Перспективы мелкого и среднего бизнеса в России. Проблемы поддержки предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, опеределить перспективы развития малого и среднего бизнеса, в современных рыночных отношениях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Развитие малого предпринимательства………………………………………4
1. Понятие и сущность малого бизнеса в России………………………..4
2. Создание и ликвидация малых предприятий………………………….7
3. Государственная регистрация предприятия…………………………...8
4. Управление предприятием……………………………………………...9
2. Развитие среднего бизнеса……………………………………………………11
1. Понятие среднего бизнеса……………………………………………...11
2. Критерии среднего бизнеса…………………………………………….13
3. Структура управления компанией……………………………………..14
3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России……………….15
4. Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.77 Кб (Скачать)

  Вариант: для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

  С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

     Трудовой  коллектив предприятия, состоящий  из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей  и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного  договора, и о содержании этого  договора и вопросы связанные  с выкупом предприятия и согласия

учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных  подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются  на должность и освобождаются  от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  среднего бизнеса
      1. Понятие среднего бизнеса 

     В России до сих пор не существует четкого определения понятию  «средний бизнес», то есть не выделяют его, как самостоятельную единицу  экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет «рука  об руку» с понятиями малый  и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.

     Полностью отсутствуют признаки, по которым  предприятие можно отнести к  объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это  выглядит, как минимум нелепо, так  как даже если предположить, что  валовое производство товаров и  услуг страны компаниями крупного бизнеса  составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое  производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и  сейчас нет четкого разграничения  понятий среднего и малого бизнеса.

     Компании  среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между  предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие  от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным  и малым, и является их промежуточной  прослойкой.

     Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.

     Существует  такое понятие, как сетевая экономика1. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм.

     Компании  среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие  между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует  разные по оформлению и форме связи  с малым и крупным бизнесом.

     Сетевая экономика имеет структуру, которая  состоит из трех ярусов: верхний  ярус – представители крупного бизнеса, нижний – малого, а промежуточный  ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют  экономическую сеть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Критерии  среднего бизнеса
 

     Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:

     • Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории  есть свои особенности – все зависит  от отрасли производства. Например, издательское предприятие может  считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а  автозавод – если на нем работают 10-40 тысяч работников.

     • Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем  оно занимается. В настоящее время  предприятием среднего бизнеса в  России считается такое, которое  в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.

     • Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Структура управления компанией
 

     Компании, в которых все сотрудники напрямую подчиняются генеральному директору (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса) очевидно, принадлежат к микроуровню  бизнеса. Предельная численность работников, которых один такой управленец может  держать в прямом и непосредственном подчинении, как правило, не превышает 15-25 человек.

     Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается  только одно управленческое звено, скорее всего, относятся к малому бизнесу. Конечно, наверное, есть исключения из этого правила, обусловленные все  той же отраслевой спецификой. Но что-то они так сразу в голову не приходят. Тем более, что предельная численность  сотрудников в компании с одним  управленческим звеном не может превышать 150 человек (при условии сохранения эффективности этого управления). А 150 человек - это никак не крупный  бизнес.

     Компании  с 2-4 управленческими звеньями можно  считать средними. Здесь уже нельзя с уверенностью сказать, что 4 звена -это «СРЕДНЕ-крупная», а два -«СРЕДНЕ-мелкая». Высока отраслевая и индивидуальная специфика -одни начальники пришли из военизированных структур и любят  выстраивать управленческие пирамиды в четыре этажа из 500 сотрудников, другие начитались модных книжек и  пять тысяч человек пытаются «укатать»  в двухзвенную структуру. Но, полагаю, в смысле «Закона Парето» 1на больших выборках это правило вполне может работать.

     Конечно, в период обострения моды на «плоские»  управленческие пирамиды были попытки  и в очень крупных компаниях  выстроить структуру управления в 3-4 звена. Но, они, насколько мне  известно, быстро заканчивались фиаско, и количество управленческих звеньев  вновь возрастало до 5-7 уровней, что  является оптимумом (но отнюдь далеко не максимумом) для действительно  крупных компаний.

  1. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
 

     Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся  на всей территории страны. Только в  Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия  и 98 834 индивидуальных предпринимателя.

     Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества МП города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн  руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн  руб. и более - 7,7% малых предприятий.

     По  данным аналитического отчета "Анализ состояния бизнеса г. Москвы в 2004-2006 гг. и его вклада в социально-экономическое  развитие города", темпы роста  налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов  малого бизнеса, применяющих специальные  режимы налогообложения, по которым  наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе  налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному  налогу - 57,8%, или 205,2 млн руб. Максимальный рост произошел по единому налогу на вмененный доход - в 142 раза.

Не отстают  и регионы. В Уральском федеральном  округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса  и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей.

     Годовой оборот каждого предприятия в  среднем составляет 13 млн руб. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса  вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса  увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для  сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%.

     В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. - индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в  сфере оптовой и розничной  торговли, услуг, строительстве и  на обрабатывающих производствах. В  малом предпринимательстве на сегодня  занято 77 тыс. жителей Тюменской  области, или 19,8% от трудоспособного  населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в ВВП области - 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40%.

     В Иркутске по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166 малых предприятий  с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В  целом в малом бизнесе занят  каждый четвертый, работающий в городе.

     Малые предприятия Курганской области  обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.

     В Ханты-Мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса  в бюджет поступило более 100 млн  руб. Более 22% экономически активного  населения округа заняты в малом  и среднем бизнесе.

     По  развитию малого предпринимательства  Свердловская область занимает 5-е  место в Российской Федерации. В  малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов  областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых  предприятий.

     Все это говорит о том, что малый  и средний бизнес живут, развиваются  и достигают положительных результатов  практически на всей территории нашей  страны. Но все ли так безоблачно?

     Введенные специальные режимы налогообложения, к сожалению, так и не смогли ни упростить, ни облегчить участи представителей малого и среднего бизнеса. Например, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности и система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) предполагают ведение бухгалтерского учета в  полном объеме.

     А для этого требуются работники  высокой квалификации. Упрощенную систему  налогообложения организаций и  индивидуальных предпринимателей в  народе справедливо окрестили "непростая  упрощенка". Незначительная стоимость  активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют представителям малого и среднего бизнеса привлечь кредитные средства. Это является сдерживающим фактором развития бизнеса.

     Действующий Федеральный закон № 88-ФЗ "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, устарел и практически не работает. Поэтому новый закон для малого и среднего бизнеса российские парламентарии рассматривают в авральном режиме. Он должен вступить в силу с 1 июля 2007 года. Новый закон, в отличие от ныне действующего, предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности. Принятие этого закона приведет к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных актов, а именно в законы "О бухгалтерском учете", "О финансовой аренде (лизинге)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

     Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному  Министерством экономического развития РФ, из бюджета Российской Федерации  на финансирование программы малого предпринимательства ежегодно будет  направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные  на реализацию государственной поддержки  малого предпринимательства, будут  предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при  условии софинансирования1 расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Информация о работе Перспективы мелкого и среднего бизнеса в России. Проблемы поддержки предпринимательства