Экономические отношения в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения в агропромышленном комплексе.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время проблема состоит в том, чтобы завершить аграрную и земельную  реформы в России, обеспечить рациональное взаимодействие живого труда и средств производства с землей, нацеленное на восстановление и улучшение природных свойств почвы, и формирование системы земельных отношений, адекватных рыночной экономике.

Мировой опыт показывает, что экономическое регулирование земельных отношений осуществляется государством. Государство должно сохранить контроль над формированием земельных отношений в соответствии с утвержденным законодательством, разрабатывать и применять механизмы экономического и административного воздействия на становление этого процесса. Основные цели регулирования формирующихся земельных отношений сводятся, во-первых, к обеспечению достаточной эффективности использования сельскохозяйственных угодий; во-вторых, к удовлетворению экологических требований, выдвигаемых обществом; в-третьих, к осуществлению социально справедливого, сточки зрения большинства населения, рыночного перераспределения земли. Для реализации этих целей при передаче прав собственности или распоряжения землей становится необходимым:

предусмотреть вхождение продаваемого или арендуемого  участка в общую национальную, региональную или районную систему  ведения сельского хозяйства;

учесть экологические  требования;

запретить распоряжение сельскохозяйственными угодьями и продажу прав распоряжения и владения в любой форме без наличия у владельца и покупателя утвержденного соответствующими государственными (федеральными, региональными или районными) организациями проекта системы ведения сельского хозяйства на участке;

оценить земельный участок по совокупности природно-экономических факторов, чтобы избежать занижения цены.

В процессе перехода к новой структуре земельной  собственности и проведения земельной  реформы роль государства и его  регулирующая функция заключаются  в определении и законодательном закреплении приоритетов сохранения земли в собственности государства, учитывающих общенациональные интересы, рациональное использование наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и городских площадей, а также территориальной собственности отдельных регионов страны.

Задачи государственных  органов власти и управления на этапе  современной земельной реформы  не сводятся только к перераспределению  земли между различными собственниками, а состоят в обеспечении рационального  использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, в создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения сельских, лесных и других земель; в развитии сельских и городских поселений. Политика земельных отношений и регулирующая роль государства должны быть направлены не столько на смену титула собственности, сколько на создание условий, обеспечивающих повышение плодородия почв, рост сельскохозяйственного производства и его эффективности, и на надежное поступление средств от эксплуатации такого дефицитного природного ресурса, как земля в местные и федеральные бюджеты.

Концепция аграрной реформы в России базируется на принципе преимущественно рыночного саморегулирования. Вместе с тем она должна основываться на использовании регулирующих функций государства в вопросах корректировки рыночного механизма, включая меры прямой бюджетной поддержки воспроизводительного процесса в сельском хозяйстве.

Одним из определяющих общеэкономических условий стабилизации и будущего подъема сельскохозяйственного производства является развитие частного сектора, основывающегося на сочетании индивидуальных хозяйств с коллективными формами, функционирующими на принципах кооперации.

В тесной взаимосвязи с реальными изменениями собственности на землю должен формироваться земельный рынок. Свободный рынок сельскохозяйственных земель лишь зарождается. В связи с этим необходимы регулируемые государством ограничения этого процесса:

ограничения на размеры участков и распоряжения землей, полученной в собственность;

определение кадастровых и других методических основ оценки земли как товара и установление нормативной цены на нее;

отработка системы  и механизма аренды земли.

Несмотря  на объективные и субъективные причины, сдерживающие преобразования земельных отношений в России, они все радикальнее трансформируются. Отношения, складывающиеся в новых формах коллективного хозяйства, последовательно приобретают частный характер. При общей ограниченности масштабов рыночный оборот земли расширяется.

В настоящее  время в ходе аграрного реформирования возникает необходимость более  широкого участия государства в  поддержке села и стабилизации социально-экономической  ситуации во всей системе АПК. Исходной посылкой государственного вмешательства с целью корректировки рыночного механизма должно стать соблюдение баланса интересов государства, агропроизводителя и потребителя с использованием экономических инструментов и рычагов. Предстоит реформировать, а иногда и с учетом новой ситуации создавать такие системы регулирования, как финансово-кредитный механизм, налогообложение, ценообразование. Направляющие функции государства следует использовать в агроэкологической области и регулировании социальных процессов.

В целом система  государственного регулирования должна учитывать региональные особенности и условия, стимулировать более приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты, поддерживать неэффективно работающие, но необходимые для региона хозяйства и уберегать их от заведомых банкротств.

 

Список использованной литературы

Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008.

Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для  вузов. - М.: Юнити, 2007.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая  теория на рубеже 20-21 веков. - М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова  Е.П. Экономика. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.

Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе