Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами, которые я поставила в этой курсовой работе, являются:
- ознакомление с историей возникновения государственного бюджета;
- раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
Глава 1. Государственный бюджет__________________________________ 5
1.1 История возникновения бюджета_________________________________5
1.2 Понятие и роль государственного бюджета________________________ 8
1.3 Бюджетная политика___________________________________________10
1.4 Доходы и расходы бюджета_____________________________________12
Глава 2. Бюджетное устройство РФ_________________________________17
2.1 Бюджетная система РФ_________________________________________17
2.2 Принципы бюджетной системы РФ_______________________________21
2.3 Анализ структуры и динамики Федерального бюджета Российской Федерации за период с 2004 по 2011 годы.____________________________________________________________24
Глава 3. Сбалансированность бюджета______________________________28
3.1 Понятие и условия_____________________________________________28
3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов_________________________31
Заключение_____________________________________________________36
Список источников______________________________________________39

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственный бюджет и недостатки его сбалансированности Горбачева Алена.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается. (1, http://lib.rus.ec)

В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. (12,п. 2 и 5 ст.26.3)

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный  бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы  РФ образуют консолидированный бюджет РФ.  (3, ст.16)

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов или иных поступлений  и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. (11, http://www.minfin.ru/)

 

2.2 Принципы  бюджетной системы РФ.

Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых  строится бюджетная система страны. В их число входят:

    • принцип единства бюджетной системы;
    • принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • принцип самостоятельности бюджетов;
    • принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете;
    • принцип сбалансированности бюджета;
    • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    • принцип общего покрытия расходов бюджетов;
    • принцип гласности;
    • принцип достоверности бюджета;
    • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.

1) принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;

3) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ;

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ;

5) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

6) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и  поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

8) принцип гласности означает:

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти;

9) принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. (1, http://lib.rus.ec)

 

2.3 Анализ структуры  и динамики Федерального бюджета  Российской Федерации за период  с 2004 по 2011 годы.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. 
Рассмотрим структуру и динамику доходов, расходов, а также дефицита (профицита) Федерального бюджета РФ за период с 2004 по 2011 гг.

Таблица 1 
Показатели Федерального бюджета, ВВП и инфляции в 2004-2011 гг. (2, http://www.studentservis.ru/)

 
Год

Расходы

Доходы

ВВП

Инфляция

Дефицит / Профицит

2004

2,659

3,428

16,966

11,7%

0,730

2005

3,539

4,979

21,598

10,9%

1,440

2006

4,270

6,276

26,882

9,7%

1,995

2007

6,531

7,443

31,2

7,5%

0,912

2008

6,570

6,644

35

13,0%

0,074

2009

7,451

7,465

39,7

6,5%

0,014

2010

8,089

8,089

44,8

6,5%

-

2011

9,000

9,000

47,578

5,0%

-


По данным таблицы  видно, что объём доходов и  расходов бюджета ежегодно растет. В 2004 году расходы составляли 2,659 трлн. руб., доходы 3,428 трлн. руб., к 2011 году планируется  достигнуть показателя в 9 трлн. руб. при  сбалансированном бюджете. При этом ожидается существенный рост ВВП за этот период. В 2004 году ВВП составлял 16,966 трлн. руб., в текущем году он планируется на уровне 35 трлн. руб.. а к 2011 году – 47,578 трлн. руб. При этом, нельзя не отметить тот факт, что показатели указываются в действующих ценах, а между тем, инфляция в этом году прогнозируется на уровне 13% в год. До этого года темп инфляции падал ежегодно, на последующие годы тоже запланированы невысокие темпы инфляции. Хотя финансовый кризис может внести свои коррективы.  Рассмотрим динамику показателей за анализируемый период. 
Таблица 2 
Динамика показателей Федерального бюджета, ВВП и инфляции в 2004-2011 гг. (2, http://www.studentservis.ru/) 
%

 
Год

Расходы

Доходы

ВВП

Инфляция

Дефицит / Профицит

2004

100

100

100

100

100

2005

133,1

145,2

127,3

93,2

197,3

2006

120,7

126,0

124,5

89,0

138,5

2007

153,0

118,6

116,1

77,3

45,7

2008

100,6

89,3

112,2

173,3

8,1

2009

113,4

112,4

113,4

50,0

18,9

2010

108,6

108,4

112,8

100,0

-

2011

111,3

111,3

106,2

76,9

-


 

В период с 2004 по 2006 год. Темпы роста доходов бюджета превышали темпы роста расходов, темп инфляции и профицита бюджета падал. Начиная с 2007 года темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. При этом Темп роста ВВП вплоть до текущего года снижается, а увеличение темпов роста профицита запланировано только на следующий год. Хотя до этого отмечалась отрицательная динамика.

 

Рис.1. Динамика расходов и доходов Федерального бюджета в 2004-2011 гг. (2, http://www.studentservis.ru/) 
 По данным таблицы видно, что в период с 2004 по 2007 годы доходы бюджета значительно превышали расходы. Начиная с 2008 по 2011 годы количество доходов и расходов бюджета одинаково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сбалансированность бюджета

3.1 Понятие  и условия.

Основная проблема бюджета любого уровня – это проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или  федерального уровня. (7, стр. 528)

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий  в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии  дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Информация о работе Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности