Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами, которые я поставила в этой курсовой работе, являются:
- ознакомление с историей возникновения государственного бюджета;
- раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
Глава 1. Государственный бюджет__________________________________ 5
1.1 История возникновения бюджета_________________________________5
1.2 Понятие и роль государственного бюджета________________________ 8
1.3 Бюджетная политика___________________________________________10
1.4 Доходы и расходы бюджета_____________________________________12
Глава 2. Бюджетное устройство РФ_________________________________17
2.1 Бюджетная система РФ_________________________________________17
2.2 Принципы бюджетной системы РФ_______________________________21
2.3 Анализ структуры и динамики Федерального бюджета Российской Федерации за период с 2004 по 2011 годы.____________________________________________________________24
Глава 3. Сбалансированность бюджета______________________________28
3.1 Понятие и условия_____________________________________________28
3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов_________________________31
Заключение_____________________________________________________36
Список источников______________________________________________39

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственный бюджет и недостатки его сбалансированности Горбачева Алена.doc

— 234.00 Кб (Скачать)


министерство образования и науки рф

Филиал государственного образовательного учреждения

 высшего  профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В СТ. ЛЕНИНГРАДСКОЙ

(Ленинградский  филиал КубГУ)

 

 

 

Допуск к защите

Научный руководитель

Дата

     

 

Курсовая  работа

 

по предмету : «Экономическая теория»

 

на тему: «Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности»

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса, ОФО

Специальность  080504

«Государственное и муниципальное

управление»                                                                          

Горбачёва А. А.

 

Руководитель работы:

доцент Орлянский  А. Г.

 

 

 

 

 

 

Ст. Ленинградская, 2011 год

Содержание:

 

Введение________________________________________________________ 3

Глава 1. Государственный бюджет__________________________________ 5

1.1 История возникновения бюджета_________________________________5

1.2 Понятие и роль государственного бюджета________________________ 8

1.3 Бюджетная политика___________________________________________10

1.4 Доходы и расходы бюджета_____________________________________12

Глава 2. Бюджетное устройство РФ_________________________________17

2.1 Бюджетная система РФ_________________________________________17

2.2 Принципы бюджетной системы РФ_______________________________21

2.3 Анализ структуры и динамики Федерального бюджета Российской Федерации за период с 2004 по 2011 годы.____________________________________________________________24

Глава 3. Сбалансированность бюджета______________________________28

3.1 Понятие и условия_____________________________________________28

3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов_________________________31

Заключение_____________________________________________________36

Список источников______________________________________________39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей курсовой работы «Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности.  Я выбрала именно эту тему, так как считаю ее наиболее актуальной в настоящее время.

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами, которые  я поставила в этой курсовой работе, являются:

- ознакомление с историей возникновения государственного бюджета;

- раскрытие содержания  государственного бюджета, его  функций;

- рассмотрение доходов  и расходов бюджета;

- определение роли  государственного бюджета как  финансовой базы социально-экономического развития общества.

-определение недостатков  сбалансированности бюджета.

Моя курсовая работа состоит  из трех глав, каждая из которых включает в себя от двух до четырех параграфов.

Первая глава полностью  описывает государственный бюджет и все его составляющие: бюджетную политику, доходы и расходы бюджета.

Вторая глава содержит понятие бюджетного устройства РФ. Также в ней имеется анализ структуры и динамики Федерального бюджета РФ за период с 2004 по 2011 годы.

Третья глава содержит понятие и недостатки сбалансированности бюджета.

Для выполнения этой работы я использовала различную литературу и данные с разных сайтов. Большинство данных взято с сайта Министерства Финансов и из Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Также в моей работе использованы таблицы и графики, взятые с сайта http://www.studentservis.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Государственный бюджет РФ.

1.1. История  возникновения бюджета.

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все  основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции -   проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало – стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Когда палата общин в  Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 века бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью».

Глубокие перемены, произошедши в конце 18в.- начале 19в. в политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. Вначале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.

Подчёркивая такой признак  бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у российских учёных - И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

Итак, существует такой  признак бюджета, как плановость. Бюджет (в теории и на практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины 20в.

В России порядок  становления «государственной росписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 века способствовали развитию бюджетного законодательства.

После Февральской революции при Временном правительстве расходы производились с использованием кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917 г. Буквально с первых дней 1918г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного

права - Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь - июль 1918 г., утверждённый СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 – 1921 гг. правительство вернулось к годовому бюджету.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право». Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.

Бюджеты в  условиях «военного коммунизма»  не имели реального значения. Реальными были ежемесячные планы распределения эмиссий. В условиях обесценения советских денежных знаков бюджеты носили характер невыполнявшихся планов. К концу 1920 г. денежный бюджет стал отмирать, планировался переход к нетто-бюджету.

В 1921 г. с переходом  к новой экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового хозяйства от 10 октября 1921 г. бюджет был восстановлен в своих правах. Самым крупным успехом этого курса была финансовая реформа. В её ходе был восстановлен Государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введена устойчивая валюта - червонец.

С выходом  в 1924 г. Конституции СССР были внесены  изменения в банковскую систему РФ. В 1925 г. продналог был заменён денежным налогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924г., бюджет определяется как «утверждённое в законодательном порядке общее предположение исчисления в принятой денежной единице предстоящих в определённом периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет - государственная роспись расходов и доходов».

С.Ю. Витте  писал, что требование гласности  бюджета вытекает из понятия бюджетного финансового закона, обязательного для выполнения.

Из всего этого можно  сделать вывод, что государственный  бюджет представляет сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуславливала трудности исследования государственного бюджета, устройства и установления самого понятия бюджета.

Содержание бюджета  как экономической категории  сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны». С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. (6, http://www.kgau.ru)

 

1.2.Понятие и  роль государственного бюджета.

По своему материальному  содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. (13, стр. 567)

В бюджетную систему  Российской Федерации входят бюджеты  следующих уровней:

    • федеральный бюджет
    • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
    • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
    • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет выступает в  качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения  и перераспределения ВВП в  целях образования и использования  централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.

Любой бюджет выполняет  следующие основные функции:

  • Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  • Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  • Контроля над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств;

Различают фактический, структурный и циклический государственные  бюджеты.

Фактический бюджет –  сумма действительных расходов федерального правительства за вычетом суммы  поступивших налогов за бюджетный  год. Фактический бюджет не позволяет судить о направленности бюджета на расширение или на сокращение спроса.

Структурный бюджет –  расчетный бюджет, показывающий расходы  и доходы правительства в предположении, что экономика находится на естественном уровне национального продукта и в условиях естественного уровня безработицы.

Циклический бюджет –  разница между фактическим и  структурным бюджетами. Циклический  бюджет показывает влияние экономического цикла на бюджет. В условиях экономического спада циклический бюджет показывает насколько расходы и доходы правительства отличны от расходов и доходов, характерных для экономики, находящейся на уровне естественного национального продукта. (5, http://www.budgetrf.ru/)

1.3. Бюджетная  политика.

Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений, по созданию бюджетного механизма и управлению финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности