Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат
Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.
Концепция аграрной реформы в России базируется на принципе преимущественно рыночного саморегулирования. Вместе с тем она должна основываться на использовании регулирующих функций государства в вопросах корректировки рыночного механизма, включая меры прямой бюджетной поддержки воспроизводительного процесса в сельском хозяйстве.
Одним из определяющих
общеэкономических условий
В тесной взаимосвязи
с реальными изменениями
ограничения на размеры участков и распоряжения землей, полученной в собственность;
определение кадастровых и других методических основ оценки земли как товара и установление нормативной цены на нее;
отработка системы и механизма аренды земли.
Несмотря на объективные и субъективные причины, сдерживающие преобразования земельных отношений в России, они все радикальнее трансформируются. Отношения, складывающиеся в новых формах коллективного хозяйства, последовательно приобретают частный характер. При общей ограниченности масштабов рыночный оборот земли расширяется.
В настоящее время в ходе аграрного реформирования возникает необходимость более широкого участия государства в поддержке села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей системе АПК. Исходной посылкой государственного вмешательства с целью корректировки рыночного механизма должно стать соблюдение баланса интересов государства, агропроизводителя и потребителя с использованием экономических инструментов и рычагов. Предстоит реформировать, а иногда и с учетом новой ситуации создавать такие системы регулирования, как финансово-кредитный механизм, налогообложение, ценообразование. Направляющие функции государства следует использовать в агроэкологической области и регулировании социальных процессов.
В целом система государственного регулирования должна учитывать региональные особенности и условия, стимулировать более приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты, поддерживать неэффективно работающие, но необходимые для региона хозяйства и уберегать их от заведомых банкротств.
Список использованной литературы
Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008.
Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2007.
Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. - М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П. Экономика. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.
Экономические отношения в агропромышленном комплексе»
1. Аграрные отношения и их специфика
Экономические
отношения в аграрно-
выполнение землей функции основного фактора производства;
сочетание экономического и биологического процессов производства сельскохозяйственной продукции;
несовпадение периода производства и периода реализации продукции;
низкая конкурентоспособность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики страны вследствие дополнительных рисков и нестабильности функционирования, связанных с природными факторами;
сезонность производства и связанная с ней неравномерность в течение года в использовании трудовых и материально-технических ресурсов и ряд других.
Отмеченные особенности сельского хозяйства обусловливают необходимость их учета при осуществлении аграрных преобразований.
Аграрные
отношения -- это экономические отношения,
складывающиеся в сельском хозяйстве
по поводу владения и распоряжения
землей и другими факторами
В России неоднозначная оценка осуществленной реформы аграрных отношений обусловлена политической позицией ученых-аграрников. Одни авторы считают, что реформирование сельского хозяйства осуществляется по разработкам экспертов Международного валютного фонда, предусматривающим разрушение планового крупномасштабного, сельского хозяйства. Другие утверждают, что реформа неэффективна вследствие неразработанности ее научно-обоснованной программы. Ряд авторов полагают, что реформа должна была носить эволюционный характер. Сторонники радикального реформирования заявляют, что России мешают не реформы, а слишком медленное их осуществление.
Основными направлениями преобразования аграрных отношений являются: земельная реформа на основе приватизации земли в частную и коллективно-долевую (совместную) собственность; реорганизация колхозов и совхозов на основе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; приватизация предприятий переработки, хранения, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства; создание институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в АПК.
Российская
Федерация располагает
Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, -- предмета труда. Кроме того, земля обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии, невоспроизводимостью в отличие от труда и капитала и др. Землевладение -- это собственность на землю, то есть признание права данного лица на определенный участок земли. Землепользование представляет собой пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, как правило, -- разные физические (юридические) лица.
Правовая основа развития земельных отношений в России была заложена в целом ряде законодательных актов, среди которых: Федеральные законы «О земельной реформе» (1990 г.); «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.); «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков, для ведения личного и подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.); «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2001 г.) и др. многочисленные законодательные акты, которые кодифицированы (объединены) в Земельном кодексе и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Участниками земельных отношений являются:
собственники земельных участков - лица, являющиеся полными собственниками земельных участков;
землепользователи -- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы--лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков -- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды;
обладатели
сервитута -- лица, имеющие право
ограниченного пользования
Таблица 1.
Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
Страна | Длительность и регулирование контрактов по аренде | |
США (42,8% земли арендовано) | Срок зависит от контракта; как правило, преобладают долговременные контракты, ставки арендой платы определяются рынком. | |
Великобритания (38,4% земли арендуется) | Срок зависит от контракта. Имеются и долгосрочные, и краткосрочные арендные договоры. Уровень оплаты определяется арбитражем. | |
Исландия | Срок зависит от контракта. Размер арендной платы определяется законом. | |
Ирландия (12,4% земли арендуется) | Срок аренды -- минимум 3 года. Размер арендной платы определяется рынком. | |
Греция (22,2% земли арендуется) | Срок аренды -- минимум 4 года. Размер арендной платы определяется рынком. | |
Люксембург | Срок аренды -- минимум 6 лет для участка и 8 лет -- для всего хозяйства. Размер арендной платы определяется рынком. | |
Швейцария | Срок аренды - минимум 6 лет для земли без построек, 9 лет для всего хозяйства с постройками. Размер арендной платы определяется установками, зафиксированными в законе. | |
Нидерланды (31,5% земли в аренде) | Срок аренды -- минимум 6 лет для земли без построек, 12 лет - для всей фермы. Максимальный уровень арендной платы устанавливается законодательством. | |
Испания (19,9% земли в аренде) | Минимальный срок аренды -- 6 лет, максимальный -- 15 лет. Размер арендной платы ориентирован на стандарты, установленные властями. | |
Бельгия (66,2%° земли в аренде) | Срок аренды
-- минимум 9 лет. Максимальный размер арендной
платы устанавливается |
|
Франция (56,2% земли находится а аренде) | Срок аренды -- минимум 9 лет. Размер арендной платы определяется установками законов. | |
Португалия (24,6% земли в аренде) | Срок аренды минимум 10 лет для тех, кто применяет наемный труд, без наемного труда -- 7 лет. Уровень арендной платы устанавливается на основе государственных стандартов. | |
Норвегия (21% земли арендуется) | При заключении арендных договоров сроком более, чем на 10 лет требуется разрешение властей. Арендная плата определяется рынком. | |
Германия (42% земли в аренде) | Срок аренды зависит от контракта. Суд по сельскохозяйственным спорам может продлить срок договора максимум на 12 лет, далее это касается отдельных участников земли, и 18 лет, если это хозяйство в целом. | |
Италия (18,4% арендованной земли) | Минимальный срок аренды в 15 лет является правилом для низинных земель и 6 лет для горных. Арендная плата рассчитывается, исходя из стандартов, установленных властями. | |
Япония (13,1% арендованной земли) | Максимальный срок аренды -- 20 лет. Арендная плата устанавливается, исходя из стандартов, установленных властями. | |
Дания (13,1% арендованной земли) | Максимальный срок аренды -- 30 лет, если речь идет о хозяйстве в целом. Арендная плата определяется рынком. | |
Таким образом,
земельные отношения в
2. Основные
направления современной
Современная аграрная реформа, начатая с 1991 г., как столыпинская и другие реформы, традиционно для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями являются:
земельная реформа,
т. е. превращение земли в объект
частной и общей долевой
реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий;
приватизация
предприятий трех сфер АПК (хранения,
переработки, обслуживания и материально-технического
обеспечения сельского
Земельная реформа включала несколько этапов.
Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов.
Второй этап (1992 г.) -- создание районных фондов перераспределения земель за счет выделения 10 % сельхозугодий колхозов и совхозов.
Третий этап (1992--1993 гг.) -- раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме.
Четвертый этап (1993--2001 гг.) -- принятие законодательных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.).
Пятый этап (с 2001 г.) -- дальнейшее развитие земельных отношений на основе Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.).
В дореформенный
период основными
В период 1991--2005 гг. распределение сельхозугодий по категориям землепользователей выглядит следующим образом.
Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе