Экономические отношения в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения в агропромышленном комплексе.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Концепция аграрной реформы в России базируется на принципе преимущественно рыночного саморегулирования. Вместе с тем она должна основываться на использовании регулирующих функций государства в вопросах корректировки рыночного механизма, включая меры прямой бюджетной поддержки воспроизводительного процесса в сельском хозяйстве.

Одним из определяющих общеэкономических условий стабилизации и будущего подъема сельскохозяйственного  производства является развитие частного сектора, основывающегося на сочетании  индивидуальных хозяйств с коллективными формами, функционирующими на принципах кооперации.

В тесной взаимосвязи  с реальными изменениями собственности  на землю должен формироваться земельный  рынок. Свободный рынок сельскохозяйственных земель лишь зарождается. В связи  с этим необходимы регулируемые государством ограничения этого процесса:

ограничения на размеры участков и распоряжения землей, полученной в собственность;

определение кадастровых и других методических основ оценки земли как товара и установление нормативной цены на нее;

отработка системы и механизма аренды земли.

Несмотря  на объективные и субъективные причины, сдерживающие преобразования земельных  отношений в России, они все  радикальнее трансформируются. Отношения, складывающиеся в новых формах коллективного  хозяйства, последовательно приобретают частный характер. При общей ограниченности масштабов рыночный оборот земли расширяется.

В настоящее  время в ходе аграрного реформирования возникает необходимость более  широкого участия государства в  поддержке села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей системе АПК. Исходной посылкой государственного вмешательства с целью корректировки рыночного механизма должно стать соблюдение баланса интересов государства, агропроизводителя и потребителя с использованием экономических инструментов и рычагов. Предстоит реформировать, а иногда и с учетом новой ситуации создавать такие системы регулирования, как финансово-кредитный механизм, налогообложение, ценообразование. Направляющие функции государства следует использовать в агроэкологической области и регулировании социальных процессов.

В целом система  государственного регулирования должна учитывать региональные особенности  и условия, стимулировать более  приоритетные направления развития производства, формировать новые  организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты, поддерживать неэффективно работающие, но необходимые для региона хозяйства и уберегать их от заведомых банкротств.

 

Список использованной литературы

Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008.

Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для  вузов. - М.: Юнити, 2007.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. - М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова  Е.П. Экономика. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.

Экономические отношения в агропромышленном комплексе»

 

1. Аграрные  отношения и их специфика

Экономические отношения в аграрно-промышленном комплексе (АПК) формируются под  воздействием принципиальных особенностей сельскохозяйственного производства, среди которых:

выполнение  землей функции основного фактора  производства;

сочетание экономического и биологического процессов производства сельскохозяйственной продукции;

несовпадение  периода производства и периода  реализации продукции;

низкая конкурентоспособность  сельского хозяйства по сравнению  с другими отраслями экономики  страны вследствие дополнительных рисков и нестабильности функционирования, связанных с природными факторами;

сезонность  производства и связанная с ней  неравномерность в течение года в использовании трудовых и материально-технических  ресурсов и ряд других.

Отмеченные  особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость их учета при осуществлении аграрных преобразований.

Аграрные  отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве  по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

В России неоднозначная оценка осуществленной реформы аграрных отношений обусловлена политической позицией ученых-аграрников. Одни авторы считают, что реформирование сельского хозяйства осуществляется по разработкам экспертов Международного валютного фонда, предусматривающим разрушение планового крупномасштабного, сельского хозяйства. Другие утверждают, что реформа неэффективна вследствие неразработанности ее научно-обоснованной программы. Ряд авторов полагают, что реформа должна была носить эволюционный характер. Сторонники радикального реформирования заявляют, что России мешают не реформы, а слишком медленное их осуществление.

Основными направлениями  преобразования аграрных отношений  являются: земельная реформа на основе приватизации земли в частную  и коллективно-долевую (совместную) собственность; реорганизация колхозов и совхозов на основе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; приватизация предприятий переработки, хранения, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства; создание институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в АПК.

Российская  Федерация располагает значительными  земельными ресурсами. Общая земельная  площадь, поданным государственного учета, на начало 2004 г. составляет 1709,8 млн га, из которых 193,8 млн га (11 %) занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе 17,5 млн га (6,9%) -- пашня. Такие низкие сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории России обусловлены сложными природными и климатическими условиями. Согласно ландшафтно-экологическому районированию территории, в стране выявлено 8 типов ландшафтов -- от арктических до субтропических и 23 их подтипа -- от ледниковых до пустынных. Сложные природные и климатические условия обусловливают низкое качество земель, характеризующееся невысоким естественным плодородием почв, повышенным режимом увлажнения, неудовлетворительным культур техническим состоянием, неоптимальными технологическими свойствами.

Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, -- предмета труда. Кроме того, земля обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии, невоспроизводимостью в отличие от труда и капитала и др. Землевладение -- это собственность на землю, то есть признание права данного лица на определенный участок земли. Землепользование представляет собой пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, как правило, -- разные физические (юридические) лица.

Правовая  основа развития земельных отношений  в России была заложена в целом  ряде законодательных актов, среди которых: Федеральные законы «О земельной реформе» (1990 г.); «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.); «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков, для ведения личного и подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2001 г.) и др. многочисленные законодательные акты, которые кодифицированы (объединены) в Земельном кодексе и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участниками земельных отношений являются:

собственники  земельных участков - лица, являющиеся полными собственниками земельных  участков;

землепользователи -- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы--лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы  земельных участков -- лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  по договору аренды или субаренды;

обладатели  сервитута -- лица, имеющие право  ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

 

Таблица 1.

Законы, регулирующие аренду сельхозугодий

 
Страна Длительность  и регулирование контрактов по аренде  
США (42,8% земли арендовано) Срок зависит  от контракта; как правило, преобладают  долговременные контракты, ставки арендой  платы определяются рынком.  
Великобритания (38,4% земли арендуется) Срок зависит  от контракта. Имеются и долгосрочные, и краткосрочные арендные договоры. Уровень оплаты определяется арбитражем.  
Исландия Срок зависит  от контракта. Размер арендной платы  определяется законом.  
Ирландия (12,4% земли арендуется) Срок аренды -- минимум 3 года. Размер арендной платы  определяется рынком.  
Греция (22,2% земли арендуется) Срок аренды -- минимум 4 года. Размер арендной платы  определяется рынком.  
Люксембург Срок аренды -- минимум 6 лет для участка и 8 лет -- для всего хозяйства. Размер арендной платы определяется рынком.  
Швейцария Срок аренды - минимум 6 лет для земли без  построек, 9 лет для всего хозяйства  с постройками. Размер арендной платы  определяется установками, зафиксированными в законе.  
Нидерланды (31,5% земли в аренде) Срок аренды -- минимум 6 лет для земли без  построек, 12 лет - для всей фермы. Максимальный уровень арендной платы устанавливается  законодательством.  
Испания (19,9% земли в аренде) Минимальный срок аренды -- 6 лет, максимальный -- 15 лет. Размер арендной платы ориентирован на стандарты, установленные властями.  
Бельгия (66,2%° земли в аренде) Срок аренды -- минимум 9 лет. Максимальный размер арендной платы устанавливается законодательством.  
Франция (56,2% земли находится а аренде) Срок аренды -- минимум 9 лет. Размер арендной платы  определяется установками законов.  
Португалия (24,6% земли в аренде) Срок аренды минимум 10 лет для тех, кто применяет  наемный труд, без наемного труда -- 7 лет. Уровень арендной платы устанавливается на основе государственных стандартов.  
Норвегия (21% земли арендуется) При заключении арендных договоров сроком более, чем  на 10 лет требуется разрешение властей. Арендная плата определяется рынком.  
Германия (42% земли в аренде) Срок аренды зависит от контракта. Суд по сельскохозяйственным спорам может продлить срок договора максимум на 12 лет, далее это касается отдельных участников земли, и 18 лет, если это хозяйство в целом.  
Италия (18,4% арендованной земли) Минимальный срок аренды в 15 лет является правилом для низинных земель и 6 лет для горных. Арендная плата рассчитывается, исходя из стандартов, установленных властями.  
Япония (13,1% арендованной земли) Максимальный  срок аренды -- 20 лет. Арендная плата  устанавливается, исходя из стандартов, установленных властями.  
Дания (13,1% арендованной земли) Максимальный  срок аренды -- 30 лет, если речь идет о  хозяйстве в целом. Арендная плата  определяется рынком.  
     

Таким образом, земельные отношения в зарубежных странах регулируются соответствующими нормативными актами, и свободной купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения практически не существует.

2. Основные  направления современной аграрной  реформы в России

Современная аграрная реформа, начатая с 1991 г., как столыпинская и другие реформы, традиционно для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями являются:

земельная реформа, т. е. превращение земли в объект частной и общей долевой собственности;

реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий;

приватизация  предприятий трех сфер АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства).

Земельная реформа  включала несколько этапов.

Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов.

Второй этап (1992 г.) -- создание районных фондов перераспределения  земель за счет выделения 10 % сельхозугодий колхозов и совхозов.

Третий этап (1992--1993 гг.) -- раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение  работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей  по среднерайонной норме.

Четвертый этап (1993--2001 гг.) -- принятие законодательных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.).

Пятый этап (с 2001 г.) -- дальнейшее развитие земельных  отношений на основе Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.).

В дореформенный  период основными товаропроизводителями  в сельском хозяйстве выступали  колхозы и совхозы, за которыми было закреплено 95,3 % сельскохозяйственных угодий. Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям за годы реформ представлено в таблице 13.2. За годы реформ площадь земель хозяйств населения, включая коллективные сады и огороды, возросла почти в 5 раз, а удельный вес сельскохозяйственных угодий у крестьянских (фермерских) хозяйств достиг 9,7 %.

В период 1991--2005 гг. распределение сельхозугодий  по категориям землепользователей выглядит следующим образом.

Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе