Экономические отношения в агропромышленном комплексе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Аграрные отношения -- это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения в агропромышленном комплексе.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

В России с 1994 г. от прямых выплат производителям государство  перешло к компенсации удорожания средств производства путем лизинга, представляющего собой восстановление государственной распределительной системы.

До сих  пор государственная поддержка  сельского хозяйства была направлена на субсидирование затрат. Это, как  правило, не дает должного экономического эффекта. Используя опыт стран Европейского Союза, целесообразно переходить к адресной поддержке сельского хозяйства -- к субсидированию доходов сельхозтоваропроизводителей. Следует более активно применять косвенные способы поддержки сельского хозяйства -- налоговое льготирование приобретения крестьянами средств производства и т. д.

Выход из аграрного  кризиса обеспечивается:

Развитием и  государственным поощрением (налоговыми льготами и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Активизацией  инвестиционной деятельности путем  привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций и других источников.

Развитием лизинга, повышением эффективности использования  государственных кредитных ресурсов.

Созданием общероссийской программы обучения сельских предпринимателей -- новых хозяев, которые получат землю в наследство или купят ее у наследников.

Повышением  эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя  на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям льготных кредитов и развитие реального финансового лизинга.

Реализацией приоритетного национального проекта  «Развитие АПК», в соответствии с  которым в течение 2006-2007 гг. планируется  дополнительно направить 30,9 млрд руб. на развитие сельского хозяйства.

4. Особенности формирования экономического механизма регулирования земельных отношений

Регулирование земельных отношений осуществляется организационными и экономическими методами. Первые предписывают собственнику участка земли или землепользователю  определенные способы действий или ограничивают его права в соответствии с законами. К этой группе относятся установление предельных размеров земельного участка, передаваемого бесплатно; порядок регистрации прав на земельную собственность и сделок с землей; перечень нарушений, за которые несет ответственность землевладелец; ограничения в применении экологически опасных технологий; процедуры изъятия земли для государственных и общественных нужд; порядок компенсационных выплат.

В рамках экономических  методов применяются стоимостные измерители, ориентирующие землепользователя при выборе способов хозяйственного использования земли и распоряжения ею.

Экономические методы подразделяются на методы государственного воздействия, вырабатываемые на федеральном, субъекта федерации и на муниципальном (местном) уровнях. Сюда входят нормативные цены на земельные участки, ставки земельного налога, компенсационные выплаты при изъятии земельного участка, ориентирующие (нормативные) уровни арендной платы, налоговые ставки при сделках с землей, сборы при оформлении документов; рыночные регуляторы, т. е. факторы земельного рынка, определяемые спросом и предложением (цена при купле-продаже земельного участка, договорная арендная плата, залоговая цена в сочетании со ставками ипотечного кредита и пр.).

Все перечисленные  методы воздействия на земельные  отношения определяются действующим  законодательством, прежде всего Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами  и другими правовыми актами, регулирующими  земельные отношения.

Дальнейшая  судьба аграрных преобразований зависит от формирования модели земельного рынка, отвечающей интересам российского общества и, Прежде всего, сельских товаропроизводителей и всех селян. Радикальное реформирование земельных отношений оказалось наиболее сложной и трудно решаемой проблемой.

Многообразие  форм собственности и хозяйствования на земле является исходным условием качественного обновления земельных  отношений на принципах рыночной экономики. Ее контуры в России уже  твердо обозначены, начали проявляться  некоторые особые черты земельного рынка.

Однако необходимо продолжать формирование земельных  отношений принципиально иного  качества с учетом новых форм собственности  и хозяйствования, которые основывались бы на требованиях современной экономики. При этом следует учитывать системную взаимозависимость сельского хозяйства и отраслей АПК от экономики страны в целом.

Соблюдение  принципов поэтапного и дифференцированного  подхода обеспечит плавное вхождение  крестьянства в земельный рынок, который может эффективно функционировать только при его сопряжении с формами собственности. Любая купля-продажа есть отношение присвоения-отчуждения, т. е. акт, выражающий экономическую реализацию собственности. Без ее легализации развитие частной (включая долевую) собственности на средства производства, хозяйственное имущество и землю, в том числе выделение имущественных и земельных паев крестьянам при реорганизации колхозов и совхозов, не может получить адекватного рыночного выражения.

Право купли-продажи, аренды, залога земли существует почти во всех странах с развитой рыночной экономикой. Плюсы и минусы покупки и аренды земли во многом зависят от приоритетов хозяйствования, вариантов формирования земельного рынка и, прежде всего, фермерских хозяйств, от финансового положения фермерской семьи, сопоставимого уровня цены земли и арендной платы, дефицита земли в данной местности.

Формирование  цивилизованного земельного рынка  будет постепенным и займет длительное время. Конечные цели всех земельных  преобразований можно обозначить следующими моментами:

создание  регулируемого государством рынка  всех категорий земель;

сочетание интересов  собственников земель (потенциальных  продавцов), товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и других предпринимателей (потенциальных покупателей);

соблюдение интересов владельцев земельных долей, получивших землю бесплатно.

К условиям полноценного функционирования рынка земли относятся:

наличие земли  как объекта купли-продажи, продавцов  земельных участков и социально-экономическая  мотивация их выхода на земельный рынок;

платежеспособность  покупателя;

необходимая рыночная инфраструктура земельного рынка;

равновесное ценообразование на различные категории  земель;

организационно-правовой механизм оформления сделок;

государственное регулирование земельного рынка  на федеральном, региональном и местном уровнях.

Сегодня идет процесс становления основных структурных  элементов рынка земель сельскохозяйственного  назначения.

Включение земельных  долей в рыночный оборот потребует  соответствующей переориентации землеустройства. В Земельном кодексе РФ должны быть законодательно зафиксированы акционерная, кооперативная и коллективно-долевая формы собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Это будет способствовать развитию земельного рынка. Владельцы земельных долей без экономического риска для личного благосостояния смогут продавать свои дол и крупным сельским товаропроизводящим хозяйствам. Вновь создаваемые кооперативы получат возможность не только объединить земельные доли своих пайщиков, но и увеличить коллективный земельный массив за счет скупки земельных долей и части приусадебных участков. В принципе такую возможность рыночного формирования земельного фонда должны иметь все субъекты новых форм хозяйствования на земле, наравне с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Исторический опыт и практика последних лет демонстрирует преимущества средних и крупных товаропроизводящих хозяйств любой формы собственности перед мелкими низкотоварными хозяйствами.

Таким образом, уже заложены важные предпосылки  формирования рыночной системы экономических отношений, способствующих повышению рентабельности земли, поскольку она, как объект собственности, выступает в нескольких ипостасях:

главным средством  сельскохозяйственного производства при благоприятных экономических  условиях для устойчивости воспроизводственного процесса в крупных, средних и мелких хозяйствах;

надежной  сферой материализации денежного капитала и сбережений населения, не поддающейся  влиянию инфляции и нестабильности общества;

реальной  перспективой включения в рентные отношения 11 млн граждан, получивших земельные доли в результате реорганизации колхозов и совхозов. Земельная доля -- самый надежный крестьянский капитал, и важно найти ему прибыльное применение. Собственник участка земли может сдать его в аренду, внести в качестве доли в уставной капитал (паевой фонд), подарить, завещать, заложить в банк;

пространственной  базой развития общественного производства.

Следовательно, в рыночной экономике земля приносит устойчивый доход не только как фактор производства, как натурально-вещественная форма капитала, функционирующего в производстве и других видах предпринимательской деятельности, но и, прежде всего, как объект собственности.

Решающее  значение для развития рыночных отношений  имеет ликвидность земли, т. е. возможность ее сдачи в аренду, в залог под ссуду, купли-продажи, наследования, дарения. В системе рыночных отношений любой гражданин получает возможность использования земли в предпринимательстве либо арендуя, либо принимая в виде залога на определенный срок, либо купив. Только собственник вправе определить возможность использования участка как источника присвоения дохода. Доход и есть форма экономической реализации собственности на землю. Определяющим звеном в цепи «собственность -- ее использование -- доход собственника и землепользователя» служит экономический интерес и воля собственника.

Свойство  земли приносить ее владельцу  постоянный доход можно определить как рентоспособность земли. По своей  экономической сущности рентоспособность выражает потенциальную и фактическую доходность земли как объекта собственности и хозяйствования. Естественная основа рентоспособности сельскохозяйственных земель дана природой, но может быть существенно улучшена или ухудшена практикой хозяйствования на земле.

В настоящее  время проблема состоит в том, чтобы завершить аграрную и земельную реформы в России, обеспечить рациональное взаимодействие живого труда и средств производства с землей, нацеленное на восстановление и улучшение природных свойств почвы, и формирование системы земельных отношений, адекватных рыночной экономике.

Мировой опыт показывает, что экономическое регулирование  земельных отношений осуществляется государством. Государство должно сохранить  контроль над формированием земельных  отношений в соответствии с утвержденным законодательством, разрабатывать и применять механизмы экономического и административного воздействия на становление этого процесса. Основные цели регулирования формирующихся земельных отношений сводятся, во-первых, к обеспечению достаточной эффективности использования сельскохозяйственных угодий; во-вторых, к удовлетворению экологических требований, выдвигаемых обществом; в-третьих, к осуществлению социально справедливого, сточки зрения большинства населения, рыночного перераспределения земли. Для реализации этих целей при передаче прав собственности или распоряжения землей становится необходимым:

предусмотреть вхождение продаваемого или арендуемого  участка в общую национальную, региональную или районную систему  ведения сельского хозяйства;

учесть экологические требования;

запретить распоряжение сельскохозяйственными угодьями и  продажу прав распоряжения и владения в любой форме без наличия  у владельца и покупателя утвержденного  соответствующими государственными (федеральными, региональными или районными) организациями проекта системы ведения сельского хозяйства на участке;

оценить земельный  участок по совокупности природно-экономических  факторов, чтобы избежать занижения  цены.

В процессе перехода к новой структуре земельной  собственности и проведения земельной реформы роль государства и его регулирующая функция заключаются в определении и законодательном закреплении приоритетов сохранения земли в собственности государства, учитывающих общенациональные интересы, рациональное использование наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и городских площадей, а также территориальной собственности отдельных регионов страны.

Задачи государственных  органов власти и управления на этапе  современной земельной реформы  не сводятся только к перераспределению  земли между различными собственниками, а состоят в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, в создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения сельских, лесных и других земель; в развитии сельских и городских поселений. Политика земельных отношений и регулирующая роль государства должны быть направлены не столько на смену титула собственности, сколько на создание условий, обеспечивающих повышение плодородия почв, рост сельскохозяйственного производства и его эффективности, и на надежное поступление средств от эксплуатации такого дефицитного природного ресурса, как земля в местные и федеральные бюджеты.

Информация о работе Экономические отношения в агропромышленном комплексе