Перспективы развития инфраструктуры бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России.

Оглавление

Введение
1Понятие инфраструктуры рынка. Теоретический аспект
1.1 Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений
1.2 О проблемах становления бизнеса в современной России
2 Анализ состояния и развития малого бизнеса в Российской Федерации
2.1 Основные показатели развития малого бизнеса
в Российской Федерации
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны
3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры
3.2 Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Перспективы развития инфраструктуры бизнеса в России.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

 

 

При этом объем валового внутреннего продукта также пропорционально  растет.

Основной объем производства малого бизнеса в денежном выражении  приходится на строительство, промышленность, торговлю и общественное питание. На эти сектора приходится соответственно 23,9, 22,9 и 19,2% в общероссийской отраслевой структуре выпуска малого бизнеса.

Результаты таковы: малые  предприятия тратят на преодоление  административных барьеров в среднем  до 10 тыс. рублей и до 70 часов на одного работника в год. Предприятие  в 20 человек фактически должно иметь  специалиста по «барьерам». Исследование условий предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, проведенное  организацией, показало, что около  половины опрошенных в качестве наиболее существенных проблем, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности, выделили высокую налоговую нагрузку, ограниченность финансовых средств  и нестабильность законодательной  базы, треть - коррупцию в органах  власти и управления, каждый четвертый  назвал проверки контрольно-надзорных органов.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и  коррупцию, которые поразили всю  Россию; развитие субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость  развития всей экономики, как в территориальном  плане, так и во временном; недостаточность  и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Установлено, что свыше 60 % малых предприятий тратят на преодоление  барьеров в среднем ежемесячно по 5.5 тыс. рублей. На получение разрешительных документов предприниматель за год  тратил в среднем 49 дней и сумму  средств, адекватную 950 долларам, что  в 1,5 раза выше официально установленных  расценок. Анализ показал, что частота  проверок у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в три раза выше, чем у малых предприятий, хотя число выявленных нарушений такое же, как и у юридических лиц.

Практика показывает, что  три четверти предпринимателей проверяются  различными органами несколько раз  в год, а некоторые - ежемесячно. От 30 до 40% предпринимателей в число  наиболее активных контролеров малого бизнеса вносят налоговую инспекцию, Госсанэпидемнадзор, Государственную  противопожарную службу и Госторгинспекцию.

Абсолютным лидером нарушений  со стороны контрольных органов  стало требование проверяющих о  предоставлении документов, информации, образцов продукции, не относящихся  к предмету проверки. Вместе с тем, все больше и больше предпринимателей (до 45%) начинают открыто отстаивать свои права в суде.

Существует и другая проблема, приобретающая иногда крайние формы  в муниципальных образованиях. Это  проблема осуществления проверок предпринимателей по «неслучайной выборке», имеется  ввиду соблюдение контрольно-надзорными органами определенных финансовых интересов, когда некоторые предприятия  проверяются по несколько раз  в год, а другие раз в три  года, да и то путем распития водки  с директором магазина. Таким образом, на территории появляются «микромонополии», а монополизация экономики это  плохо. То есть получается, что неугодные  предприятия вынуждены закрываться, и вот муниципальное образование  теряет рабочие места и часть  налогов в бюджет.

Но, несмотря на такое положение  дел с административными барьерами  и соблюдением прав предпринимателей, 40% представителей малого бизнеса в  России считают условия своей  деятельности приемлемыми.

Еще одна проблема развития малого бизнеса в России сегодня  это финансовое обеспечение. Несмотря на то, что многие банки переполнены  деньгами, декларируют возможность  кредитования малого бизнеса, практически  пока этого не происходит. Заставить  свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

- это отсутствие у малых  предприятий достойного обеспечения  кредита. Известно, что малый бизнес  создавался снизу в результате  частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения  к приватизации и не получил  средств бывших государственных  предприятий;

- дороговизна кредитных  ресурсов. В условиях, когда инфляция  измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать  25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже  для окрепших предприятий высока;

- залоговое обеспечение  кредита, который вернуть в  настоящее время согласно действующей  законодательной базе и условиям  прохождения дел в арбитражных  судах достаточно сложно.

В России из 5 млн. представителей малого бизнеса, 4 млн. – ПБОЮЛы, которые  практически не имеют доступа  к финансовым ресурсам. Пороговое  значение для перехода на упрощенную систему налогообложения, которая  действительно является шагом вперед и возможностью для развития малых  предприятий, сейчас оставляет всего 20 млн. рублей. При этом внятного расчета - почему 20 млн. руб., а не 50-60 млн. руб. нет. При этом приводимые цифры роста  числа малых предприятий на 5-7%, по оценке экспертов «ОПОРЫ», являются просто «системой клонирования»  одного малого предприятия. Оно при  превышении барьера в 15-20 млн рублей, чтобы по-прежнему использовать «упрощенку», создает второе, третье, пятое предприятие, однако это один и тот же бизнес. Малые предприятия во многих производственных сферах, например, в швейной или  текстильной промышленности, с численностью чуть более 100 человек, имеют небольшие  обороты, но по закону могут применять  обычную форму налогообложения, поэтому они тоже клонируются  на искусственные образования .

Таким образом, малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. К определению места и роли малого бизнеса в любой экономике, как и к определению самого этого понятия, следует подходить с двух точек зрения – количественной и качественной.

В России в настоящее время  уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики  страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущим  устранить опасный перекос в  сфере предпринимательства.

На основании приведенных  статистических и аналитических  данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается сегодня в своей деятельности малый бизнес в РФ:

- несовершенство нормативно-правовой  базы в сфере малого предпринимательства;

- отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов  и материально-ресурсного обеспечения  развития малого предпринимательства;

- несовершенство системы  налогообложения;

- административные барьеры,  коррупция и бюрократизм;

- недобросовестная конкуренция;

- несовершенство государственной  системы поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость системы  информационной поддержки малых  предприятий;

проблемы кадрового обеспечения  и подготовки специалистов для малого предпринимательства. Из этого следует, что решение именно этих вопросов и проблем развития малого предпринимательства в первую очередь должно выдвигаться в центр государственной и муниципальной политики по поддержке развития малого бизнеса на территории Российской Федерации.

 

 

2.2 Проблемы, сдерживающие  развитие малого бизнеса

 

Отраслевая структура  малого бизнеса, показатели общей экономической  активности и развития малого бизнеса  значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических  и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.

В то же время значительная часть зарегистрированных малых  предприятий по-прежнему так и  не начинает действовать. Продолжает уменьшаться  размер малых предприятий (средняя  численность работников одного предприятия) во всех отраслях.

Рассмотрим проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса.

Данные Госкомстата России, Академии менеджмента и рынка, материалы  обследований, проведенных Институтом стратегического анализа по заказу Государственного комитета РФ по поддержке  и развитию малого бизнеса и Всемирного банка, выявили три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, - это организационные  проблемы (трудности с юридическим  оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и  др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения  с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (затруднения  в получении капитала для регистрации  предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта  в сбыте продукции).

Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

Сдерживающими факторами  в развитии деятельности малых предприятий  являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткое давление налоговой  системы, недостаток собственных финансовых средств. Развитию хозяйственной деятельности малых предприятий мешают чрезмерные совокупные налоговые выплаты, частые изменения в налоговом законодательстве, трудности в оспаривании решений  налоговых арбитражных органов.

Серьезным препятствием в  развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий  необходимого залога, неразвитость системы  гарантирования, лизинга, недостаточное  количество сильных региональных банков.

Большинство малых предприятий  из-за неустойчивого финансового  положения и нехватки средств  лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и  услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений также  существенно тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и  служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий  и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие  производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы. Нередко предприниматели сталкиваются с административными барьерами, созданными федеральными, региональными и местными органами власти: часто усложнен порядок лицензирования, произвольно расширяется перечень лицензируемых видов деятельности и т.д.

Порой региональные и местные  органы власти принимают решения, якобы  направленные на защиту интересов региона, а на деле ограничивающие развитие бизнеса: разрушается единое экономическое  пространство, возводятся барьеры на пути движения товаров между регионами.

В начале 90-х годов для  многих регионов России нередко вводились  ограничения на вывоз товаров  собственного производства с целью  предотвращения дефицита и обеспечения  первоочередных потребностей региона. В настоящее время на первое место  вышли проблемы запрета ввоза  товаров на территорию региона. Такими мерами органы власти пытаются оградить местные предприятия от межрегиональной  конкуренции, увеличить налогооблагаемую базу. Во многих сельскохозяйственных регионах время от времени принимаются  запреты на отгрузку зерна иным потребителям до окончания поставок в региональные фонды.

Для малых предприятий  процессы, вызываемые упомянутыми проблемами, носят наиболее разрушительный характер. Однако далеко не всегда трудности того или иного предприятия связаны исключительно с неблагоприятной средой. Во многих случаях ликвидация малых предприятий является следствием здоровой экономической конкуренции, когда неэффективные предприятия вынуждены покидать рынок.

Именно в секторе малых  предприятий можно ожидать положительных  сдвигов в социально-экономической  ситуации в ближайшие годы. Малые  предприятия помогут снизить  социальную напряженность, смягчить негативные социальные последствия структурных  изменений. Однако успешное развитие сектора  малой экономики возможно только при проведении государственной  политики, направленной на его поддержку.

 

3 РОЛЬ РЫНОЧНОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 3.1 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры

Информация о работе Перспективы развития инфраструктуры бизнеса в России