Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования конкурентоспособность. Объект исследования: конкурентоспособность РФ Цель исследования: рассмотреть сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке.
Задачи исследования:
- исследовать сущность конкурентоспособности на мировом рынке;
- рассмотреть конкурентоспособность РФ на мировом рынке;
-дать рекомендации повышения конкурентоспособности РФ.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….………………….5

1. Сущность конкурентоспособности на мировом рынке ……………………..8

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………..8

1.2. Модели конкурентоспособности на мировом рынке …………………….11
1.3. Факторы конкурентоспособности …………………………………………15
2. Конкурентоспособность РФ на мировом рынке ……………………………20
2.1 Рейтинг конкурентоспособности России по данным ВЭФ ……………...20
2.2. Конкурентоспособность РФ ……………………………………………….25
2.3.Экономическая политика России в области повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...28
3.Рекомендации повышения конкурентоспособности РФ на мировом рынке ……………………………………………………………………………..33
3.1. Совершенствование нормативно -правовой базы ………………………..33
3.2. Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей …………………………………………….……………………35
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемых источников……………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность РФ на мировом рынке...нормал.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Так, под общими факторами понимаются факторы, которые можно использовать в достаточно широко, а под специфическими факторами понимаются такие факторы, которые можно использовать только в определённой сфере.

Всё это справедливо как к компании в частности (специальные кадры в компании), так и к определённым сферам государства в целом.

Примеры: Австралия, Канада, Катар, Нигерия, Россия (ресурсы). Возможно, пока Китай (за счёт дешёвой рабочей силы)

По сути, любые страны, которые имеют избыток ресурсов, и у кого именно это и является основой дохода бюджета.

Некоторые страны богатые, некоторые нет. Но есть основа экономики — это те самые факторы, которые есть в избытке.

Стадия, движимая инвестициями Основным элементом здесь является активное инвестирование и привлечение инвестиций. На этом этапе проходит развитие факторов. Родственные и поддерживающие отрасли (и кластеры) из Ромба Портера пока недостаточно развиты.

Определённым конкурентным преимуществом может быть конкуренция внутри страны и внутренний спрос

Примеры: Бразилия, некоторые страны НИС.

Стадии, движимая инновациями На данной стадии все 4 детерминанты ромба Портера достаточно развиты, существует усложнение спроса, а нехватка каких-то ресурсов (менее технологичных) восполняется импортом, причём экспорт идёт более технологичный. Страна сама имеет технологии, меньше зависит от импорта технологий. Примеры: Многие развитые страны: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония.

Стадия богатства Если три предыдущие стадии — стадии роста, то стадия богатства — стадия упадка.

Всё, чего достигла страна — всё заслуга прошлого. Теперь же компании теряют свою конкурентоспособность, конкуренция ослабевает, инвестирование компаний падает, спрос в основном не меняется.

Этой стадии достигать странам нельзя. Если же они страна достигла стадии богатства, то ей необходимо находить свои конкурентные преимущества, менять стратегию компаний, проводить целенаправленную государственную политику, например, направленную на инвестиции.

Примеров таких стран нет, хотя иногда выделяют определённый период развития Великобритании, но тогда страна быстро сориентировалась и нашла конкурентные преимущества.

Несмотря на масштабность исследования, тем не менее существует и определённая критика. Например, в своей книге М. Портер изучает опыт 8 развитых и 2 быстро развивающихся стран НИС. Этими двумя странами НИС были Южная Корея и Сингапур. В соответствии с его точкой зрения Южная Корея будет более успешна, сможет достичь уровня развитых стран, сможет достичь стадии, движимой инновациями, тогда как Сингапур так и останется на стадии, движимой факторами. Тем не менее практика показала, что Сингапур сейчас развивается более быстрыми темпами. 8

Существует и другой взгляд. Известный экономист Пол Кругман указывает, что несмотря на то, что экономическое содержание понятия «национальной конкурентоспособности» сводится к понятию «продуктивности», использование в обсуждении экономической политики термина «национальная конкурентоспособность» ошибочно и даже опасно:

- концентрация на образе конкуренции  стран игнорирует то, что большая часть возможных экономических трудностей определяется исключительно внутренними факторами - вне связи с торговлей на каких-либо международных рынках, соответственно, уровень жизни растет вместе с ростом производительности, а не с ростом производительности по сравнению с другими странами;

- образ стран-конкурентов на эмоциональном уровне подрывает выводы теории международной торговли - богатство страны связано с международной специализацией и использованием сравнительных преимуществ, а потому следование концепции «национальной конкурентоспособности» может породить протекционизм и торговые войны;

- примененное к государству  вместо коммерческой фирмы понятие  «конкурентоспособность» является  метафорой - ведь в отличие от  фирмы у государства нет меры  конкурентоспособности - баланса прибылей  и убытков - и нет возможности исчезнуть в результате разорения;

- акцент на международной конкурентоспособности  может привести к поддержке  малопродуктивных отраслей национальной  экономики и, соответственно, снижению её жизненных стандартов.

Подводя итог своему анализу, Кругман замечает: «К сожалению, экономисты, которые надеялись использовать риторику конкурентоспособности для {проведения} хорошей экономической политики вместо этого использовали доверие к себе в интересах плохих идей. И кто-то должен указать, когда интеллектуальное платья императора является не тем, что он о нём думает. Поэтому давайте скажем правду: конкурентоспособность является бессмысленным словом, когда прилагается к национальной экономике. И одержимость конкурентоспособностью является одновременно ошибочной и опасной».9

Таким образом, существуют разные взгляды на модели конкурентоспособности, с ними можно соглашаться или спорить.

 

1.3. Факторы конкурентоспособности

 

Существует множество факторов, определяющих уровень продуктивности и конкурентоспособности людей, компаний, стран. Определение и понимание данных факторов всегда занимало умы экономистов.

Основываясь на многолетних исследованиях, авторы Индекса глобальной конкурентоспособности  от Всемирного экономического форума выделяют 12 основных групп факторов, обеспечивающих экономическую конкурентоспособность стран.

Институциональная среда определяется законодательными и административными структурами, с которыми взаимодействует бизнес с целью зарабатывания денег и усиления экономики. Переизбыток контроля и регулирования, коррупция, недоверие, политическая зависимость от судебной системы замедляют экономическое развитие.

Инфраструктура определяет место экономической активности, виды деятельности и развивающиеся секторы в конкретной экономике. Хорошо развитая инфраструктура объединяет национальный рынок, соединяя его с рынками других стран.10

Стабильная макроэкономическая среда важна для развития бизнеса и конкурентоспособности государства. Правительство не может работать эффективно, если оно должно выплачивать высокие процентные ставки по кредитам прошлых периодов. В свою очередь компании не могут эффективно работать, когда инфляция становится неконтролируемой. 
Здравоохранение и начальное образование. Здоровая рабочая сила — основа конкурентоспособности и продуктивности страны. Поэтому инвестиции в систему здравоохранения чрезвычайно важны. Недостаток базового образования может стать сдерживающим фактором для развития экономики.

Высшее образование и дальнейшее обучение важны для экономик тех стран, которые хотят создавать добавочную ценность.

Высокообразованные сотрудники, способные быстро адаптироваться к изменяющейся среде и потребностям производственной системы, жизненно необходимы в условиях глобализации для конкурентоспособности государства.

Эффективность товарных рынков позволяет странам производить правильное соотношение продуктов и услуг, учитывая свои конкретные условия спроса/предложения, обеспечивая наиболее выгодную продажу этих товаров в экономике.

Эффективность и гибкость рынка труда важны для обеспечения результативного использования рабочей силы. Рынки труда должны быть достаточно гибкими, чтобы иметь возможность быстро адаптироваться и переводить рабочих из одного вида деятельности в другой, не затрачивая при этом много ресурсов.

Развитый финансовый сектор распределяет внутренние ресурсы и определяет внешние инвестиции для их наиболее продуктивного использования. Финансовая оценка рисков сегодня является ключевым фактором. Для этого банковский сектор должен быть прозрачным, а финансовые рынки следует урегулировать, чтобы защитить инвесторов и других игроков глобальной экономики.

Технологическая готовность — это быстрота, с которой экономика адаптируется к существующим технологиям, используя информационные и коммуникационные технологии в ежедневной деятельности и производственных процессах для повышения эффективности работы и соответственно конкурентоспособности. [12;148c.]

Размер рынка влияет на производительность, поскольку большие рынки позволяют фирмам использовать экономию масштаба. В эру глобализации международные рынки стали заменителями внутренних, причем в значительной степени это касается небольших стран. Открытость для торговли позитивно влияет на развитие конкурентоспособности государства.

Развитость бизнеса учитывает общее качество бизнес-сетей государства, как и операционное и стратегическое качество каждого бизнеса в отдельности. Когда компании и поставщики конкретного сектора объединены в кластеры, повышается эффективность работы, возникают новые возможности для инноваций, снижаются барьеры для входа.

Инновации. Высокого уровня конкурентоспособности можно достичь, улучшая показатели по всем предыдущим факторам, однако это не приведет к качественно новому скачку или прорыву. Тем, кто достиг инновационного этапа развития, необходимо разрабатывать передовые продукты и процессы, чтобы удержаться в лидерах среди конкурентоспособных государств.11

Таким образом, факторы, определяющие конкурентоспособность страны:

- динамизм экономики, оцениваемый  по таким показателям, как темпы  экономического развития, положение национальной валюты, объем производства важнейших товаров в расчете надушу населения и др.;

-эффективность промышленного производства;

- динамизм рынка, оцениваемый по  показателям уровня качества товаров, объема потребительских расходов надушу населения и др.;

- состояние и развитие финансовой системы страны, оцениваемое исходя из деятельности коммерческих банков, рынка ценных бумаг;

- человеческие ресурсы, определяемые на основе численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, уровня квалификации трудовых ресурсов и т.п.;

- роль государства, оцениваемая  степенью воздействия государственного регулирования в экономике на основе исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны и др.;

- ресурсы и инфраструктура —  исследуется обеспеченность страны  различными видами ресурсов со  степенью развития инфраструктуры;

- социально-политическая обстановка  в стране — показателями, ее характеризующими, выступают величина дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и т.д.

Вывод по главе. Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях, потому что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

В отличие от категорий конкурентоспособности продукции, товара, предприятия, относящихся к сфере микроэкономики, конкурентоспособность национальной экономики имеет ярко выраженный макроэкономический характер.

 

2. Конкурентоспособность  России на мировых рынках

 

2.1 Рейтинг конкурентоспособности  России по данным ВЭФ

 

 

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт, поэтому на современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг, и в целом экономики России выходит на первый план.12

Поэтому обратимся к данным оценки России на Всемирном экономическом форуме.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 148 государствах. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 148 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Информация о работе Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей