Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат
Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.
Экономические отношения в агропромышленном комплексе»
1. Аграрные отношения и их специфика
Экономические
отношения в аграрно-
выполнение землей функции основного фактора производства;
сочетание экономического и биологического процессов производства сельскохозяйственной продукции;
несовпадение периода производства и периода реализации продукции;
низкая конкурентоспособность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики страны вследствие дополнительных рисков и нестабильности функционирования, связанных с природными факторами;
сезонность производства и связанная с ней неравномерность в течение года в использовании трудовых и материально-технических ресурсов и ряд других.
Отмеченные
особенности сельского
Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.
В России неоднозначная
оценка осуществленной реформы аграрных
отношений обусловлена
Основными направлениями преобразования аграрных отношений являются: земельная реформа на основе приватизации земли в частную и коллективно-долевую (совместную) собственность; реорганизация колхозов и совхозов на основе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; приватизация предприятий переработки, хранения, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства; создание институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в АПК.
Российская
Федерация располагает
Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, -- предмета труда. Кроме того, земля обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии, невоспроизводимостью в отличие от труда и капитала и др. Землевладение -- это собственность на землю, то есть признание права данного лица на определенный участок земли. Землепользование представляет собой пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, как правило, -- разные физические (юридические) лица.
Правовая основа развития земельных отношений в России была заложена в целом ряде законодательных актов, среди которых: Федеральные законы «О земельной реформе» (1990 г.); «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.); «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков, для ведения личного и подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2001 г.) и др. многочисленные законодательные акты, которые кодифицированы (объединены) в Земельном кодексе и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Участниками земельных отношений являются:
собственники земельных участков - лица, являющиеся полными собственниками земельных участков;
землепользователи -- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы--лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков -- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды;
обладатели сервитута -- лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Таблица 1.
Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
Страна | Длительность и регулирование контрактов по аренде | |
США (42,8% земли арендовано) | Срок зависит от контракта; как правило, преобладают долговременные контракты, ставки арендой платы определяются рынком. | |
Великобритания (38,4% земли арендуется) | Срок зависит от контракта. Имеются и долгосрочные, и краткосрочные арендные договоры. Уровень оплаты определяется арбитражем. | |
Исландия | Срок зависит от контракта. Размер арендной платы определяется законом. | |
Ирландия (12,4% земли арендуется) | Срок аренды -- минимум 3 года. Размер арендной платы определяется рынком. | |
Греция (22,2% земли арендуется) | Срок аренды -- минимум 4 года. Размер арендной платы определяется рынком. | |
Люксембург | Срок аренды -- минимум 6 лет для участка и 8 лет -- для всего хозяйства. Размер арендной платы определяется рынком. | |
Швейцария | Срок аренды - минимум 6 лет для земли без построек, 9 лет для всего хозяйства с постройками. Размер арендной платы определяется установками, зафиксированными в законе. | |
Нидерланды (31,5% земли в аренде) | Срок аренды -- минимум 6 лет для земли без построек, 12 лет - для всей фермы. Максимальный уровень арендной платы устанавливается законодательством. | |
Испания (19,9% земли в аренде) | Минимальный срок аренды -- 6 лет, максимальный -- 15 лет. Размер арендной платы ориентирован на стандарты, установленные властями. | |
Бельгия (66,2%° земли в аренде) | Срок аренды -- минимум 9 лет. Максимальный размер арендной платы устанавливается законодательством. | |
Франция (56,2% земли находится а аренде) | Срок аренды -- минимум 9 лет. Размер арендной платы определяется установками законов. | |
Португалия (24,6% земли в аренде) | Срок аренды минимум 10 лет для тех, кто применяет наемный труд, без наемного труда -- 7 лет. Уровень арендной платы устанавливается на основе государственных стандартов. | |
Норвегия (21% земли арендуется) | При заключении арендных договоров сроком более, чем на 10 лет требуется разрешение властей. Арендная плата определяется рынком. | |
Германия (42% земли в аренде) | Срок аренды зависит от контракта. Суд по сельскохозяйственным спорам может продлить срок договора максимум на 12 лет, далее это касается отдельных участников земли, и 18 лет, если это хозяйство в целом. | |
Италия (18,4% арендованной земли) | Минимальный срок аренды в 15 лет является правилом для низинных земель и 6 лет для горных. Арендная плата рассчитывается, исходя из стандартов, установленных властями. | |
Япония (13,1% арендованной земли) | Максимальный срок аренды -- 20 лет. Арендная плата устанавливается, исходя из стандартов, установленных властями. | |
Дания (13,1% арендованной земли) | Максимальный срок аренды -- 30 лет, если речь идет о хозяйстве в целом. Арендная плата определяется рынком. | |
Таким образом,
земельные отношения в
2. Основные направления современной аграрной реформы в России
Современная аграрная реформа, начатая с 1991 г., как столыпинская и другие реформы, традиционно для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями являются:
земельная реформа, т. е. превращение земли в объект частной и общей долевой собственности;
реорганизация
совхозов и колхозов, приватизация
государственных
приватизация предприятий трех сфер АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).
Земельная реформа включала несколько этапов.
Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов.
Второй этап (1992 г.) -- создание районных фондов перераспределения земель за счет выделения 10 % сельхозугодий колхозов и совхозов.
Третий этап (1992--1993 гг.) -- раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме.
Четвертый этап (1993--2001 гг.) -- принятие законодательных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.).
Пятый этап (с 2001 г.) -- дальнейшее развитие земельных отношений на основе Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.).
В дореформенный
период основными
В период 1991--2005 гг. распределение сельхозугодий по категориям землепользователей выглядит следующим образом.
Развитие
земельных отношений в России
характеризуется главным
Отсутствие практически до середины 2002 г. институциональных основ рыночного реформирования сельского хозяйства России являлось существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере. Это проявлялось в следующем:
Негативное отношение властей и населения к частной земельной собственности, что тормозило становление открытого земельного рынка.
Законодательные (отсутствие Земельного кодекса) и ресурсные сложности, ограничивающие свободу выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.
Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках лишь крупномасштабных хозяйств.
Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушению севооборотов и низкой эффективности пашни, -- 55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.
Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в \ 995 г. до 258 тыс. в 2002 г.
Отсутствие лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности использования ими земель.
Малоземелье -- средние размеры крестьянских хозяйств России составляют около 80 га при оптимальных, например, для хозяйств зерновой специализации в Ростовской области -- 150 га пашни. Предельные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на одного работающего в Ростовской области установлены в зависимости от направления специализации: производство зерна -- 60 га, молока -- 30 га, крупного рогатого скота -- 35 га, свиней -- 30 га, овец -- 205 га, а средняя численность работников -- 2-4 человека (семья).
На таких участках обеспечить соответствующий современной цивилизации уровень благосостояния невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 81,4 га, увеличиваясь за счет аренды земельных долей фермерами.
В аграрных преобразованиях важную роль призвано играть государство. В СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным. На эти цели расходовалась треть бюджета. Государственная поддержка сельского хозяйства в России сейчас составляет 1,2 % федерального бюджета. Механизм взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями еще далек от цивилизованного.
Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе