Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами, которые я поставила в этой курсовой работе, являются:
- ознакомление с историей возникновения государственного бюджета;
- раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;
Введение________________________________________________________ 3
Глава 1. Государственный бюджет__________________________________ 5
1.1 История возникновения бюджета_________________________________5
1.2 Понятие и роль государственного бюджета________________________ 8
1.3 Бюджетная политика___________________________________________10
1.4 Доходы и расходы бюджета_____________________________________12
Глава 2. Бюджетное устройство РФ_________________________________17
2.1 Бюджетная система РФ_________________________________________17
2.2 Принципы бюджетной системы РФ_______________________________21
2.3 Анализ структуры и динамики Федерального бюджета Российской Федерации за период с 2004 по 2011 годы.____________________________________________________________24
Глава 3. Сбалансированность бюджета______________________________28
3.1 Понятие и условия_____________________________________________28
3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов_________________________31
Заключение_____________________________________________________36
Список источников______________________________________________39
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.
Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается. (1, http://lib.rus.ec)
В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. (12,п. 2 и 5 ст.26.3)
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ. (3, ст.16)
Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).
Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже упоминавшимся Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. (11, http://www.minfin.ru/)
2.2 Принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
1) принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;
3) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ;
4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ;
5) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
6) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
7) принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и
поступления из источников финансирования
его дефицита не могут быть увязаны
с определенными расходами
8) принцип гласности означает:
а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти;
9) принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
10) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. (1, http://lib.rus.ec)
2.3 Анализ структуры
и динамики Федерального
Федеральный бюджет России – главное
звено бюджетной системы. Он выражает
экономические денежные отношения, опосредствующие
процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств
государства, и разрабатывается и утверждается
Федеральным Собранием РФ в форме федерального
закона. Через этот бюджет мобилизуются
средства предприятий различных форм
собственности и частично доходы населения.
Они направляются на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны,
на содержание органов государственного
управления, финансовую поддержку бюджетов
субъектов Федерации, на погашение государственного
долга, создание государственных материальных
и финансовых резервов и др.
Рассмотрим структуру и динамику доходов,
расходов, а также дефицита (профицита)
Федерального бюджета РФ за период с 2004
по 2011 гг.
Таблица 1
Показатели Федерального бюджета, ВВП
и инфляции в 2004-2011 гг. (2, http://www.studentservis.ru/)
|
Расходы |
Доходы |
ВВП |
Инфляция |
Дефицит / Профицит |
2004 |
2,659 |
3,428 |
16,966 |
11,7% |
0,730 |
2005 |
3,539 |
4,979 |
21,598 |
10,9% |
1,440 |
2006 |
4,270 |
6,276 |
26,882 |
9,7% |
1,995 |
2007 |
6,531 |
7,443 |
31,2 |
7,5% |
0,912 |
2008 |
6,570 |
6,644 |
35 |
13,0% |
0,074 |
2009 |
7,451 |
7,465 |
39,7 |
6,5% |
0,014 |
2010 |
8,089 |
8,089 |
44,8 |
6,5% |
- |
2011 |
9,000 |
9,000 |
47,578 |
5,0% |
- |
По данным таблицы
видно, что объём доходов и
расходов бюджета ежегодно растет.
В 2004 году расходы составляли 2,659 трлн.
руб., доходы 3,428 трлн. руб., к 2011 году планируется
достигнуть показателя в 9 трлн. руб. при
сбалансированном бюджете. При этом ожидается
существенный рост ВВП за этот период.
В 2004 году ВВП составлял 16,966 трлн. руб.,
в текущем году он планируется на уровне
35 трлн. руб.. а к 2011 году – 47,578 трлн. руб.
При этом, нельзя не отметить тот факт,
что показатели указываются в действующих
ценах, а между тем, инфляция в этом году
прогнозируется на уровне 13% в год. До этого
года темп инфляции падал ежегодно, на
последующие годы тоже запланированы
невысокие темпы инфляции. Хотя финансовый
кризис может внести свои коррективы.
Рассмотрим динамику показателей за анализируемый
период.
Таблица 2
Динамика показателей Федерального бюджета,
ВВП и инфляции в 2004-2011 гг. (2, http://www.studentservis.ru/)
%
|
Расходы |
Доходы |
ВВП |
Инфляция |
Дефицит / Профицит |
2004 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2005 |
133,1 |
145,2 |
127,3 |
93,2 |
197,3 |
2006 |
120,7 |
126,0 |
124,5 |
89,0 |
138,5 |
2007 |
153,0 |
118,6 |
116,1 |
77,3 |
45,7 |
2008 |
100,6 |
89,3 |
112,2 |
173,3 |
8,1 |
2009 |
113,4 |
112,4 |
113,4 |
50,0 |
18,9 |
2010 |
108,6 |
108,4 |
112,8 |
100,0 |
- |
2011 |
111,3 |
111,3 |
106,2 |
76,9 |
- |
В период с 2004 по 2006 год. Темпы роста доходов бюджета превышали темпы роста расходов, темп инфляции и профицита бюджета падал. Начиная с 2007 года темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. При этом Темп роста ВВП вплоть до текущего года снижается, а увеличение темпов роста профицита запланировано только на следующий год. Хотя до этого отмечалась отрицательная динамика.
Рис.1. Динамика
расходов и доходов Федерального бюджета
в 2004-2011 гг. (2, http://www.studentservis.ru/)
По данным таблицы видно, что в период
с 2004 по 2007 годы доходы бюджета значительно
превышали расходы. Начиная с 2008 по 2011
годы количество доходов и расходов бюджета
одинаково.
Глава 3. Сбалансированность бюджета
3.1 Понятие и условия.
Основная проблема бюджета любого уровня – это проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или федерального уровня. (7, стр. 528)
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Информация о работе Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности