Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:07, лекция
Основные финансовые характеристики , по которым акционеры Банка могут определить результативность и эффективность работы его менеджмента, являются в первую очередь показатели прибыльности, т.е. финансовые показатели, рассчитываемые в отношении к прибыли Банка.
Забалансовые статьи в банковских балансах.
В последние годы банки превратили многие из услуг, не регистрируемых в балансе, в операции, приносящие определенный доход. К важнейшим таким операциям относятся:
1. Соглашения о гарантийном кредите, согласно которому банка принимает на себя обязательства, по возмещению кредита, взятого клиентом банка у третьей стороны.
2. Процентные свопы, в которых банк обязуется обменять процентные платежи на обязательства третьей стороны.
3. Финансовые фьючерсы, в которых банк соглашается поставить или обеспечить поставку ценных бумаг другой стороне по гарантированной цене.
4. Обязательства по предоставлению кредитов, в соответствии с которыми банк берется предоставить кредит на определенную сумму до истечения срока обязательства.
Забалансовые обязательства порождают дополнительный риск, хотя и не отражаются в обычных отчетах о финансовом состоянии. Поэтому с недавних пор для всех без исключения банков предусмотрены дополнительные формы отчетностей по забалансовым операциям, являющиеся неотъемлемым приложениям к основному балансу банка. Данные из таких отчетов с соответствующими поправочными коэффициентами также используются в расчетах по определению различных рисков , принимаемых на себя коммерческими банками.
Проблема бухгалтерского учета в банковском деле, состоит в применяемых сегодня методах бухгалтерского учета, принятых в этой отрасли. Ранее банки десятилетиями следовали практике постановке на баланс активов и пассивов по их исходной стоимости на день получения ( выдачи). Эта практика бухучета по балансовой или первоначальной стоимости, подверглась резкой критике в последний годы. Данный метод предполагает, что все кредиты и другие балансовые статьи достигают установленного для них срока . При этом такие важные факторы, как изменение процентных ставок, сказывающихся как на стоимости активов , так и на изменении потоков наличности, не могут быть отражены в балансе. В этом случае и инвесторы, пополняющие капитал банка, и клиенты получают некачественное представление об истинном финансовом состоянии банка.
Поэтому в США Совет по стандартам финансового учеты выпустил свод правил, согласно которым банк обязан давать примечания к своим финансовым отчетам и указывать в них текущую рыночную стоимость различных активов, кредитов, ценных бумаг , долговых обязательств, акционерного капитала, дебиторской задолженности и опционов, начиная с 1992 г. Было также предложено прибавлять все процентные платежи по «проблемным» ссудам на пополнение резервов по покрытиям убытков по кредитам.
Одна из важнейших проблем, связанных с переучетом активов и пассивов в балансе коммерческого банка, вызвана высокими расходами, необходимыми на модернизацию систем учета ( особенно в небольших банках). Еще одна проблема - трудность правильной оценки некоторых банковских активов, в особенности кредитов. Если отсутствует развитый рынок какой-то позиции активов или пассивов, тогда их текущая стоимость должна равняться оценочной. Кроме того , если банкам придется наращивать резервы за счет процентных платежей по проблемным кредитам, то их прибыли, очевидно значительно упадут и многие банки предпочтут продавать такие кредиты, нежели их обслуживать. Массированная распродажа такого рода активов может привести к резкому обесценению собственности и вызвать спад в экономике.
Составляющие отчета о прибылях и убытках.
Отчет банка о прибылях и убытках отражает величину полученных доходов банка и понесенных им за определенный период времени расходов. Как правило, сохраняется отчетливая связь между основными статьями банковского баланса и отчета о доходах, прибыли и убытках. В конечном счете активы баланса обеспечивают основную часть операционных доходов, а пассивы порождают основную часть операционных расходов.
Общую формулу структуры построения отчета о прибылях и убытках можно выразить следующим образом:
Доходные статьи = денежные активы * средний доход + инвестиции в ценные бумаги * средний доход + предоставленные кредиты* средний доход + второстепенные активы* средний доход
Расходные статьи = общая суммы депозитов * средний процент выплат + недепозитные заимствования* средние выплаты + заработная плата + накладные расходы + резервы + второстепенные расходы + налоги.
Соответственно при этом должна соблюдаться формула:
Чистый доход = Доходные статьи - Расходные статьи
Из этих равенств можно определить основные возможности, которыми располагают банки, для увеличения их чистого дохода. Этих возможностей пять:
1. Понять средний уровень дохода от каждой составляющей активов.
2. Перераспределить активы в пользу тех из них, которые приносят наивысший доход
3. Снизить процентные выплаты или непроцентные расходы
4. Реструктуризировать депозитную базу в направлении менее дорогих для банка депозитов и недепозитных займов.
5. Снижать сумму подлежащих выплате налогов за счет более умелого управления налогами.
Конечно, руководство банка не может держать под контролем все позиции, от которых зависит чистый доход банка, тем более что многие из низ определяются соотношением спроса и предложения на рынке, обслуживаемом банком. Тем не менее решения руководства при определении конкретной структуры активов и пассивной части остаются решающим фактором, влияющим на величину чистого дохода банка.
Многие банкиры предпочитают дополнять информацию, содержащуюся в балансе и отчете о прибылях и убытках, другими финансовыми отчетами:
отчете об источниках и использовании средств
отчете об акционерном капитале
Управление персоналом коммерческого банка.
Банк как любое другое предприятие имеет определенный аппарат управления.
Вместе с тем банк является особым предприятием, выступая как денежно-
кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления построена в
соответствии с той специфической деятельностью, которую он совершает.
Банки , как правило, организованы по функциональному признаку, т.е. те функции, которые банк выполняет, неизбежно обуславливают особенности построения системы его управления, привнося в структуру его управленческого аппарата те подразделения, которые не могут быть ни у промышленных, ни у торговых предприятий.
К принципам организации банка относятся также принцип соответствия поставленным целям. Основная цель банка - получение прибыли. В соответствии с этим в банке различают как бизнес подразделения, так и вспомогательные структуры, (суппорт). Также для управления прибылью, создаются отделы, планирующие доходы и расходы, а также осуществляющие анализ доходности как деятельности банка в целом, так и всех подразделений в отдельности.
Среди принципов организации банка можно также выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Согласно этому принципу существуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся Совет банка, Правление, ревизионная комиссия, комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть его персонала. Ко второму эшелону относятся все другие управления
(отделы), занятые непосредственным обслуживанием клиентов и другими работами.
Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и скоординированных действий. Для этого в банках, как правило, создаются специальные структуры ( комитеты) , которые обеспечивают координацию и взаимодействие различных подразделений банка.
В принципах организации управления банка выделяется также принцип рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа любого банка должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить развитие банка, по всем направлениям его деятельности.
С позиции построения организации банка важен принцип обеспечения целостности и адекватности условиям внешней среды. Это означает, что в соответствии с меняющимися внешними условиями каждое подразделение банка совершенствуя свою деятельность, должно оставаться в рамках единой стратегии развития, принятой в банке.
Очень важно также, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом при этом выступают функции внешнего и внутреннего аудита.
Согласование деятельности внутренних подразделений обеспечивается также посредством подчинения всех определенным правилам - регламентации деятельности и полномочий сотрудников.
Принцип информативного обеспечения в организационном отношении реализуется путем создания в банке особых подразделений, занимающихся сбором и обработкой информации.
Конечной целью формирования структуры банка является удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам услуг, производительности труда служащих, и достижения должного уровня прибыли предприятия.
Факторы, влияющие на структуру коммерческого банка.
Размер банка и численность его персонала.
Наличие высококвалифицированного персонала.
Уровень универсализации или специализации
Задачи экономии затрат.
СОВЕТ БАНКА
Правление банка
Кредитный комитет
Управление планирования и развития банковских операций
Отдел организации коммерческой деятельности банка и управления банковской ликвидностью
Отдел экономического анализа и изучение кредитоспособности клиентов
Отдел разработки основ и планов коммерческой деятельности банка
Отдел маркетинга и связи с клиентурой
Управление депозитных операций
Отдел депозитных операций
Фондовый отдел
Управление кредитных операций
Отдел долгосрочного и краткосрочного кредитования клиентов
Отдел кредитования населения
Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием
Управление посреднических и других операций
Отдел гарантийных операций и операций по доверенности
Отдел банковских услуг
Отдел операций с ценными бумагами
Управление организации международных банковских операций
Отдел валютных и кредитных операций
Отдел международных расчетов
Учетно-операционное управление
Операционный отдел
Отдел кассовых операций
Расчетный отдел
Службы
Административно-хозяйственный отдел
Юридический отдел
Отдел кадров
Отдел эксплуатации и внедрения ЭВМ
Ревизионный отдел
Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений)
Кредитный комитет не является самостоятельным подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов банка , а так же другие лица кандидатуры которых одобрены Советом банка. Комитет создан для повышения уровня и улучшения качества управленческих решений, определения стратегий в сфере кредитных операций, координации в реализации кредитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам. В своей деятельности комитет определяет стратегические и тактические задачи развития кредитных операций, рассматривает нормативно-технические документы по ведению и учету кредитных операций, принимает решения о предоставлении финансовой помощи филиалам банка, о выдаче крупных кредитов, устанавливает уровень процентной ставки по кредитным операциям.
Разумеется, данная схема не может быть эталоном, однако она дает некоторые представления о том, как может быть организован банк с позиции его структуры. Каждый конкретный банк, исходя из концепции его развития, стоящих перед ним текущих задач и возможностей, может построить для себя структуру управления, сообразуясь со своими собственными интересами.
Важно при этом преодолеть те негативные моменты структуры, которые складываются в некоторых российских коммерческих банках. Анализ показывает, что в ряде банков недооценивается роль юридических отделов, отсутствуют отделы аудита, маркетинга и связи с клиентурой. Зачастую считается, что отдел экономического анализа и исследований может функционировать главным образом в крупных и средних банках, тем не менее с позиции мирового опыта каждый банк, в том числе маленький, имеет свои исследовательские структуры, обеспечивающие изучение определенных сторон деятельности, в которых заинтересовано данное кредитное учреждение.
Современные тенденции в организационной структуре банков
Банковские учреждения со временем становятся более сложными - расширяется перечень предлагаемых услуг, появляются новые структурные подразделения.
С изменением технологических и экономических параметров рынка изменяется и структура кадровых потребностей банков, которая необходима им для эффективного и прибыльного функционирования. Глобальный процесс дерегулирования банковского сектора приводит к тому, что деятельность банков приобретает все большую рыночную ориентацию. Эта тенденция заставляет управляющих банками уделять больше внимания маркетингу услуг и реакции своих акционеров.
Информация о работе Критерии оценки качества работы банковского менеджера