Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 00:22, курсовая работа
Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России.
Введение
1Понятие инфраструктуры рынка. Теоретический аспект
1.1 Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений
1.2 О проблемах становления бизнеса в современной России
2 Анализ состояния и развития малого бизнеса в Российской Федерации
2.1 Основные показатели развития малого бизнеса
в Российской Федерации
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры
3.2 Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры
Заключение
Список использованных источников и литературы
Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового потенциала страны, а также системы образования.
Шансы на то, что органичная
модернизация в конце концов вернет
Россию в число лидеров мирового
рынка высокотехнологичной
Если же процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных разработок.
Надо осознавать и то,
что узость внутреннего рынка
для продукции высоких
Можно указать на ряд важнейших аспектов решения этой проблемы:
- необходима радикальная
реформа системы высшего
- следует ликвидировать
часть ВУЗов, не имеющих
- необходимо поддержать
ВУЗовские научные
Что касается возможности развития 5-го технологического уклада, то она полностью определяется масштабами и результативностью научных разработок и степенью их интегрированности с прикладными разработками. Поэтому говорить о хотя бы очаговом развитии технологической культуры 5-го уклада можно лишь в том случае, если будет обеспечено финансирование научно-технического комплекса страны.
Подавляющую часть затрат (95%) на науку сейчас несет государство. Еще в начале реформ по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП Россия была на 27 месте в мире, пропустив вперед все развитые страны, а также многие развивающиеся и бывшие социалистические страны. Все это ведет к негативным для развития высоких технологий в России последствиям.
Начинается серьезное отставание от других стран именно по тем показателям, которые характеризуют развитие пятого технологического уклада, в частности по уровню компьютеризации и информатизации экономического пространства.
По данным за 1993 г., Россия занимала 16 место в мире по удельному весу ее в мировом компьютерном парке, имея компьютеров в 63 раза меньше, чем у лидера - США (причем компьютеров в основном иностранного производства), и лишь 34 место в мире по количеству компьютеров на душу населения. В России всего 7 компьютеров на 1 тыс. чел., тогда как у шестнадцати лидирующих стран - от 118 (Бельгия) до 288 (США). В России не существует общенациональной компьютерной сети, существует лишь ряд локальных сетей. Сейчас ситуация с обеспеченностью компьютерами улучшилась, однако существенное отставание от развитых стран еще сохраняется, и если в ближайшее время его не удастся ликвидировать, оно будет стимулировать дальнейшее отставание и в других сферах научной и производственной деятельности.
Недофинансирование науки приводит к существенному замедлению обновления и совершенствования производства.
В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США - 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.
Венчурный капитал рождается
потому, что рынок все время
выравнивает норму прибыли
Если же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.
Рентабельность многих вполне традиционных форм коммерческой деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом будущем - как и на образование - должны финансироваться преимущественно государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в России.
Надо отметить, что в такой политике есть определенный финансовый резон. Российское государство должно закладывать основы формирования доходов своего бюджета на будущее. Сегодня эти доходы в значительной доле связаны с экспортом сырья, однако такая доходная база не является надежной с точки зрения перспективы в силу двух причин:
1. Постепенно сокращают
в стране запасы полезных
2. Экспорт сырья приносит
меньшую величину добавленной
стоимости, нежели экспорт
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики.
Анализируя перспективы
развития российской промышленности,
нельзя оставаться лишь в рамках собственно
этой сферы экономики. Мы убеждены,
что сохранение и развитие промышленного
потенциала страны сегодня возможно
лишь в том случае, если оно будет
подкреплено мерами по развитию инфраструктуры.
В противном случае любые крупномасштабные
программы промышленной политики начнут
буксовать именно из-за того, что
не будут обеспечены соответствующей
инфраструктурой в самом
Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице 3.1 приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.
Таблица 3.1 Виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления технологических укладов
Технологические уклады |
Вид инфраструктуры |
Первый |
Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй |
Железные дороги, мировое судоходство |
Третий |
Электростанции, электрические распределительные сети, телефон, телеграф, радио |
Четвертый |
Скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты |
Пятый |
Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в таблице 3.2, приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.
Однако наряду с развитием
инфраструктуры 5-го технологического
уклада насущная проблема - развитие и
всех остальных видов
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.
Общей тенденцией для всех
развитых стран в транспортировке
грузов является переход от железнодорожного
к автомобильному транспорту. В России
такая тенденция пока невозможна
из-за неразвитости дорожной сети: плотность
автодорог в России в 40 раз меньше,
чем в Европе и в 32 раза - чем
в США (разница усугубляется несопоставимостью
сравниваемых дорог по качеству). Даже
если сделать поправку на то, что
примерно 35% российской территории не
затронуты хозяйственной
Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.
Информация о работе Перспективы развития инфраструктуры бизнеса в России