Экономические отношения в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения в агропромышленном комплексе.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Экономические отношения в агропромышленном комплексе»

 

1. Аграрные  отношения и их специфика

Экономические отношения в аграрно-промышленном комплексе (АПК) формируются под  воздействием принципиальных особенностей сельскохозяйственного производства, среди которых:

выполнение  землей функции основного фактора  производства;

сочетание экономического и биологического процессов производства сельскохозяйственной продукции;

несовпадение  периода производства и периода  реализации продукции;

низкая конкурентоспособность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики страны вследствие дополнительных рисков и нестабильности функционирования, связанных с природными факторами;

сезонность  производства и связанная с ней  неравномерность в течение года в использовании трудовых и материально-технических ресурсов и ряд других.

Отмеченные  особенности сельского хозяйства  обусловливают необходимость их учета при осуществлении аграрных преобразований.

Аграрные  отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

В России неоднозначная  оценка осуществленной реформы аграрных отношений обусловлена политической позицией ученых-аграрников. Одни авторы считают, что реформирование сельского  хозяйства осуществляется по разработкам экспертов Международного валютного фонда, предусматривающим разрушение планового крупномасштабного, сельского хозяйства. Другие утверждают, что реформа неэффективна вследствие неразработанности ее научно-обоснованной программы. Ряд авторов полагают, что реформа должна была носить эволюционный характер. Сторонники радикального реформирования заявляют, что России мешают не реформы, а слишком медленное их осуществление.

Основными направлениями  преобразования аграрных отношений  являются: земельная реформа на основе приватизации земли в частную и коллективно-долевую (совместную) собственность; реорганизация колхозов и совхозов на основе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; приватизация предприятий переработки, хранения, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства; создание институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в АПК.

Российская  Федерация располагает значительными  земельными ресурсами. Общая земельная площадь, поданным государственного учета, на начало 2004 г. составляет 1709,8 млн га, из которых 193,8 млн га (11 %) занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе 17,5 млн га (6,9%) -- пашня. Такие низкие сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории России обусловлены сложными природными и климатическими условиями. Согласно ландшафтно-экологическому районированию территории, в стране выявлено 8 типов ландшафтов -- от арктических до субтропических и 23 их подтипа -- от ледниковых до пустынных. Сложные природные и климатические условия обусловливают низкое качество земель, характеризующееся невысоким естественным плодородием почв, повышенным режимом увлажнения, неудовлетворительным культур техническим состоянием, неоптимальными технологическими свойствами.

Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве  и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, -- предмета труда. Кроме того, земля  обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии, невоспроизводимостью в отличие от труда и капитала и др. Землевладение -- это собственность на землю, то есть признание права данного лица на определенный участок земли. Землепользование представляет собой пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, как правило, -- разные физические (юридические) лица.

Правовая  основа развития земельных отношений  в России была заложена в целом  ряде законодательных актов, среди  которых: Федеральные законы «О земельной  реформе» (1990 г.); «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.); «О праве граждан  Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков, для ведения личного и подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2001 г.) и др. многочисленные законодательные акты, которые кодифицированы (объединены) в Земельном кодексе и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участниками земельных отношений являются:

собственники земельных участков - лица, являющиеся полными собственниками земельных участков;

землепользователи -- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы--лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы  земельных участков -- лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  по договору аренды или субаренды;

обладатели  сервитута -- лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

 

Таблица 1.

Законы, регулирующие аренду сельхозугодий

 
Страна Длительность  и регулирование контрактов по аренде  
США (42,8% земли арендовано) Срок зависит  от контракта; как правило, преобладают долговременные контракты, ставки арендой платы определяются рынком.  
Великобритания (38,4% земли арендуется) Срок зависит  от контракта. Имеются и долгосрочные, и краткосрочные арендные договоры. Уровень оплаты определяется арбитражем.  
Исландия Срок зависит  от контракта. Размер арендной платы  определяется законом.  
Ирландия (12,4% земли арендуется) Срок аренды -- минимум 3 года. Размер арендной платы  определяется рынком.  
Греция (22,2% земли арендуется) Срок аренды -- минимум 4 года. Размер арендной платы определяется рынком.  
Люксембург Срок аренды -- минимум 6 лет для участка и 8 лет -- для всего хозяйства. Размер арендной платы определяется рынком.  
Швейцария Срок аренды - минимум 6 лет для земли без  построек, 9 лет для всего хозяйства с постройками. Размер арендной платы определяется установками, зафиксированными в законе.  
Нидерланды (31,5% земли в аренде) Срок аренды -- минимум 6 лет для земли без  построек, 12 лет - для всей фермы. Максимальный уровень арендной платы устанавливается законодательством.  
Испания (19,9% земли в аренде) Минимальный срок аренды -- 6 лет, максимальный -- 15 лет. Размер арендной платы ориентирован на стандарты, установленные властями.  
Бельгия (66,2%° земли в аренде) Срок аренды -- минимум 9 лет. Максимальный размер арендной платы устанавливается законодательством.  
Франция (56,2% земли находится а аренде) Срок аренды -- минимум 9 лет. Размер арендной платы  определяется установками законов.  
Португалия (24,6% земли в аренде) Срок аренды минимум 10 лет для тех, кто применяет наемный труд, без наемного труда -- 7 лет. Уровень арендной платы устанавливается на основе государственных стандартов.  
Норвегия (21% земли арендуется) При заключении арендных договоров сроком более, чем  на 10 лет требуется разрешение властей. Арендная плата определяется рынком.  
Германия (42% земли в аренде) Срок аренды зависит от контракта. Суд по сельскохозяйственным спорам может продлить срок договора максимум на 12 лет, далее это касается отдельных участников земли, и 18 лет, если это хозяйство в целом.  
Италия (18,4% арендованной земли) Минимальный срок аренды в 15 лет является правилом для  низинных земель и 6 лет для горных. Арендная плата рассчитывается, исходя из стандартов, установленных властями.  
Япония  (13,1% арендованной земли) Максимальный  срок аренды -- 20 лет. Арендная плата  устанавливается, исходя из стандартов, установленных властями.  
Дания (13,1% арендованной земли) Максимальный  срок аренды -- 30 лет, если речь идет о  хозяйстве в целом. Арендная плата определяется рынком.  
     

Таким образом, земельные отношения в зарубежных странах регулируются соответствующими нормативными актами, и свободной  купли-продажи земель сельскохозяйственного  назначения практически не существует.

2. Основные  направления современной аграрной реформы в России

Современная аграрная реформа, начатая с 1991 г., как  столыпинская и другие реформы, традиционно  для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями  являются:

земельная реформа, т. е. превращение земли в объект частной и общей долевой собственности;

реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий;

приватизация  предприятий трех сфер АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).

Земельная реформа  включала несколько этапов.

Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и  совхозов.

Второй этап (1992 г.) -- создание районных фондов перераспределения земель за счет выделения 10 % сельхозугодий колхозов и совхозов.

Третий этап (1992--1993 гг.) -- раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение  работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме.

Четвертый этап (1993--2001 гг.) -- принятие законодательных  актов, разрешающих оборот земельных  долей в сельскохозяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.).

Пятый этап (с 2001 г.) -- дальнейшее развитие земельных  отношений на основе Земельного кодекса  Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения» (2002 г.).

В дореформенный  период основными товаропроизводителями в сельском хозяйстве выступали колхозы и совхозы, за которыми было закреплено 95,3 % сельскохозяйственных угодий. Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям за годы реформ представлено в таблице 13.2. За годы реформ площадь земель хозяйств населения, включая коллективные сады и огороды, возросла почти в 5 раз, а удельный вес сельскохозяйственных угодий у крестьянских (фермерских) хозяйств достиг 9,7 %.

В период 1991--2005 гг. распределение сельхозугодий  по категориям землепользователей выглядит следующим образом.

Развитие  земельных отношений в России характеризуется главным образом  ростом количества сделок по аренде, продаже  государственных и муниципальных  земель, купле-продаже земельных  участков их собственниками.

Отсутствие  практически до середины 2002 г. институциональных основ рыночного реформирования сельского хозяйства России являлось существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере. Это проявлялось в следующем:

Негативное  отношение властей и населения к частной земельной собственности, что тормозило становление открытого земельного рынка.

Законодательные (отсутствие Земельного кодекса) и ресурсные  сложности, ограничивающие свободу  выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.

Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках лишь крупномасштабных хозяйств.

Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушению севооборотов и низкой эффективности пашни, -- 55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.

Снижение  темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в \ 995 г. до 258 тыс. в 2002 г.

Отсутствие  лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности  использования ими земель.

Малоземелье -- средние размеры крестьянских хозяйств России составляют около 80 га при оптимальных, например, для хозяйств зерновой специализации в Ростовской области -- 150 га пашни. Предельные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на одного работающего в Ростовской области установлены в зависимости от направления специализации: производство зерна -- 60 га, молока -- 30 га, крупного рогатого скота -- 35 га, свиней -- 30 га, овец -- 205 га, а средняя численность работников -- 2-4 человека (семья).

На таких  участках обеспечить соответствующий современной цивилизации уровень благосостояния невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 81,4 га, увеличиваясь за счет аренды земельных долей фермерами.

В аграрных преобразованиях  важную роль призвано играть государство. В СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным. На эти цели расходовалась треть бюджета. Государственная поддержка сельского хозяйства в России сейчас составляет 1,2 % федерального бюджета. Механизм взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями еще далек от цивилизованного.

Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе