Критерии оценки качества работы банковского менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:07, лекция

Краткое описание

Основные финансовые характеристики , по которым акционеры Банка могут определить результативность и эффективность работы его менеджмента, являются в первую очередь показатели прибыльности, т.е. финансовые показатели, рассчитываемые в отношении к прибыли Банка.

Файлы: 1 файл

Критерии оценки качества работы банковского менеджера.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

Классификация кредитов в Германии базируется главным образом на следующих двух показателях: финансовое состояние заемщика и качество имеющегося у него обеспечения кредита.

В разрезе финансового  состояния все предприятия разделяют на три группы в зависимости от уровня рентабельности и доле обеспеченности кредита собственными средствами:

     безукоризненное финансовое состояние

     удовлетворительное финансовое состояние

     неудовлетворительное финансовое состояние

 

По наличию и качеству обеспечения все заемщики разделяются на четыре группы риска:

     безукоризненное обеспечение

     достаточное, но неблагоприятное по структуре обеспечение

     труднооцениваемое обеспечение

     недостаточное обеспечение

Поскольку при каждом кредите действуют как правило оба фактора, для окончательной классификации качества выделяют пять типов заемщиков в зависимости от качества каждого из них. (Таблица 1.)

 

В нашей стране, в период когда еще отсутствуют многие элементы рыночного механизма, не развит рынок ценных бумаг , не закончен процесс приватизации, нет достаточной законодательной базы, в том числе залогового законодательства, последняя система двухсторонней оценки более приемлема как  базовая для оценки кредитного риска

 

 

Вопрос 19. Понятие  проблемной ссуды и ссудных потерь. Контроль за ссудными потерями.

 

              Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том что возникли определенные трудности.

1.       необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финансовой отчетности, осуществление платежей или прекращение контактов с работниками банка.

2.       По кредитам предпринимательским фирмам – любое неожиданное изменение заемщиком метода расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.

3.       По кредитам предпринимательским фирмам – реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.

4.       Неблагоприятные изменения цен на акции заемщика.

5.       Наличие чистых убытков в течении одного или нескольких лет, измененных с помощью показателей доходности активов (ROA), доходности капитала (ROE) или прибыли до уплаты процентов и налогов.

6.       Неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности (коэффициент “Критической” оценки) или деловой активности (например: соотношение объема продаж и товарно-материальных запасов).

7.       Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.

8.       Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.

 

В случае, когда кредит становится проблемным, эксперты по разработке планов по возврату кредитов предлагают следующие основные шаги:

1.      Всегда помните о цели разработки подобных планов – максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.

2.      Крайне важным являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.

3.      Отделите ответственность по разработке таких планов от функции кредитования для того, что бы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора.

4.      Специалисты по разработке планов возврата кредитов должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком  возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потоков наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка)  должен быть разработан предварительный план действий.

5.      Оцените, какой суммой средств нужно располагать для взыскания  проблемного кредита (в том числе оцените продажную цену активов и размеры депозитов).

6.      Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, изучают налоговые декларации  и судебные иски для того чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.

7.      Сотрудники, ответственные за разработку планов по возврату кредитов, должны оценит качество, компетентность и честность  руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того , что бы на месте оценить его имущество и деятельность.

8.      Сотрудники, ответственные за разработку планов по возврату кредитов, должны рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности  клиента или влияние нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи  или гарантий, реорганизацию, слиянию фирмы или ликвидации, заполнение заявления о банкротстве.

 

Сигналы тревоги относительно некачественных кредитов

И рискованной кредитной политики банка

Руководство, предоставленное контролерам банка со стороны ФКСД, содержит некоторые ключевые индикаторы появления проблемных кредитов и проведения банком рискованной кредитной политики:

 

 

Индикаторы некачественного, или проблемного кредита

Индикаторы неразумной, или рискованной, кредитной политики банка

Нерегулярные или просроченные платежи по кредиту

Неправильная оценка рисков, связанных с заемщиками

Частое изменение условий кредитования

Кредитование, основанное на возможных событиях в будущем (например слияниях)

Практика возобновления кредита (с небольшим изменением суммы каждый раз)

Предоставление кредита из-за того, что клиент обещает выставить крупный депозит

Необычно высокая ставка по кредиту (что является попыткой компенсировать слишком высокий риск)

Невозможность составления плана погашения по каждому кредиту

Необычное или неожиданное увеличение дебиторской задолженности и/или товарно-материальных запасов клиента

Предоставление слишком крупных сумм заемщику

Неблагоприятное изменение объема продаж и прибыли

Высокий удельный вес кредитов, предоставленных заемщикам, находящимся вне обслуживаемой банком территории

Увеличение соотношения долга и чистого капитала (левереджа)

Недостаточное количество документов в кредитных делах

Политика выплаты недостаточных или низких дивидендов

Значительный удельный вес кредитов лицам связанных с банком

Отсутствие документации (особенно финансовой отчетности клиента)

Отсутствие должного контроля за программой кредитования

Низкое качество обеспечения

Игнорирование возможного отрицательного воздействия изменения стадий делового цикла

Недостаточный размер или снижение денежного капитала

Слишком бурная реакция на конкуренцию

Постоянная переоценка активов для увеличения чистого капитала заемщика

Кредитование спекулятивных приобретений

Отсутствие отчетов или прогнозов потока наличности

Недостаточная чувствительность к изменению экономических условий

Использование разовых источников средств для осуществления платежей по кредиту (например продажа зданий или оборудования)

 

 

 

              Наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора , который дает и банку и  его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность.

              Эксперты в области кредитования считают, что даже при наличие серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть  у клиента. Это означает, что в случае правильного разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко.   Однако неправильно составленный кредитный договор  может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.

 

Вопрос 21. Баланс коммерческого банка и принципы его  построения.

 

Перечень конкретных услуг , предлагаемых коммерческим банком и данные о размерах банковской организации. Для менеджеров банка , как и в равной степени представителей контролирующий органов важны прежде всего два основных вида финансового отчета - баланс ( отчет о финансовом состоянии) и отчетом о прибылях и убытках ( отчет о расходах, доходах и прибыли).

Кроме того часто используются также еще два важных отчета : отчет об источниках и использовании средств и отчет об акционерном капитале.

Два наиболее важных отчета - баланс и отчет о прибылях и убытках - можно рассматривать как перечни входящих и исходящих финансовых потоков .

В балансе отражены размеры и состав источников средств ( входящие потоки) , которые привлечены банком для финансирования своей кредитной и инвестиционной деятельности, а также распределение этих средств на выдачу кредитов, приобретение ценных бумаг и другие нужды ( т. е. Исходящие потоки) в конкретный момент времени.

Финансовые данные, представленные в отчетах о прибылях и убытках , показывают, сколько стоило банку привлечение депозитов и других источников финансирования для получения доходов от использования этих средств. К расходам относятся процентные выплаты вкладчикам и другим кредиторам банка, расходы на оплату персонала, накладные расходы, связанные с приобретением и использованием помещений и оборудования, налоги. В отчете о доходах, расходах и прибыли отражены также доходы от продажи банковских услуг широкой публике, включая предоставление кредитов, лизинг, и обслуживание депозитов клиентов. Наконец, в этом отчете отражен чистый доход банка после вычета всех расходов из суммы валового дохода.

Баланс коммерческого банка представляет собой перечень активов, пассивов и акционерного капитала, находящегося в собственности банка или инвестированного в банк в данный момент времени. Поэтому первое неизменное исходное уравнение баланса выглядит так:

              Активы = Пассивы + Акционерный капитал.

Все  активы, равно как и пассивы банка группируются по принципам однородности содержания и ликвидности. В банковском деле к активы разделяют на четыре принципиальные группы:

1.    наличность и депозиты в других финансовых организациях  - как актив эта группа необходима для удовлетворения банка в ликвидных средствах

2.    государственные и частные процентные бумаги, покупаемые на открытом рынке - являются резервным источником ликвидности и одним из источников получения дохода.

3.    кредиты и лизинговые операции - предоставленные клиентам - основная группа активов, приносящих доход.

4.    второстепенные активы - это обычно фиксированные активы, принадлежащие банку ( здания, оборудование) и вложения в дочерние  предприятия банка.

Пассивы распадаются на две важнейшие категории:

 депозиты, принадлежащие различным потребителям, которые служат как правило, основным источником финансирования банка

 недепозитные заимствования на рынках денег и капитала, выступающие дополнительным источником финансирования, а также средством повышения ликвидности, когда она полностью не обеспечивается наличностью и ценными бумагами.

 наконец, акционерный капитал образует сравнительно стабильный финансовый фундамент, на котором банк развивается и с помощью которого покрывает любые непредвиденные убытки.

 

Таким образом формулу баланса банка можно представить следующим образом :

пассивы и акционерный капитал - это совокупные средства из соответствующих источников, которые обеспечивают банку покупательную способность для приобретения соответствующих активов. Активы банка - совокупность средств, используемых для извлечения дохода акционерами, выплаты процентов вкладчикам и оплаты труда сотрудников. Очевидно , что под каждое направление средств нужно выделять соответствующий источник, поэтому совокупные использованные средства должны равняться совокупным средствам, привлеченным для их использования из соответствующих источников. Конечно, в реальности  баланс банка    гораздо сложнее равенства совокупных поступлений их совокупному использованию, поскольку в каждой статье банковского баланса обычно содержится несколько составляющих ее позиций.

 

Сравнительные  балансовые коэффициенты для банков различных размеров. Позиции различных статей активов и пассивов обычно присутствуют в балансе банка независимо от его  размера. Однако относительное значение каждой из такой позиций сильно меняются в зависимости от размеров банка.  Например, в крупных банках соотношение общей стоимости выданных кредитов к активам выше, чем в мелких. Небольшие банки вкладывают больше средств в ценные бумаги и выдают гораздо меньше кредитов в сопоставлении со своими активами, чем крупные. Относительно мелкие банковские учреждения гораздо сильнее зависят от депозитной базы своих активов, в  то время как крупные гораздо активнее прибегают к заимствованиям на денежном рынке. Поэтому, очевидно, что аналитик или менеджер, изучающий финансовое состояние банка, должен учитывать размеры и сравнивать показатели с показателями банков такого же уровня ( и, желательно, обслуживающих сходный сектор рынка.)

Информация о работе Критерии оценки качества работы банковского менеджера