Экономические отношения в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения в агропромышленном комплексе.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Развитие  земельных отношений в России характеризуется главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственниками.

Отсутствие  практически до середины 2002 г. институциональных  основ рыночного реформирования сельского хозяйства России являлось существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере. Это проявлялось в следующем:

Негативное  отношение властей и населения  к частной земельной собственности, что тормозило становление открытого  земельного рынка.

Законодательные (отсутствие Земельного кодекса) и ресурсные  сложности, ограничивающие свободу  выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.

Отсутствие  системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках лишь крупномасштабных хозяйств.

Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушению  севооборотов и низкой эффективности  пашни, -- 55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.

Снижение  темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в \ 995 г. до 258 тыс. в 2002 г.

Отсутствие  лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности  использования ими земель.

Малоземелье -- средние размеры крестьянских хозяйств России составляют около 80 га при оптимальных, например, для хозяйств зерновой специализации в Ростовской области -- 150 га пашни. Предельные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на одного работающего в Ростовской области установлены в зависимости от направления специализации: производство зерна -- 60 га, молока -- 30 га, крупного рогатого скота -- 35 га, свиней -- 30 га, овец -- 205 га, а средняя численность работников -- 2-4 человека (семья).

На таких  участках обеспечить соответствующий  современной цивилизации уровень  благосостояния невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 81,4 га, увеличиваясь за счет аренды земельных долей фермерами.

В аграрных преобразованиях  важную роль призвано играть государство. В СССР сельское хозяйство было исключительно  дотационным. На эти цели расходовалась треть бюджета. Государственная поддержка сельского хозяйства в России сейчас составляет 1,2 % федерального бюджета. Механизм взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями еще далек от цивилизованного.

В России с 1994 г. от прямых выплат производителям государство перешло к компенсации удорожания средств производства путем лизинга, представляющего собой восстановление государственной распределительной системы.

До сих  пор государственная поддержка  сельского хозяйства была направлена на субсидирование затрат. Это, как правило, не дает должного экономического эффекта. Используя опыт стран Европейского Союза, целесообразно переходить к адресной поддержке сельского хозяйства -- к субсидированию доходов сельхозтоваропроизводителей. Следует более активно применять косвенные способы поддержки сельского хозяйства -- налоговое льготирование приобретения крестьянами средств производства и т. д.

Выход из аграрного  кризиса обеспечивается:

Развитием и  государственным поощрением (налоговыми льготами и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Активизацией  инвестиционной деятельности путем  привлечения частных отечественных  и иностранных инвестиций и других источников.

Развитием лизинга, повышением эффективности использования государственных кредитных ресурсов.

Созданием общероссийской программы обучения сельских предпринимателей -- новых хозяев, которые получат  землю в наследство или купят  ее у наследников.

Повышением  эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям льготных кредитов и развитие реального финансового лизинга.

Реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в соответствии с которым в течение 2006-2007 гг. планируется дополнительно направить 30,9 млрд руб. на развитие сельского хозяйства.

4. Особенности  формирования экономического механизма  регулирования земельных отношений

Регулирование земельных отношений осуществляется организационными и экономическими методами. Первые предписывают собственнику участка земли или землепользователю определенные способы действий или ограничивают его права в соответствии с законами. К этой группе относятся установление предельных размеров земельного участка, передаваемого бесплатно; порядок регистрации прав на земельную собственность и сделок с землей; перечень нарушений, за которые несет ответственность землевладелец; ограничения в применении экологически опасных технологий; процедуры изъятия земли для государственных и общественных нужд; порядок компенсационных выплат.

В рамках экономических  методов применяются стоимостные  измерители, ориентирующие землепользователя  при выборе способов хозяйственного использования земли и распоряжения ею.

Экономические методы подразделяются на методы государственного воздействия, вырабатываемые на федеральном, субъекта федерации и на муниципальном (местном) уровнях. Сюда входят нормативные  цены на земельные участки, ставки земельного налога, компенсационные выплаты при изъятии земельного участка, ориентирующие (нормативные) уровни арендной платы, налоговые ставки при сделках с землей, сборы при оформлении документов; рыночные регуляторы, т. е. факторы земельного рынка, определяемые спросом и предложением (цена при купле-продаже земельного участка, договорная арендная плата, залоговая цена в сочетании со ставками ипотечного кредита и пр.).

Все перечисленные  методы воздействия на земельные  отношения определяются действующим  законодательством, прежде всего Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами и другими правовыми актами, регулирующими земельные отношения.

Дальнейшая  судьба аграрных преобразований зависит  от формирования модели земельного рынка, отвечающей интересам российского общества и, Прежде всего, сельских товаропроизводителей и всех селян. Радикальное реформирование земельных отношений оказалось наиболее сложной и трудно решаемой проблемой.

Многообразие  форм собственности и хозяйствования на земле является исходным условием качественного обновления земельных отношений на принципах рыночной экономики. Ее контуры в России уже твердо обозначены, начали проявляться некоторые особые черты земельного рынка.

Однако необходимо продолжать формирование земельных  отношений принципиально иного качества с учетом новых форм собственности и хозяйствования, которые основывались бы на требованиях современной экономики. При этом следует учитывать системную взаимозависимость сельского хозяйства и отраслей АПК от экономики страны в целом.

Соблюдение  принципов поэтапного и дифференцированного  подхода обеспечит плавное вхождение  крестьянства в земельный рынок, который может эффективно функционировать  только при его сопряжении с формами  собственности. Любая купля-продажа  есть отношение присвоения-отчуждения, т. е. акт, выражающий экономическую реализацию собственности. Без ее легализации развитие частной (включая долевую) собственности на средства производства, хозяйственное имущество и землю, в том числе выделение имущественных и земельных паев крестьянам при реорганизации колхозов и совхозов, не может получить адекватного рыночного выражения.

Право купли-продажи, аренды, залога земли существует почти  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Плюсы и минусы покупки  и аренды земли во многом зависят от приоритетов хозяйствования, вариантов формирования земельного рынка и, прежде всего, фермерских хозяйств, от финансового положения фермерской семьи, сопоставимого уровня цены земли и арендной платы, дефицита земли в данной местности.

Формирование цивилизованного земельного рынка будет постепенным и займет длительное время. Конечные цели всех земельных преобразований можно обозначить следующими моментами:

создание  регулируемого государством рынка  всех категорий земель;

сочетание интересов  собственников земель (потенциальных  продавцов), товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и других предпринимателей (потенциальных покупателей);

соблюдение  интересов владельцев земельных  долей, получивших землю бесплатно.

К условиям полноценного функционирования рынка земли относятся:

наличие земли  как объекта купли-продажи, продавцов  земельных участков и социально-экономическая  мотивация их выхода на земельный  рынок;

платежеспособность  покупателя;

необходимая рыночная инфраструктура земельного рынка;

равновесное ценообразование на различные категории  земель;

организационно-правовой механизм оформления сделок;

государственное регулирование земельного рынка  на федеральном, региональном и местном  уровнях.

Сегодня идет процесс становления основных структурных элементов рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Включение земельных  долей в рыночный оборот потребует  соответствующей переориентации землеустройства. В Земельном кодексе РФ должны быть законодательно зафиксированы  акционерная, кооперативная и коллективно-долевая формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Это будет способствовать развитию земельного рынка. Владельцы земельных долей без экономического риска для личного благосостояния смогут продавать свои дол и крупным сельским товаропроизводящим хозяйствам. Вновь создаваемые кооперативы получат возможность не только объединить земельные доли своих пайщиков, но и увеличить коллективный земельный массив за счет скупки земельных долей и части приусадебных участков. В принципе такую возможность рыночного формирования земельного фонда должны иметь все субъекты новых форм хозяйствования на земле, наравне с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Исторический опыт и практика последних лет демонстрирует преимущества средних и крупных товаропроизводящих хозяйств любой формы собственности перед мелкими низкотоварными хозяйствами.

Таким образом, уже заложены важные предпосылки  формирования рыночной системы экономических  отношений, способствующих повышению  рентабельности земли, поскольку она, как объект собственности, выступает в нескольких ипостасях:

главным средством  сельскохозяйственного производства при благоприятных экономических  условиях для устойчивости воспроизводственного процесса в крупных, средних и  мелких хозяйствах;

надежной  сферой материализации денежного капитала и сбережений населения, не поддающейся  влиянию инфляции и нестабильности общества;

реальной  перспективой включения в рентные  отношения 11 млн граждан, получивших земельные доли в результате реорганизации колхозов и совхозов. Земельная доля -- самый надежный крестьянский капитал, и важно найти ему прибыльное применение. Собственник участка земли может сдать его в аренду, внести в качестве доли в уставной капитал (паевой фонд), подарить, завещать, заложить в банк;

пространственной  базой развития общественного производства.

Следовательно, в рыночной экономике земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, как натурально-вещественная форма капитала, функционирующего в  производстве и других видах предпринимательской деятельности, но и, прежде всего, как объект собственности.

Решающее  значение для развития рыночных отношений  имеет ликвидность земли, т. е. возможность  ее сдачи в аренду, в залог под  ссуду, купли-продажи, наследования, дарения. В системе рыночных отношений любой гражданин получает возможность использования земли в предпринимательстве либо арендуя, либо принимая в виде залога на определенный срок, либо купив. Только собственник вправе определить возможность использования участка как источника присвоения дохода. Доход и есть форма экономической реализации собственности на землю. Определяющим звеном в цепи «собственность -- ее использование -- доход собственника и землепользователя» служит экономический интерес и воля собственника.

Свойство  земли приносить ее владельцу  постоянный доход можно определить как рентоспособность земли. По своей  экономической сущности рентоспособность выражает потенциальную и фактическую  доходность земли как объекта  собственности и хозяйствования. Естественная основа рентоспособности сельскохозяйственных земель дана природой, но может быть существенно улучшена или ухудшена практикой хозяйствования на земле.

Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе