением
в ВВП республики помимо стоимости произведенной
и реализованной продукции также стоимости
нереализованной продукции.
В-третьих, наукоемкость ВВП составляет
около 1 %, что в соответствии с мировыми
канонами как минимум в 2 раза ниже порогового
значения для экономической безопасности
страны (показательно, что сектор наукоемкой
продукции в экономике развитых стран
занимает до 40 % от валового внутреннего
продукта).
И, наконец, увеличение объемов производства
в республике в 1996—2000 гг. происходило
в ущерб показателям эффективности —
прибыльности, рентабельности, платежеспособности.
Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния
реального сектора экономики: в рейтинге
стран по критерию эффективности экономики
Беларусь занимает лишь 136 место из 165.
2. Кризис технологий.
В республике доминируют традиционные
индустриальные и доиндустриальные технологии.
Вложение инвестиций в поддержание этих
технологий без их кардинального обновления
и перехода к постиндустриальным технологиям
фактически бесперспективно — 10 дол, инвестированные
в основные производственные фонды, в
целом по народному хозяйству обеспечивают
только 1 дол. прироста ВВП в год.
3. Углубление структурных
диспропорций в экономике.
В широком спектре проявлений такой диспропорциональности
ведущее место занимает технологический
и региональный монополизм, преобладание
крупных предприятий над средними и мелкими.
Экономика Республики Беларусь базируется
на таком уровне концентрации и специализации,
который был сформирован с учетом союзного
разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего
цеха республики спровоцировало ситуацию,
когда более 80 % ВВП Республики Беларусь
было "завязано" на межрегиональном
обмене. Такая ситуация привела к технологическому
монополизму подавляющей части крупных
республиканских предприятий (Гродненское
производственное объединение "Азот",
Минский тракторный завод, ''Беларуськалий",
Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных
машин и пр.).
В настоящее время все они занесены в Государственный
реестр предприятий-монополистов и подпадают
под действие государственного антимонопольного
регулирования в соответствии с принятым
в республике законодательством.
4. Деградация экономического
потенциала страны,
проявляющаяся главным образом в старении
основного капитала. По свидетельству
мировой практики, если третья часть ВВП
не идет через сбережения в инвестиции,
то обеспечение устойчивых темпов экономического
роста в стране недостижимо. В Беларуси
фактические инвестиции в основной капитал
составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2;
в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что
практически вдвое ниже указанного уровня.
Прямые иностранные инвестиции составили
лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.
Если в постсоциалистических Польше и
Словакии инвестиции составляют 50 долл.
на человека, в Чехии и Эстонии — порядка
100 дол. на человека, то в нашей республике
— лишь 1 долл. на человека. При такой скудости
объемов инвестирования в последние 10
лет в Беларуси не происходило даже простого
воспроизводства основных производственных
фондов. Капитальные вложения в промышленности
меньше амортизации на 13—15 %, в сельском
хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным
оценкам, в целом по народному хозяйству
на начало 1999 г. выбытие основных фондов
в 11 раз превышало их обновление. В результате
сложившейся инвестиционной ситуации
средний уровень изношенности активной
части основных фондов в республике составляет
порядка 75—80 %, что превышает критический
уровень и свидетельствует о "проедании"
накопленного в советский период потенциала.
5. Переходный характер
отношений собственности,
выражающийся в их высокой подвижности
и изменчивости. Движение от общественной
к частной собственности происходит многократно
и разнонаправлено в разных сферах и в
разные периоды времени. К примеру, при
теоретическом осознании оправданности
существования двух форм собственности
— частной и государственной — в действующем
законодательстве республики вновь фиксируется
наличие в Беларуси устоявшихся трех.
Сам характер присвоения, отчуждения и
распоряжения в республике находится
в процессе трансформации. Складывается
ситуация, в которой не только с формально-правовой,
но и с экономической точки зрения неизвестно,
какими правами обладает собственник,
за что, какую и перед кем он несет ответственность.
Характеристикой темпов трансформации
собственности в республике служит факт,
что доля государственной собственности
в настоящее время составляет порядка
85 %, в то время как согласно мировому опыту
критическим уровнем сосредоточения собственности
в руках государства расценивается уровень
20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет
самые низкие среди 25 стран с переходной
экономикой оценки степени завершенности
малой приватизации, приватизации крупных
предприятий, банковской реформы, либерализации
(как внутренней, так и внешней).
6. Падение жизненного
уровня населения при
декларировании социальной
ориентированности
реформ. Рост доходов населения страны
нестабилен и характеризуется противоречивыми
тенденциями, усиливающимися высоким
уровнем инфляции.
Доминирующими в структуре доходов населения
республики остаются продукты питания
(порядка 80 %). Что же касается предметов
культурно-спортивного назначения, то
их доля крайне незначительна. Такие пропорции
приближают структуру доходов населения
Беларуси к структуре доходов населения
слаборазвитых стран. Падает средняя продолжительность
жизни: если в конце 80-х гг. она составляла
72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68
лет.
7. Наличие противоречия
между экономической
эффективностью и социальной
справедливостью.
Поскольку определенная часть экономики
республики является уже рыночной, то
экономическая эффективность в ней сводится
к максимизации доходов и прибыли. Что
же касается социальной справедливости,
то ее реализация осуществляется главным
образом благодаря перераспределительным
механизмам. Эти механизмы используются
государством и рядом общественных организаций
посредством вычетов из доходов одних
групп населения и добавок к доходам других.
Однако такой подход является внутренним
барьером, серьезным препятствием для
развития рыночной экономики в стране.
8. Значительные масштабы
государственного регулирования
переходного процесса. Цены на основные
продукты питания и другие товары первой
необходимости регулируются государством.
Подавляющее большинство промышленных
предприятий находится в государственной
собственности. Это позволило избежать
развала промышленности и сдержать темпы
роста безработицы [3, c. 100-106].
Ситуацию в экономике осложняют крупные
расходы на социальные нужды, в том числе
на чернобыльскую программу. Правительство,
стремясь решить одну из наиболее острых
проблем — жилищную, выделяет крупные
кредиты на индивидуальное и кооперативное
строительство.
Также огромную роль в переходе к рыночным
отношениям в нашей республике сыграли
следующие факторы:
ü наличие доиндустриальных, индустриальных,
постиндустриальных подсистем производительных
сил;
ü система производственных отношений,
которая находилась в своеобразном «переходном»
состоянии;
ü процессы свертывания общественного
разделения труда и перехода к натурализации
производства.
Существенной чертой переходной экономики
является социально-экономический кризис.
Он возникший как результат краха командно-административной
системы.
Для Беларуси этот кризис характеризуется
следующими основными чертами:
1) наиболее заметной чертой экономического
кризиса является длительный обвальный
спад, последствия которого сохраняются
до настоящего времени. Он особенно ощутим
в таких областях, как реальное потребление
населения, инвестиции и т.д.;
2) углубляющаяся структурная диспропорциональность;
3) сохраняются высокие темпы инфляции;
4) значительный дефицит государственного
бюджета;
5) снижение инвестиционной активности,
переходящее в инвестиционный кризис;
6) продолжается падение курса белорусского
рубля;
7) остается относительно низким жизненный
уровень населения при усиливающейся
дифференциации его по уровню доходов;
8) значительных масштабов достигла скрытая
безработица.
Кризис поразил и внешнеторговые отношения.
Так, снизился экспорт продукции белорусских
предприятий на российский рынок из-за
разницы в ценах. Постоянное удорожание
энергоносителей, поставляемых из России,
привело к растущему дефициту в торговле
с этой страной. При отсутствии в стране
достаточного количества валюты, расчеты
за энергоносители осуществляются посредством
бартерных поставок продукции ведущих
машиностроительных предприятий Беларуси.
В результате республика теряет часть
своего национального продукта. Кроме
того, предприятия, работающие на импортируемом
сырье и энергии, вынуждены повышать цены
на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность
на внешних рынках [1, c. 21-22].
Республика оказалась среди наиболее
пострадавших от развала Советского Союза
в силу своей роли "сборочного цеха"
и ориентации на Россию как главного рынка
сбыта своей продукции.
Способы, применяемые в республике для
разрешения обозначенных выше противоречий,
в основной своей массе неэффективны,
что предопределяет высокие трансформационные
издержки и медленные темпы перехода к
рынку.
На сегодня в Беларуси более 80% активов
в городе и деревне являются государственной
и кооперативной собственностью. Здесь
нет олигархов и крупных частных состояний.
Но государственные предприятия и колхозы,
а также совхозы работают лучше, чем в
советские годы. В обществе сохранились
в основном советские формы хозяйствования,
хотя здесь нет правящей партии, а две
маловлиятельные компартии находятся
в оппозиции.
В стране сохраняются очень низкие цены
на основные потребительские товары и
услуги ЖКХ - благодаря дотациям из бюджета.
Частная инициатива развивается главным
образом в сфере мелкого и среднего производства
и сфере услуг. По уровню преступности
и коррупции Белоруссия самое благополучное
государство в СНГ. Средняя зарплата в
2005 году была выше, чем в России, средние
размеры пенсий поднялись до 83 долл. Безработицы
в Беларуси фактически нет, и в поисках
работы сюда приезжает немало людей из
соседней Украины.
Товарооборот с Россией превысил 16 млрд.
долл. в годовом исчислении. Белорусские
тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию
химической промышленности покупают в
66 странах мира. В СНГ хорошо продаются
холодильники и морозильные устройства.
По структуре экспорта и импорта РБ - промышленно
развитая страна, а не сырьевой придаток
России или стран Запада.
Беларусь - единственная страна в СНГ,
где фактически не уменьшилась площадь
сельскохозяйственных угодий (на Украине
- в 2 раза), а урожайность основных культур
возросла по сравнению с советским периодом.
По существующим критериям Беларусь можно
определить как социалистическое государство,
но устроенное более разумно, чем СССР[6,
c. 64-65].
Экономика Беларуси в первом полугодии
2006 года развивалась достаточно высокими
темпами. ВВП вырос на 10,1% при годовом прогнозе
7-8,5%, промышленное производство выросло
на 12,6%, сельскохозяйственное – на 6,9%.
Уровень инвестиций превысил прогноз
в 2-3 раза. Выше верхней границы прогнозных
параметров был рост денежных доходов
населения, розничного товарооборота
и платных услуг. Выполнены 14 из 16 важнейших
параметров прогноза (исключением стали
импорт товаров и услуг и снижение энергоемкости
ВВП). Внешнеторговое сальдо сложилось
отрицательным в размере 423,4 млн. долл.
США, тогда как в 2005 году за этот период
оно было положительным и составляло 748,2
млн. долл. США. Промежуточный импорт по
многим позициям растет быстрее, чем экспорт
товаров, для которых он осуществлялся.
Чрезмерно высок импорт продовольствия.
По темпам прироста ВВП за первое полугодие
наша страна по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года уступает лишь
Азербайджану и Армении.
По темпам роста промышленного производства
и розничного товарооборота наша страна
среди стран СНГ занимает третье место.
В первом полугодии 2006 года индекс физического
объема продукции промышленности к уровню
2005 года за этот же период составил 112,6%
при прогнозе на 2006 год 106,5-108%. Объем производственной
промышленной продукции (работ, услуг)
в текущих ценах достиг 36 трлн. рублей
(приложение А). В течение полугодия сохранялась
общая тенденция к росту промышленного
производства. Наиболее существенными
факторами роста промышленного производства
являлись:
ü увеличение импорта нефти для переработки;
ü увеличение инвестиций производственного
назначения как источника спроса на машиностроительную
продукцию;
ü расширение спроса населения на потребительские
товары;
ü рост экспорта промышленной продукции,
расходов на жилищное строительство.
Для обеспечения устойчивого экономического
роста и повышения эффективности развития
промышленного комплекса страны необходимы:
снижение себестоимости производимой
продукции, ее материалоемкости и энергоемкости,
уменьшение амортизационных отчислений
через консервацию неиспользуемых основных
средств; реорганизация убыточных предприятий;
создание и освоение производства новой
продукции; сокращение товарных запасов,
дебиторской задолженности, особенно
ее просроченной части. Последнее требуется
для ускорения оборачиваемости оборотных
средств, высвобождения их в целях своевременного
погашения кредиторской задолженности,
уменьшения потребности предприятий в
заемных средствах и суммы уплачиваемых
по ним процентов.
В целом Республика Беларусь по повышению
уровня жизни населения, росту ВВП и промышленного
производства находится в числе лидеров
среди стран СНГ.
Выводы: Современное состояние экономики
Республики Беларусь свидетельствует
о незавершенности трансформационных
процессов ( сложился рынок с серьезными
деформациями, утвердилась квазирыночная
система хозяйствования). Сегодняшнюю
экономику Беларуси еще пока нельзя назвать
«рыночной». Для решения проблем переходной
экономики необходимо в первую очередь
точно определить состав и очередность
действий. Их последовательное выполнение
позволит продвигаться по пути реформ
более уверенно и с меньшим количеством
остановок на исправление допущенных
ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия
в налогово-бюджетной, денежно-кредитной,
внешнеэкономической и социальной сферах
изначально опирались на набравшую достаточный
ход реформу на уровне предприятий, включая
формирование необходимой правовой среды,
подготовку эффективных собственников
и много другого, то и результаты могли
бы быть лучше.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Республике Беларусь