Экономическое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:18, доклад

Краткое описание

Рассмотрены основные модели человека в западной экономической теории от периода Адама Смита до наших дней. Изложены главные направления модификации исходной модели человека: неоклассический подход и альтернативы неоклассическим моделям. Обосновывается необхо-димость специализации исследовательских подходов к экономическим проблемам, характеризующимся различной степенью рациональности экономического субъекта.

Файлы: 1 файл

История западной экономической мысли.docx

— 173.22 Кб (Скачать)

Прогресс нравов и расцвет  двух упомянутых неэгоистических побуждений проявляются, согласно автору, в расцвете частной благотворительности.

Популярность исторической школы была очень велика в Европе второй половины XIX в. Экономисты классической школы пытались соединить экономическую  теорию, идущую от "классиков" с  эволюционно-критическим подходом исторической школы. Попытки такого синтеза заметны, в частности, в  трудах видного немецкого экономиста, одного из основателей так называемой социально-правовой школы А. Вагнера.

Его Учебник политической экономии открывается подразделом, озаглавленным "Экономическая природа  человека". Автор подчеркивает, что  главное свойство этой природы - наличие  потребностей, т.е. "ощущения нехватки благ и стремления ее устранить''.

Потребности Вагнер делит  на две группы: потребности первого  порядка, удовлетворения которых требует  инстинкт самосохранения, и прочие потребности, удовлетворение которых  обусловлено мотивом собственного интереса. Согласно Вагнеру, экономической деятельностью людей управляют и "эгоистические" мотивы: желание выгоды и боязнь нужды; надежда на одобрение и боязнь наказания (особенно у невольников); чувство чести и страх позора (особенно у цеховых ремесленников); стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности; и один "неэгоистический": чувство долга и страх перед угрызениями совести.

Антропоцентристский подход Вагнера к проблемам политической экономии, как известно, подверг критике К. Маркс. (Антропоцентризм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении). Однако его критика гораздо больше говорит о позиции самого Маркса, к которой здесь самое время перейти.

О проблеме человека в произведениях  К. Маркса и, в частности, в "Капитале" существует огромное количество литературы. (Карл Маркс - немецкий экономист, социолог, основоположник экономической теории и других основных частей марксизма; политический деятель, основатель 
I-го Интернационала. Главный экономический труд К. Маркса - «Капитал»). Данная область разрабатывается исключительно философами, которых не слишком интересует такой узкий вопрос, как исследование рабочей модели человека для экономического анализа. Однако составить себе полное представление о модели человека Маркса-экономиста без знакомства с концепцией человека Маркса-философа действительно невозможно.

Существует также восходящая традиция противопоставления раннего  Маркса (философа-гуманиста) позднему - стороннику экономического детерминизма. (Экономический детерминизм - концепция, утверждающая, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения). На наш взгляд, Маркс принадлежал к числу мыслителей, тяготеющих к созданию единой теоретической системы и, бесспорно существующее различие между его ранними и поздними работами объясняется прежде всего, тем, что на разных стадиях своего творчества Маркс все-таки занимался разными проблемами, не теряя, однако, при этом из виду взаимосвязи элементов в создаваемой им глобальной теории человеческого общества.

На формирование концепции  человека у Маркса, безусловно, оказали  большое влияние философские  идеи Гегеля и Фейербаха. У Гегеля человек - это прежде всего воплощение мирового духа, который только через человека - мыслящего субъекта - обретает волю и сознание. Активная деятельность человека усматривалась Гегелем прежде всего в познании абсолютной идеи. Чем глубже сознает человек ее логику, тем более свободным он становится. У Фейербаха человек - не только (и не столько) мыслящий субъект, сколько материальное существо, имеющее биологи-ческую природу. Но в эту природу Фейербах включил стремление к счастью, которое недостижимо в одиночку, без другого человека, и поэтому выходит за рамки эгоизма и ведет к единению всего человеческого рода.

Сущностью человека Маркс  считал единство индивида с природой и обществом в целом, частью которых он является. Важнейшей его потребностью Маркс считает потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе. Следовательно, сущность человека молодой (да и зрелый) Маркс видел не в эгоизме, а в саморазвитии личности в рамках общества и в его интересах.

Отклонение реальных людей  от своей "родовой сущности" Маркс  объяснил с помощью исторической диалектики, сущности и существования. Возникает хорошо нам знакомая "трехчленная" схема исторического развития.

В примитивной общинной стадии человек близок к природе, и труд его носит непосредст-венно общественный характер в рамках общины.

Материальный прогресс приводит ко второй стадии общественного развития - классовому обществу. При этом, с одной стороны, растет взаимозависимость людей, человек социализируется и таким образом приближается к своей сущности.

С другой стороны, разделение труда и возникновение классов  ведут к отчуждению: человеческая деятельность и ее плоды становятся независимыми от человека и, более того, господствуют над ним. Труд превращается в тягостную повинность, а продукт  отбирается собственниками средств производства.

Высшей степени и взаимозависимость  людей, и отчуждение достигают при  капитализме, где капитал господствует над трудом, который, в свою очередь, полностью превращается в деятельность для заработка - "односторонний  абстрактный труд", и частный  экономический интерес мешают достижению человеком своей сущности.

Итак, философскую концепцию  человека у Маркса можно схематично свести к диалектике общественной сущности человека, представляющей собой по сути дела этический идеал, и конкретных исторических условий, мешающих ее реализации. Познав свою сущность и историческую логику общественного развития, человек  сможет вырваться из дисгармоничной предыстории человечества и вступить в его гармоничную подлинную  историю. Таков приблизительно ход  мыслей, приведший Маркса от философии  к исследованию экономических проблем, увенчавшемуся работой над "Капиталом". Отсюда и критика самого Бентама, и более развернутый отзыв  о человеке применительно к теории А. Вагнера, только что нами упомянутой.

Именно этот определенный конкретными условиями характер общественного человека капиталистического общества раскрывается перед нами на страницах "Капитала". Здесь сущность человека предстает перед нами в  неузнаваемо искаженном, отчужденном  виде. Система разделения труда и  товарных отношений отнимает у человека его "родовую" (сущностную) жизнь, сводя ее к индивидуальному существованию. При этом человек отделен и  от своей собственной трудовой деятельности, и от ее продукта, который к тому же начинает над ним господствовать.

Как известно, Маркс строит свою теоретическую систему путем  восхождения от абстрактного к конкретному, последовательно поднимаясь от уровня к уровню. Это совместное восхождение совершают и неразрывно связанные категории "капитал" и "капиталист", а значит, мотивация и содержание сознания последнего. Попробуем проследить за некоторыми этапами этого восхождения.

Маркс подчеркивает, что  целью капиталиста является "не получение единичной прибыли... но ее неустанное движение".

Другие грани образа капиталиста  исследуются в отделе IV, посвященном  производству относительной прибавочной  стоимости. Здесь функции капиталиста  соотносятся с общественным разделением  труда и ростом его производительности.

В целевую функцию капиталиста  включается научно-технический прогресс, увеличивающий производительность труда и относительную прибавочную  стоимость.

Как известно, экономисты марксистской традиции возвели производство прибавочной  стоимости в ранг основного экономического закона капитализма, который должен описать цель общественного производства при данном способе производства.

Однако возникает следующая  проблема. На данном уровне абстракции анализируются только категории "сущностного  ряда". Если же капиталисты стремились к росту прибавочной стоимости, не зная сущностных законов капитализма, то это можно объяснить лишь подсознанием, своего рода "классовым чутьем".

На более конкретном уровне, чем во всем отделе, находится и  анализ добавочной (избыточной) прибавочной  стоимости. Поэтому Марксу приходится вводить понятие индивидуальной и общественн

6ой стоимости, хотя стоимость ранее определялась как общественно-необходимые затраты труда, и говорить об индивидуальной стоимости в принципе некорректно. Это один из многих в "Капитале" примеров того, как более конкретная мотивация, приближающаяся к условиям реальной конкуренции, вторгается на более абстрактный уровень анализа.

Большое значение имеет раздел о проценте и предпринимательском  доходе, где можно выделить абстракции капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста.

Различие между ними - это различие между пассивным  и активным капиталистом, между более  абстрактной мотивацией собственника капитала и более конкретной мотивацией функционирующего капиталиста-управляющего.

В целом иерархическая  система все более конкретных образов капиталиста так и  не доходит до самой поверхности, поскольку специальное учение о  конкуренции, ссылки на которое часто  встречаются в тексте "Капитала", Марксом так и не было создано. Однако в целом следует отметить, что концепция человека в "Капитале" даже в рамках общей объективно-детерминистской  схемы намного глубже и интереснее, чем модель "экономического человека", из которой она выросла. Не следует  забывать и о том, что эта концепция  была связана Марксом лишь с определенным историческим этапом развития капиталистического общества, и, следовательно, применялась  автором с большей исторической конкретностью, чем модели классической школы и Бентама.

 

Рациональный  максимизатор - «маржиналистский человек»

Начало 70-х годов XIX века в  истории мировой экономической  мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией. (Маржинализм - один из основных методологических признаков неоклассической политической экономии, основанной на использовании предельных величин в анализе экономических явлений). В этом тезисе есть большая доля условности: к примеру, основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном еще в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржина-листских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. (Теория предельной полезности - теория, объясняющая процессы ценообразования с субъективно-психологический позиций; под предельной полезностью понимается субъективная полезность отдельного экземпляра того или иного блага, с помощью которого удовлетворяется наименее настоятельная потребность в товарах данного вида). По-разному протекала маржиналистская революция в различных странах. Но факт остается фактом: публикация в 1871 г. "Теории политической экономии" У. Ст. Джевонса и "Оснований политической экономии" 
К. Менгера, а в 1874 г. "Элементов чистой политической экономии" Л. Вальраса действительно заложила новые основы западной экономической теории.

То, что три человека (Джевонс, Менгер и Вальрас), работая независимо друг от друга и опираясь на совершенно различные национальные традиции, пришли к очень близким выводам, никак не могло быть случайным совпадением. Революцию, как мы знаем, порождает революционная ситуация.

Господствовавшая в этой области парадигма опиралась  на достижения английской классической школы в интерпретации Дж.С. Милля, который в 1848 г. неосторожно заявил, что 
"к счастью, в законах стоимости нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной".

Эти незыблемые "законы стоимости" сводились к следующему:

1. Стоимость вещи бывает  временная (рыночная) и постоянная (естественная). Последняя является  центром, вокруг которого колеблется  и к которому стремится первая.

2. Рыночная стоимость  определяется спросом и предложением. При этом спрос, в свою очередь,  зависит от рыночной стоимости.

3. Естественная стоимость  по-разному определяется для невоспроизводимых  и свободно 
(в любых количествах) воспроизводимых товаров. В первом случае она зависит от редкости вещи, во втором (преобладающем), - от величины издержек производства товара и его доставки на рынок.

4. Издержки производства  состоят из заработной платы  и прибыли на капитал и определяются, в конечном счете, количеством  затраченного труда.

Таким образом, в классической модели средний уровень цен определяется в сфере производства и задается издержками. Предложение товара определяется спросом, существующим при данной цене.

Надо сказать, что на Европейском  континенте теория стоимости существовала в несколько ином виде. С одной  стороны, там сильна была традиция, восходящая к Галиани-Кондильяку-Сэк и связывающая ценность вещи с ее полезностью. С другой стороны, немецкая экономическая литература, испытывающая влияние мощной немецкой философии того времени, уделяла много внимания значению самого слова "ценность" (Wort), соотносила его с прочими человеческими ценностями и т.д. При этом теории ценности на континенте обычно включали в себя и описанные Миллем "законы", хотя это, как правило, вело к противоречиям. Но от недостатков не была свободна и сама классическая теория в ее миллевском варианте. Во-первых, для любого, даже самого высокоразвитого и богатого общества, возможность безграничного увеличения производства, из которой исходит теория издержек, является скорее исключением, чем правилом. Во-вторых, объективная теория трактовала спрос на товар как "черный ящик". То немногое, что говорилось об определяющих его факторах, сводилось к банальному логическому кругу: спрос влияет на цены, а цены влияют на спрос. В-третьих, дуализм классической теории стоимости не давал покоя ученым, стремящимся создать стройную и всеобъемлющую теорию, раскрывающую сущность ценности / стоимости.

Маржиналисты попытались создать монистическую общую теорию ценности, исходя из предпосылок, совершенно противоположных предпосылкам классической школы. (Маржиналисты - последователи направления экономической науки, зародившегося в 1870-е гг. XIX в., на котором базируется современная неоклассическая экономическая теория; создано независимо друг от друга У. Джевонсом (1835-1822) и Л. Вальрасом (1834-1910).

Информация о работе Экономическое поведение