Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования конкурентоспособность. Объект исследования: конкурентоспособность РФ Цель исследования: рассмотреть сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке.
Задачи исследования:
- исследовать сущность конкурентоспособности на мировом рынке;
- рассмотреть конкурентоспособность РФ на мировом рынке;
-дать рекомендации повышения конкурентоспособности РФ.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….………………….5

1. Сущность конкурентоспособности на мировом рынке ……………………..8

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………..8

1.2. Модели конкурентоспособности на мировом рынке …………………….11
1.3. Факторы конкурентоспособности …………………………………………15
2. Конкурентоспособность РФ на мировом рынке ……………………………20
2.1 Рейтинг конкурентоспособности России по данным ВЭФ ……………...20
2.2. Конкурентоспособность РФ ……………………………………………….25
2.3.Экономическая политика России в области повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...28
3.Рекомендации повышения конкурентоспособности РФ на мировом рынке ……………………………………………………………………………..33
3.1. Совершенствование нормативно -правовой базы ………………………..33
3.2. Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей …………………………………………….……………………35
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемых источников……………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность РФ на мировом рынке...нормал.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 с., 2 табл.., 36 источников .

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ, ВЭФ, ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА, ДЕМПИНГ, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ФАКТОРЫ, АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОЛИТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.

 

 

Предмет исследования конкурентоспособность.

Объект исследования: конкурентоспособность РФ

Цель исследования: рассмотреть сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке.

Задачи исследования:

- исследовать сущность конкурентоспособности на мировом рынке;

- рассмотреть конкурентоспособность РФ на мировом рынке;

- дать рекомендации повышения конкурентоспособности РФ.

Содержание

Введение ……………………………………………………….………………….5

 

1. Сущность конкурентоспособности на мировом рынке ……………………..8

 

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………..8

 

1.2. Модели конкурентоспособности на мировом рынке …………………….11

1.3. Факторы конкурентоспособности …………………………………………15

2. Конкурентоспособность РФ на  мировом рынке ……………………………20

2.1 Рейтинг конкурентоспособности  России по данным ВЭФ ……………...20

2.2. Конкурентоспособность РФ ……………………………………………….25

2.3.Экономическая политика России в области повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...28

3.Рекомендации повышения   конкурентоспособности  РФ  на мировом рынке ……………………………………………………………………………..33

3.1. Совершенствование нормативно -правовой базы ………………………..33

3.2. Проведение политики направленной на защиту   интересов     российских производителей …………………………………………….……………………35

Заключение ………………………………………………………………………38

Список используемых источников……………………………………………..43

Приложения……………………………………………………………………...45

 

Введение

 

Предмет исследования конкурентоспособность. Объект исследования: конкурентоспособность РФ Цель исследования: рассмотреть сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке.

Задачи исследования:

- исследовать сущность  конкурентоспособности на мировом  рынке;

- рассмотреть конкурентоспособность  РФ на мировом рынке;

-дать рекомендации повышения  конкурентоспособности РФ.

 

Данная курсовая работа посвящена изучению сложной темы – конкурентоспособности РФ на мировом рынке. Эта тема весьма актуальна на данный момент в связи с непростыми взаимоотношениями и серьезными изменениями на мировом рынке, усилением борьбы за ближайший рынок сбыта. Как показали исследования многих выдающихся ученых современности, социально-экономическое развитие общества и уровень жизни населения любой страны зависят от того, насколько успешно решаются проблемы качества и конкурентоспособности продукции. Исследования в этой области имеют важное значение при разработке стратегии развития страны в условиях внешнеэкономической деятельности и выхода на новые рынки сбыта.1

Интеграция России в мировое хозяйство ставит перед ней проблему условий, при которых она сможет занять достойное место на мировом рынке, а также проблему тех противоречий, которые неизбежно возникают между характером функционирования российской экономики и требованиями, предъявляемыми к национальной экономике мировой хозяйственной системой. Постоянно воспроизводимая в товарном хозяйстве проблема включения индивидуального результата функционирования товаропроизводства в общественный результат приобретает новое звучание в случае взаимодействия национальной экономики и мировой хозяйственной системы, ставя перед национальным государством проблему международной конкурентоспособности отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Глобализация мировой экономики, революционные изменения в транспорте и средствах связи, быстрое распространение технологических достижений посредством международного обмена, усиление и глобализация конкуренции обуславливают объективную необходимость участия национальной экономики в мировой системе разделения труда, несут с собой не только новые возможности, но и новые опасности для национальной экономики. Современное мировое хозяйство, в большей степени характеризуемое в терминах несовершенной конкуренции, представляет собой арену жесточайшего столкновения национальных интересов, обусловленного неравенством получаемых странами выгод от международной торговли, возможностью их долгосрочного доминирования на отдельных секторах мирового рынка, возросшим значением специализации национальной экономики в процессе решения ею проблем занятости и экономического роста. Столь острое проявление противоречий между экономическими интересами национальных государств позволяет говорить о наличии конкуренции не только на уровне национальных фирм, но и национальных экономик, и ставит проблему конкурентоспособности национальной экономики в качестве приоритетной в политике, направленной на разрешение противоречий, возникающих между национальной экономикой и мировым хозяйством, с учетом интересов национальной безопасности и национального благосостояния. Таким образом, в современных условиях возрастает актуальность исследований в области конкурентоспособности России. 2

Среди наиболее значимых работ отечественных исследователей, посвященных проблемам конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, можно выделить работы Л.Абалкина, О.Богомолова, Д.Львова, С.Меньшикова, Н.Федоренко, Н.Петракова, С.Глазьева, В.Кудрова, К.Микульского, А.Пороховского, Е.Лсина, Ю.Филякина и др.

1. Сущность конкурентоспособности  на мировом рынке

 

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности

 

 

Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.

Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы), отраслевая конкурентоспособность ,конкурентоспособность стран.3

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

В последнее время понятие конкурентоспособности приобретает важное значение при оценке мирохозяйственных позиций страны. Конкуренция – это борьба между хозяйствующими субъектами за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Для России перешедшей на рыночные методы хозяйствования конкуренция приняла глобальный характер. Она рассматривается как инструмент в борьбе за место в формирующейся единой геоэкономической системе. Основными тенденциями развития конкуренции на международном уровне является расширяющийся характер конкуренции.4

В настоящее время наряду с транснациональными корпорациями на мировом рынке успешно функционируют средние и мелкие компании.

В число наиболее конкурентоспособных экономик добавились новые индустриальные страны, которые привнесли новые оттенки конкурентной борьбе.

Активное участие принимают правительства в поддержке своих национальных экспортеров и форсировании внешнеторговых операций.

Качественные изменения международной конкуренции: быстрое обновление форм и методов конкуренции, усиление поиска предприятиями новых конкурентоспособных товаров, ускорение процесса поиска новых рынков сбыта продукции.

Динамизм. Существенное влияние НТП на конкуренцию на мировом рынке, выраженное в стремлении производителей добиться снижения издержек производства, повышения качества товара и максимизации прибыли. 5

Таким образом, конкурентоспособность страны — многозначный термин, который чаще всего обозначает:

- способность страны добиться  высоких темпов экономического  роста, которые были бы устойчивы  в среднесрочной перспективе;

- уровень производительности факторов производства в данной стране;

- способность компаний данной  страны успешно конкурировать  на тех или иных международных рынках.

В рамках первых двух определений повышение национальной конкурентоспособности отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы к повышению национальной конкурентоспособности зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.

Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.

Между повышением конкурентоспособности в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.

И так, конкурентоспособность - это сложная, многоуровневая  экономическая категория, зависящая в итоге от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

 

1.2. Модели мировой конкурентоспособности

 

Необходимо отметить, что национальная конкурентоспособность включает в себя и конкурентоспособность государств.

В принципе, современные попытки изучения конкурентоспособности государств —- это в какой-то степени очередная попытка понять, почему одни государства богаче и успешнее, а другие беднее и менее успешны, что ещё в 18 веке было сформулировано экономистом Адамом Смитом.6

Майкл Портер проделал огромную работу по направлению определения конкурентоспособности государств. Он собрал достаточно много практического и теоретического материала, опубликовав ряд книг на эту тему.

Необходимо отметить, что основных упором в теориях М. Портера являлась именно конкуренция на всех уровнях (как на уровне государства, так и на уровне компаний). Хотя и существует критика такого подхода (все ли отрасли должны подвергаться конкуренции/государственный сектор, в какой степени), тем не менее из этих теорий можно выделить определённое направление деятельности государства и выработки государственной политики.

При анализе конкурентоспособности М. Портер выделил 4 стадии:

- стадия, движимая факторами

- стадия, движимая инвестициями

- стадия, движимая инновациями

- стадия богатства

В соответствии с точкой зрения М. Портера страны могут проходить по этим стадиям конкурентоспособности. Иногда страны проходят плавно, иногда остаются на одной стадии.

М. Портер определённым образом связывает успех страны с прохождением этих стадий.

Тем не менее, стоит отметить, что такой подход можно использовать и по отношению к отдельным отраслям или даже отдельным компаниям.7

Стадия, движимая факторами. Под факторами понимаются факторы производства, то есть в определённом случае труд, земля, капитал, хотя это и не только они. В модели Ромба М. Портер уже пояснял, что факторы могут быть:

- базисными и развитыми

- общими и специализированными.

Например, базисным фактором будет низкоквалифицированная рабочая сила, избыточные полезные ископаемые и т.п. Тем не менее, если работники будут обучены, то этот фактор производства уже станет развитым.

Кроме того, отдельные факторы могут быть общими или специализированными. Например, общая компьютерная грамотность будет определённым образом общим фактором. Но специфические знания по огранке алмазов или специальные знания, позволяющие управляться высокотехнологичным оборудованием будет уже специализированным фактором.

Информация о работе Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей