Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами, которые я поставила в этой курсовой работе, являются:
- ознакомление с историей возникновения государственного бюджета;
- раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
Глава 1. Государственный бюджет__________________________________ 5
1.1 История возникновения бюджета_________________________________5
1.2 Понятие и роль государственного бюджета________________________ 8
1.3 Бюджетная политика___________________________________________10
1.4 Доходы и расходы бюджета_____________________________________12
Глава 2. Бюджетное устройство РФ_________________________________17
2.1 Бюджетная система РФ_________________________________________17
2.2 Принципы бюджетной системы РФ_______________________________21
2.3 Анализ структуры и динамики Федерального бюджета Российской Федерации за период с 2004 по 2011 годы.____________________________________________________________24
Глава 3. Сбалансированность бюджета______________________________28
3.1 Понятие и условия_____________________________________________28
3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов_________________________31
Заключение_____________________________________________________36
Список источников______________________________________________39

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственный бюджет и недостатки его сбалансированности Горбачева Алена.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Сбалансированность бюджета достигается  разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная  система которого строилась на принципах  единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно  союзный центр. Такой порядок  достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном  кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной  системы. Его претворение в жизнь  позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа -- общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных  потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой -- механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение. (10, http://www.bbest.ru)

 

3.2 Проблемы  сбалансированности бюджетов.

Идеальное исполнение бюджета  предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета  над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

    1. сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
    2. сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
    3. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
    4. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Однако наиболее сложная  ситуация и наиболее часто встречающаяся  в экономической практике - дефицит  бюджета, т. е. превышение расходов бюджета  над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Размер дефицита бюджета  субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без  учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета  могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

За каждым бюджетным  уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

К первым относятся:

    1. кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ;
    2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    3. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Ко вторым относятся:

    1. государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    2. кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Внутренними источниками  финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

    1. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
    2. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    3. кредиты, полученные от кредитных организаций. Внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме:

 а) муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, или

 б) кредитов, полученных от кредитных организаций.

В настоящее время  устойчивость бюджета с точки  зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении  к ВВП.

Сальдо бюджета без  учета нефтегазовых доходов (ненефтегазовый дефицит бюджета) планируется в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9% ВВП в 2009 году и 5,3% ВВП в 2010 году. Этот дефицит будет покрываться нефтегазовым трансфертом и прочими источниками в размере 0,5-0,8% ВВП. В целом бюджет профицитен, профицит направляется в Фонд будущих поколений и Резервный фонд.

Задачи поддержания  бюджетной и макроэкономической сбалансированности положены в основу бюджетной политики РФ. Основным ее тезисом на перспективу является обеспечение максимальной защищенности федерального бюджета от таких внешних  воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. (8, http://library.fentu.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основании данной работы я сделала выводы:

Во-первых, государственный бюджет можно определить, как баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год).

У государственного бюджета  можно выделить следующие функции:

    • Распределительную (перераспределительную).
    • Контрольную.
    • Стимулирующую.
    • Стабилизирующую.
    • Регулирующую.

Бюджет используется государством для активного воздействия на экономику страны: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, государственные закупки товаров и услуг и т. п.

Сущность бюджета заключается  в том, что – это основной финансовый план государства, самый крупный  централизованный денежный фонд страны, выражение экономических денежных распределительных отношений.

К задачам бюджета  можно отнести:

    • Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
    • Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
    • Контроль.

Во-вторых, Бюджетная система Российской Федерации — это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает  отпечаток на структуру бюджетной  системы. В странах федеративного  типа, в том числе и в России выделяются три уровня государственной  власти– федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в российской бюджетной практике также используется понятие “консолидированный бюджет”. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

В условиях рыночной экономики  основным инструментом государственного регулирования и улучшения социально-экономического положения страны является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет.

В-третьих, основная проблема бюджета  любого уровня – это проблема его  сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или федерального уровня.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий  в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Сбалансированность бюджета  означает положение, когда все расходы

бюджеты покрыты его  доходами (расходы уравновешены доходами). Лишь

такое положение является нормальным для бюджетной деятельности. Если

доходов бюджета недостаточно, чтобы обеспечить (покрыть) его расходы, то

возникает проблема бюджетного дефицита (превышение расходов над

доходами), которую в  принципе можно решить лишь двумя  путями (или их

комбинацией):

а) увеличить доходы;

б) уменьшить расходы.

В-четвертых, проанализировав имеющиеся в курсовой работе графики и таблицы, можно сделать вывод, что объём доходов и расходов бюджета ежегодно растет. В период с 2004 по 2006 год темпы роста доходов бюджета превышали темпы роста расходов, темп инфляции и профицита бюджета падал. Начиная с 2007 года темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. В структуре доходов бюджета преобладают налоговые доходы. Наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета в 2004 году имеют расходы на финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы. Самой существенной статьей расходов являются межбюджетные трансферты.

Информация о работе Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности