Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:36, курсовая работа
Предмет исследования конкурентоспособность. Объект исследования: конкурентоспособность РФ Цель исследования: рассмотреть сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке.
Задачи исследования:
- исследовать сущность конкурентоспособности на мировом рынке;
- рассмотреть конкурентоспособность РФ на мировом рынке;
-дать рекомендации повышения конкурентоспособности РФ.
Введение ……………………………………………………….………………….5
1. Сущность конкурентоспособности на мировом рынке ……………………..8
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………..8
1.2. Модели конкурентоспособности на мировом рынке …………………….11
1.3. Факторы конкурентоспособности …………………………………………15
2. Конкурентоспособность РФ на мировом рынке ……………………………20
2.1 Рейтинг конкурентоспособности России по данным ВЭФ ……………...20
2.2. Конкурентоспособность РФ ……………………………………………….25
2.3.Экономическая политика России в области повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...28
3.Рекомендации повышения конкурентоспособности РФ на мировом рынке ……………………………………………………………………………..33
3.1. Совершенствование нормативно -правовой базы ………………………..33
3.2. Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей …………………………………………….……………………35
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемых источников……………………………………………..43
3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газа и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).
Главная цель экономической стратегии страны состоит в восстановлении в России экономического роста, а конкурентоспособность должна стать следствием этого роста.
Заключение
Глобализация мировой экономики предопределила закономерность более глубокой интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему; в то же время, несовершенный характер конкуренции и неравенство в распределении выгод от международной торговли обусловили обострение противоречий между интересами национальных экономик, что позволяет говорить о наличии конкуренции между ними.
Современные теории торговли дают представление о природе преимуществ национальных фирм в условиях несовершенной конкуренции, но проблема формирования долгосрочных преимуществ национальной экономики на мировом рынке находит более полное отражение в рамках концепции конкурентоспособности национальной экономики, сущность конкурентоспособности национальной экономики составляет ее способность постоянно адаптировать свои основные характеристики (производственные, технологические, инвестиционные и другие) к требованиям коньюктуры мирового рынка и технического прогресса, обеспечивая на этой основе решение задач повышения экономической эффективности и роста благосостояния нации,
Конкурентоспособность национальной экономики оценивается с точки зрения участия национальной экономики в международной торговле, производительности использования факторов производства и повышения уровня жизни в стране, на базе основных экономических показателей и в рейтинговой форме; представление о положении страны в мировой хозяйственной системе дает сопоставление основных показателей конкурентоспособности экономики с аналогичными показателями других стран, материальной основой конкурентоспособности экономики является наличие в стране специализированных, искусственных факторов производства, высокотехнологичных отраслей промышленности, развитой сферы коммерческих услуг, высококвалифицированной рабочей силы, общей инфраструктуры, отвечающей требованиям современного технического прогресса.
Исходный уровень развития промышленности и инфраструктуры, системы образования и научно-исследовательских учреждений, финансовой системы входят в число факторов, влияющих на конкурентоспособность страны, особую роль играют социальные и политические факторы; условное разграничение понятий "конкурентоспособная экономика" и "конкурентоспособная страна" позволяет продемонстрировать значение данных факторов,
Формирование конкурентоспособности национальной экономики обеспечивается функционированием экономического механизма (отражающего взаимодействие основных элементов экономики, связанных с производством товаров и услуг) и институционального механизма (отражающего взаимодействие основных институтов, регулирующих экономическую деятельность индивидуумов), фирмы (их основные поведенческие характеристики, стратегии, инвестиционная и инновационная активность), отрасли (их конкурентоспособность, характер внутри- и межотраслевых связей, в стране), факторы производства (уровень их развития в стране исходя из современных требований научно-технического прогресса), конкуренция и специфика макроэкономической среды составляют основные блоки экономического механизма формирования конкурентоспособности национальной экономики; ведущая роль принадлежит национальным фирмам, поскольку они являются движущей силой процесса совершенствования конкурентных преимуществ страны на мировом рынке, институциональный механизм включает в себя различные регулирующие институты (иерархию, рынок, государство, ассоциации, институт неконтрактных взаимоотношений), их воздействие определяет характер конкуренции и макроэкономической среды в стране, стимулы индивидуумов к повышению производительности своей деятельности,
Особая роль государства как элемента институционального механизма обусловлена тем, что оно обеспечивает формирование конкурентного рынка, создание формальных правил поведения индивидуумов, компенсацию неэффективности рынка в экономических, социальных и временных терминах, являясь единственным регулирующим институтом, позволяющим на уровне общества целенаправленно воздействовать на состояние конкурентоспособности национальной экономики,
Анализ проблем конкурентоспособности России и зарубежных стран демонстрирует особую роль институционального механизма и, в частности, государства в процессе повышения конкурентоспособности национальных экономик, позволяет определить в качестве важнейших задач государственной политики обеспечение конкурентной и стабильной макроэкономической среды, стимулирование совершенствования факторов производства в стране, повышение эффективности функционирования различных регулирующих институтов с точки зрения долгосрочных целей экономического развития.
Экономический рост совершается предпринимателями, использующими знание с целью углубления разделения труда (специализации). Это возможно только при соответствующих «правилах игры», управляющих взаимодействиями людей. Необходима соответствующая институциональная структура, обеспечивающая рамки кооперации индивидов на рынке, и организации, делающую кооперацию достаточно предсказуемой и надежной.
Координационные рамки, например, обеспечиваются культурными соглашениями (условностями), общей этической системой и формальными правовыми и регулирующими условиями. Результатом является понимание процесса экономического роста, связывающего макроэкономический анализ с микроэкономикой структурных изменений и микроэкономическими основами мотивации и институциональных ограничений, иными словами, связывает экономический рост с такими социологическими факторами, как предпочтения и системы ценностей.
Важность соблюдения принятых сообществом норм и правил, законов и традиций помогает экономическим агентам экономить на трансакционных издержках, издержках координации поведения, экономить на информационных издержках. Институты, выполняя свои функции, тем самым поддерживают сложную паутину человеческих взаимодействий.
Для улучшения в сфере конкурентоспособности важно не только развивать существующие достижения в высокотехнологичном комплексе России, но и выявлять прорывные производства, благодаря которым возможен переход России в стадию подъема на основе увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий. В технологической сфере основной проблемой, требующей решения, является дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и со стороны предложения - стимулирование исследовательских и конструкторских организаций. Меры по стимулированию технологической модернизации экономики лежат не только в русле собственно научной или инновационной политики, но затрагивают другие блоки, такие как промышленная политика, политика в области стандартов и регламентов, налоговая политика, политика в области внешней торговли и т.д. В настоящее время различные стимулирующие меры «разбросаны» по разным целевым программам, отраслевым стратегиям, по различным ведомствам. Целесообразно объединить и в определенной степени упорядочить принимаемые решения, создать инструменты более эффективной координации усилий различных ведомств. Первым шагом должны стать принципы «мягкой» координации, взаимного обмена информацией, создание единых методологических и методических подходов к проблемам совершенствования технологий, создании системы мониторинга результатов и формирование на этой основе Программы технологической модернизации.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что государство должно осуществлять поддержку и стимулирование конкурентоспособности путем:
- совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
- участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
- организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
- создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.
Список использованных источников
Нормативно-правовая база:
30. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39 - ФЗ (в редакции от 02.02.09.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства. - 2009. - №5. - С.23-29.
31. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160 - ФЗ (в редакции от 03.06.2009.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства. - 2009. - №17. - С.3-19.
32. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
33. Проект Федерального закона об инновационной деятельности в РФ
Приложение А
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014World Economic Forum, 2013. The Global Competitiveness Report 2013–2014. | ||||
Экономика |
Индекс глобальной конкуренто-способности |
Индекс глобальной
конкуренто-способности |
Изменение | |
Рейтинг |
Оценка |
Рейтинг |
Тренд | |
Швейцария |
1 |
5.67 |
1 |
0 |
Сингапур |
2 |
5.61 |
2 |
0 |
Финляндия |
3 |
5.54 |
3 |
0 |
Германия |
4 |
5.51 |
6 |
2 |
Соединенные Штаты Америки |
5 |
5.48 |
7 |
2 |
Швеция |
6 |
5.48 |
4 |
-2 |
Гонконг |
7 |
5.47 |
9 |
2 |
Нидерланды |
8 |
5.42 |
5 |
-3 |
Япония |
9 |
5.40 |
10 |
1 |
Великобритания |
10 |
5.37 |
8 |
-2 |
Норвегия |
11 |
5.33 |
15 |
4 |
Тайвань |
12 |
5.29 |
13 |
1 |
Катар |
13 |
5.24 |
11 |
-2 |
Канада |
14 |
5.20 |
14 |
0 |
Дания |
15 |
5.18 |
12 |
-3 |
Австрия |
16 |
5.15 |
16 |
0 |
Бельгия |
17 |
5.13 |
17 |
0 |
Новая Зеландия |
18 |
5.11 |
23 |
5 |
Объединенные Арабские Эмираты |
19 |
5.11 |
24 |
5 |
Саудовская Аравия |
20 |
5.10 |
18 |
-2 |
Австралия |
21 |
5.09 |
20 |
-1 |
Люксембург |
22 |
5.09 |
22 |
0 |
Франция |
23 |
5.05 |
21 |
-2 |
Малайзия |
24 |
5.03 |
25 |
1 |
Южная Корея |
25 |
5.01 |
19 |
-6 |
Бруней |
26 |
4.95 |
28 |
2 |
Израиль |
27 |
4.94 |
26 |
-1 |
Ирландия |
28 |
4.92 |
27 |
-1 |
Китай |
29 |
4.84 |
29 |
0 |
Пуэрто-Рико |
30 |
4.67 |
31 |
1 |
Исландия |
31 |
4.66 |
30 |
-1 |
Эстония |
32 |
4.65 |
34 |
2 |
Оман |
33 |
4.64 |
32 |
-1 |
Чили |
34 |
4.61 |
33 |
-1 |
Испания |
35 |
4.57 |
36 |
1 |
Кувейт |
36 |
4.56 |
37 |
1 |
Таиланд |
37 |
4.54 |
38 |
1 |
Индонезия |
38 |
4.53 |
50 |
12 |
Азербайджан |
39 |
4.51 |
46 |
7 |
Панама |
40 |
4.50 |
40 |
0 |
Мальта |
41 |
4.50 |
47 |
6 |
Польша |
42 |
4.46 |
41 |
-1 |
Бахрейн |
43 |
4.45 |
35 |
-8 |
Турция |
44 |
4.45 |
43 |
-1 |
Маврикий |
45 |
4.45 |
54 |
9 |
Чехия |
46 |
4.43 |
39 |
-7 |
Барбадос |
47 |
4.42 |
44 |
-3 |
Литва |
48 |
4.41 |
45 |
-3 |
Италия |
49 |
4.41 |
42 |
-7 |
Казахстан |
50 |
4.41 |
51 |
1 |
Португалия |
51 |
4.40 |
49 |
-2 |
Латвия |
52 |
4.40 |
55 |
3 |
Южная Африка |
53 |
4.37 |
52 |
-1 |
Коста Рика |
54 |
4.35 |
57 |
3 |
Мексика |
55 |
4.34 |
53 |
-2 |
Бразилия |
56 |
4.33 |
48 |
-8 |
Болгария |
57 |
4.31 |
62 |
5 |
Кипр |
58 |
4.30 |
58 |
0 |
Филиппины |
59 |
4.29 |
65 |
6 |
Индия |
60 |
4.28 |
59 |
-1 |
Перу |
61 |
4.25 |
61 |
0 |
Словения |
62 |
4.25 |
56 |
-6 |
Венгрия |
63 |
4.25 |
60 |
-3 |
Россия |
64 |
4.25 |
67 |
3 |
Шри-Ланка |
65 |
4.22 |
68 |
3 |
Руанда |
66 |
4.21 |
63 |
-3 |
Черногория |
67 |
4.20 |
72 |
5 |
Иордания |
68 |
4.20 |
64 |
-4 |
Колумбия |
69 |
4.19 |
69 |
0 |
Вьетнам |
70 |
4.18 |
75 |
5 |
Эквадор |
71 |
4.18 |
86 |
15 |
Грузия |
72 |
4.15 |
77 |
5 |
Македония |
73 |
4.14 |
80 |
7 |
Ботсвана |
74 |
4.13 |
79 |
5 |
Хорватия |
75 |
4.13 |
81 |
6 |
Румыния |
76 |
4.13 |
78 |
2 |
Марокко |
77 |
4.11 |
70 |
-7 |
Словакия |
78 |
4.10 |
71 |
-7 |
Армения |
79 |
4.10 |
82 |
3 |
Сейшельские Острова |
80 |
4.10 |
76 |
-4 |
Лаос |
81 |
4.08 |
— |
— |
Иран |
82 |
4.07 |
66 |
-16 |
Тунис |
83 |
4.06 |
— |
— |
Украина |
84 |
4.05 |
73 |
-11 |
Уругвай |
85 |
4.05 |
74 |
-11 |
Гватемала |
86 |
4.04 |
83 |
-3 |
Босния и Герцеговина |
87 |
4.02 |
88 |
1 |
Камбоджа |
88 |
4.01 |
85 |
-3 |
Молдова |
89 |
3.94 |
87 |
-2 |
Намибия |
90 |
3.93 |
92 |
2 |
Греция |
91 |
3.93 |
96 |
5 |
Тринидад и Тобаго |
92 |
3.91 |
84 |
-8 |
Замбия |
93 |
3.86 |
102 |
9 |
Ямайка |
94 |
3.86 |
97 |
3 |
Албания |
95 |
3.85 |
89 |
-6 |
Кения |
96 |
3.85 |
106 |
10 |
Сальвадор |
97 |
3.84 |
101 |
4 |
Боливия |
98 |
3.84 |
104 |
6 |
Никарагуа |
99 |
3.84 |
108 |
9 |
Алжир |
100 |
3.79 |
110 |
10 |
Сербия |
101 |
3.77 |
95 |
-6 |
Гайана |
102 |
3.77 |
109 |
7 |
Ливан |
103 |
3.77 |
91 |
-12 |
Аргентина |
104 |
3.76 |
94 |
-10 |
Доминикана |
105 |
3.76 |
105 |
0 |
Суринам |
106 |
3.75 |
114 |
8 |
Монголия |
107 |
3.75 |
93 |
-14 |
Ливия |
108 |
3.73 |
113 |
5 |
Бутан |
109 |
3.73 |
— |
— |
Бангладеш |
110 |
3.71 |
118 |
8 |
Гондурас |
111 |
3.70 |
90 |
-21 |
Габон |
112 |
3.70 |
99 |
-13 |
Сенегал |
113 |
3.70 |
117 |
4 |
Гана |
114 |
3.69 |
103 |
-11 |
Камерун |
115 |
3.68 |
112 |
-3 |
Гамбия |
116 |
3.67 |
98 |
-18 |
Непал |
117 |
3.66 |
125 |
8 |
Египет |
118 |
3.63 |
107 |
-11 |
Парагвай |
119 |
3.61 |
116 |
-3 |
Нигерия |
120 |
3.57 |
115 |
-5 |
Кыргызстан |
121 |
3.57 |
127 |
6 |
Кабо-Верде |
122 |
3.53 |
122 |
0 |
Лесото |
123 |
3.52 |
137 |
14 |
Свазиленд |
124 |
3.52 |
135 |
11 |
Танзания |
125 |
3.50 |
120 |
-5 |
Кот-д’Ивуар |
126 |
3.50 |
131 |
5 |
Эфиопия |
127 |
3.50 |
121 |
-6 |
Либерия |
128 |
3.45 |
111 |
-17 |
Уганда |
129 |
3.45 |
123 |
-6 |
Бенин |
130 |
3.45 |
119 |
-11 |
Зимбабве |
131 |
3.44 |
132 |
1 |
Мадагаскар |
132 |
3.42 |
130 |
-2 |
Пакистан |
133 |
3.41 |
124 |
-9 |
Венесуэла |
134 |
3.35 |
126 |
-8 |
Мали |
135 |
3.33 |
128 |
-7 |
Малави |
136 |
3.32 |
129 |
-7 |
Мозамбик |
137 |
3.30 |
138 |
1 |
Тимор-Лешти |
138 |
3.25 |
136 |
-2 |
Мьянма |
139 |
3.23 |
— |
— |
Буркина Фасо |
140 |
3.21 |
133 |
-7 |
Мавритания |
141 |
3.19 |
134 |
-7 |
Ангола |
142 |
3.15 |
— |
— |
Гаити |
143 |
3.11 |
142 |
-1 |
Сьерра-Леоне |
144 |
3.01 |
143 |
-1 |
Йемен |
145 |
2.98 |
140 |
-5 |
Бурунди |
146 |
2.92 |
144 |
-2 |
Гвинея |
147 |
2.91 |
141 |
-6 |
Чад |
148 |
2.85 |
139 |
-9 |
Информация о работе Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей