Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования конкурентоспособность. Объект исследования: конкурентоспособность РФ Цель исследования: рассмотреть сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке.
Задачи исследования:
- исследовать сущность конкурентоспособности на мировом рынке;
- рассмотреть конкурентоспособность РФ на мировом рынке;
-дать рекомендации повышения конкурентоспособности РФ.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….………………….5

1. Сущность конкурентоспособности на мировом рынке ……………………..8

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………..8

1.2. Модели конкурентоспособности на мировом рынке …………………….11
1.3. Факторы конкурентоспособности …………………………………………15
2. Конкурентоспособность РФ на мировом рынке ……………………………20
2.1 Рейтинг конкурентоспособности России по данным ВЭФ ……………...20
2.2. Конкурентоспособность РФ ……………………………………………….25
2.3.Экономическая политика России в области повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...28
3.Рекомендации повышения конкурентоспособности РФ на мировом рынке ……………………………………………………………………………..33
3.1. Совершенствование нормативно -правовой базы ………………………..33
3.2. Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей …………………………………………….……………………35
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемых источников……………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность РФ на мировом рынке...нормал.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Преимущества рассматриваемого сценария для России очевидны. Организация данного бизнеса не особенно сложна: перед глазами примеры других стран, их опыт доступен и поддается изучению, технологии известны, бизнес-модель ясна.

Но реализация такой модели на российской почве может столкнуться с несколькими проблемами.

Первая. Поскольку в ее основе лежит необходимость постоянной генерации заказов, успех компании в целом зависит от работы ее менеджера по продажам или от связей руководства. Опыт же работы с зарубежными заказчиками у нас пока что невелик.

Вторая - дефицит менеджеров проектов. Оффшорное программирование обычно не занимается поиском оригинальных технических решений (если только иное не предусмотрено заказом) - от контрактора требуется сделать работу по спецификациям заказчика, точно в срок. А значит, этот бизнес предполагает правильную организацию и планирование работы коллектива программистов.

Третья - зависимость данного бизнеса от мирового рынка и его циклов. Каждая отдельная компания следует за спросом, который не постоянен и по содержанию, и по объему. Кроме того, нашим фирмам придется конкурировать. А это значит, что и цены нельзя устанавливать выше, чем у конкурентов.

Часть этих проблем решается за счет организации производства. Скажем, его масштабы можно регулировать посредством иерархической структуры индустрии: несколько крупных компаний собирают заказы зарубежных потребителей и затем частично выполняют их собственными силами, а частично передают мелким отечественным фирмам, не имеющим своей клиентуры. Другие проблемы вполне решаемы, если настроиться на длительные кропотливые действия: подготовку кадров, тщательную работу с клиентами (предлагая заказчику лучшие условия, более высокое качество, сжатые сроки).14

В контексте третьего сценария рассматривается экспорт готовых продуктов (прежде всего новых технологий) и решений на внешний международный рынок. Для России предоставляются реальные возможности для завоевания лидирующих позиций: компании, создающие новые технологии, могут сами формировать рынок, объем которого неисчерпаем. Это позволяет применять национальный интеллектуальный потенциал наиболее эффективно, а большой объем отечественной рабочей силы способен обеспечить экономию на масштабах. 

Как показали исследования, состояние в научно-технической  сфере не позволяет России конкурировать на ряде мировых рынков наукоемкой продукции, масштаб присутствия России здесь является более чем скромным. Во многих отраслях промышленности отечественная продукция является неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынках (таблица 2).

При этом место России в мировых инновационных процессах пока не соответствует имеющемуся в стране потенциалу. Россия имеет конкурентные преимущества в виде обширной ресурсной и территориальной базы,  высокого интеллектуального и образовательного уровня, научно-технических заделов в реализации примерно 12 макротехнологий из числа определяющих потенциал развитых стран.15

 

Таблица 2 - Позиция отраслей российской промышленности на мировом рынке 16

Позиция на рынках

Отрасли промышленности

Сильные на внешних рынках  

Нефтяная промышленность

Газодобывающая

Металлургия

Базовые химические и нефтехимические производства

ОПК (военная авиация, средства ПВО, судостроение)

Слабые на внешних и внутренних рынках, при сильных позициях зарубежных конкурентов

Электротехника

Станкостроение

Приборостроение

Автомобилестроение

Строительно-дорожное машиностроение

Фармацевтика


Как показывает зарубежный опыт, одной из важных движущих сил,  определяющих инновационное развитие промышленности, является процесс выбора приоритетов. Определение государством списка приоритетных направлений связано, прежде всего, с теми производственно-технологическими направлениями развития экономики, которые рассматриваются на этом этапе развития как определяющие для технической и технологической модернизации экономики.  К числу приоритетных направлений развития науки и техники Российской Федерации наряду с фундаментальными исследованиями отнесены семь направлений, в целом соответствующих мировым тенденциям: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.

Таким образом, можно сделать вывод, что для улучшения инновационной сферы важно не только развивать существующие достижения в высокотехнологичном комплексе России, но и выявлять прорывные производства, благодаря которым возможен переход России в стадию подъема на основе увеличения экспорта наукоемкой продукции и технологий.  В технологической сфере основной проблемой, требующей решения, является дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и со стороны предложения - стимулирование исследовательских и конструкторских организаций. Меры по стимулированию технологической модернизации экономики лежат не только в русле собственно научной или инновационной политики, но затрагивают другие блоки, такие как промышленная политика, политика в области стандартов и регламентов, налоговая политика, политика в области внешней торговли и т.д. В настоящее время различные стимулирующие меры «разбросаны» по разным целевым программам, отраслевым стратегиям, по различным ведомствам. Целесообразно объединить и в определенной степени упорядочить принимаемые решения, создать инструменты более эффективной координации усилий различных ведомств. Первым шагом должны стать принципы «мягкой» координации, взаимного обмена информацией, создание единых методологических и методических подходов к проблемам совершенствования технологий, создании системы мониторинга результатов и формирование на этой основе Программы технологической модернизации.

Вывод по главе. Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

 

3. Рекомендации повышения конкурентоспособности  РФ на мировом рынке

 

3.1. Совершенствование нормативно -правовой базы

 

 

С ежегодно в России увеличивается количество компаний, которые планируют  выйти на зарубежные рынки, как с целью привлечения капитала, так и в поисках новых потребителей. Начало работы в новой конкурентной среде — это новые требования к уровню прозрачности бизнеса, корпоративному управлению, качеству продукции. Далеко не все компании объективно представляют себе все процедуры, ожидающие предприятие в процессе выхода на зарубежные рынки, а также позиции, по которым развернется основная конкурентная борьба между местными игроками и новым претендентом. Помимо требований системного характера, предъявляемых к корпоративной структуре компании, отчетности и финансовой прозрачности, существуют еще и стереотипы потребителей в отношении восточноевропейских, и российских в частности, товаров и услуг — этот аспект также играет огромную  роль в процессе выхода отечественной компании на западные рынки. Помимо новых рынков сбыта другой привлекательной для российского бизнеса сферой является рынок иностранного капитала, доступ к которому сегодня стремится получить большинство отечественных игроков различных отраслей бизнеса. В ряде случае в  долгосрочной перспективе привлечение зарубежного инвестора или заемного капитала является более выгодным, чем поиск отечественного финансового партнера. Вместе с тем для соблюдения всех финансовых, юридических, корпоративных и кадровых требований к деятельности фирмы, влияющих на получение доступа компании к соответствующим ресурсам, предприятию приходиться в корне менять систему отчетности и внутренних процедур.

Вывод. Соответственно необходимо таким образом усовершенствовать систему внутренней отчетности и внутренних процедур в России, на уровне крупных предприятий чтобы они соответствовали мировым стандартам и могли свободно и без препятствий конкурировать не имея проблем в таких вопросах.

Но все эти меры могут пойти прахом, если как и сегодня для российских товаров и услуг будут существовать ныне действующие антидемпинговые меры.

 

3.2. Проведение политики направленной  на защиту интересов российских производителей

 

На сегодняшний день в России осуществляется меры государственное регулирование в необходимые для развития международного экономического сотрудничества и полноценной интеграции России в систему мирового хозяйства (включая адаптацию нормативной правовой базы в соответствии с международно-признаными нормами и правилами, в том числе в рамках присоединения к ОЭСР; гармонизацию отдельных сфер хозяйственного регулирования в рамках СНГ; совершенствование нормативной правовой базы взаимодействия с международными экономическими организациями и институтами и оказания Россией технического содействия, др.);

Кроме того Российской  Федерацией реализуются меры муниципально  регулирования в связи с развитием, совершенствованием и имплементацией системы договоров в рамках Таможенного союза и формирования Одног финансового места Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

Эти деяния важны  для действенного функционирования системы ВУЗов и устройств помощи  ВЭД,  наружной торговли на наднациональном (в формате Таможенного союза) и государственном  уровнях, подключая улучшения таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, на упрощение административных и таможенных правил и процедур для членов  ВЭД; нацеленные на становления и улучшения таможенной работы, а кроме того  системы пунктов пропуска спустя муниципальный рубеж Российской Федерации.

 

Экономисты констатируют 2014 год будет весьма насыщенным для внешнеэкономической деятельности страны. Станет происходить наращивания энергичности в рамках Глобальной торговой организации, членом которой РФ стала сравнимо не так давно - 22августа 2012 года. Тут много вопросов которые хотелось бы  уложить безотложно. Они затрагивают как наш внутренний рынок продуктов и предложений, где увеличивается конкурентность с зарубежными поставщиками, например и наружный рынок, где наши экспортеры  имеют вероятность прирастить свое наличие. Поэтому РФ нужно усиленно держать под контролем продвижения привезенных из других стран продуктов на внутренний рынок и например же пристально биться за ценности на наружном рынке. Не наименее принципиальным направлением считается становление  и закрепление Таможенного союза (ТС) РФ, Казахстана и Белоруссии, который имеет возможность, расширится за счет свежих членов, в частности, Армения и Киргизии. Сразу идет становление одного  финансового места, предполагающее свободное перемещение  не лишь только продуктов, но и предложений, капиталов и рабочий силы. Реализация текущих задач в рамках ТС и ЕЭП в одном ряду с  уничтожением имеющихся дефектов обязаны решить с 1 января 2015 года к грядущему, больше высочайшему шагу - Евразийскому

финансовому союзу.

В 2014 году Россия продолжит переговоры о присоединении к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые продолжаются уже не один год. Вслед за присоединением к ВТО участие в ОЭСР — важнейшая цель России, взявшей еще в начале 1990-х годов курс на полноценную интеграцию в международные экономические отношения.

В качестве отдельного направления стоит выделить восстановление и дальнейшее развитие торгово-экономических отношений с Украиной. Тут многое непросто. Украина — наш важнейший экономический партнер в СНГ. С учетом специфики ее курса предстоит наиболее рациональным образом выстроить отношения между Россией и Таможенным союзом, с одной стороны, и Украиной с другой, но сейчас в этих вроде двух сторонних отношениях возникает третий игрок ЕС. Возможно, поэтому России придется пересмотреть глобально свои позиции по внешнеэкономическим вопросам с Украиной.

Таким образом, Росси необходимо:

- двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество с зарубежными странами;

- развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана с перспективой формирования Евразийского экономического союза;

- существующие и проектируемые институты, и механизмы развития ВЭД;

- систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Таможенного союза;

- развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;

- функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу с учетом расширения внешнеэкономической деятельности;

- незамедлительное реагирование  на препятствие продвижению российских товаров и услуг на мировом рынке.

Выводы по главе. Наиболее важными задачами в обеспечении повышения конкурентоспособности страны должны стать:

1.  регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2.  дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

Информация о работе Проведение политики направленной на защиту интересов российских производителей