Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами, которые я поставила в этой курсовой работе, являются:
- ознакомление с историей возникновения государственного бюджета;
- раскрытие содержания государственного бюджета, его функций;

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
Глава 1. Государственный бюджет__________________________________ 5
1.1 История возникновения бюджета_________________________________5
1.2 Понятие и роль государственного бюджета________________________ 8
1.3 Бюджетная политика___________________________________________10
1.4 Доходы и расходы бюджета_____________________________________12
Глава 2. Бюджетное устройство РФ_________________________________17
2.1 Бюджетная система РФ_________________________________________17
2.2 Принципы бюджетной системы РФ_______________________________21
2.3 Анализ структуры и динамики Федерального бюджета Российской Федерации за период с 2004 по 2011 годы.____________________________________________________________24
Глава 3. Сбалансированность бюджета______________________________28
3.1 Понятие и условия_____________________________________________28
3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов_________________________31
Заключение_____________________________________________________36
Список источников______________________________________________39

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственный бюджет и недостатки его сбалансированности Горбачева Алена.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Важную роль в бюджетной политике играет государственный бюджет. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством таких категорий как налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой.

Основные задачи бюджетной  политики состоят в следующем:

    • удержать экономику от спада производства.
    • обеспечить финансовую стабилизацию.
    • стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе.
    • сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства.
    • укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля над полнотой уплаты налогов.
    • создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов.
    • усилить контроль над величиной государственного долга.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счёт ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. (5, http://www.budgetrf.ru/)

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

    • использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
    • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
    • обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
    • повышение качества человеческого капитала;
    • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
    • реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В ближайшее время  бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации. (11, http://www.minfin.ru/)

 

1.4. Доходы и  расходы бюджета.

Доходы бюджета - безвозмездное и безвозвратное поступления денежных средств в бюджет.  Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти.

Доходы бюджета делятся  на две части:

  • налоговые поступления в бюджет
  • неналоговые поступления в бюджет

Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета.

Размер и порядок  уплаты налоговых доходов определяется налоговой системой.

Налоговые доходы формируются  за счёт:

    • налогов
    • сборов
    • пени

К неналоговым доходам  относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования:
    • -арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества;
    • -проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;
    • -средства, получаемые от передачи имущества под залог или доверительное управление;
    • -плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;
    • -доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета;
    • -дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства или муниципального образования;
    • -часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;
    • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации;
    • лицензионные сборы, в частности на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • таможенные пошлины, таможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • платы за пользование природными ресурсами:
    • -лесным фондом;
    • -водными объектами;
    • -водными биологическими ресурсами;
    • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
    • другие неналоговые доходы

В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно  подразделить на собственные и регулирующие.

  1. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
  2. Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.

Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве – бюджетный  федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение  центра и регионов. Доходная часть  территориального бюджета состоит  из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.

Расходы бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы основывается на: единых методологических основах; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания и в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.

Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом  о бюджете на следующий год

Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.

Все расходы можно  подразделить на следующие группы:

  1. военно-промышленный комплекс;
  2. экономические;
  3. на социальные цели;
  4. на внешнеполитическую деятельность;
  5. на содержание аппарата управления.

 

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

В целом, расходы бюджета  играют в государственном регулировании  экономики несравненно меньшую  роль, чем бюджетные доходы, и  в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала. (5, http://www.budgetrf.ru/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Бюджетное  устройство РФ.

2.1. Бюджетная  система РФ.

Бюджетная система –  это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система –  это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном  отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной  системы зависит от формы административного  и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство  – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные  образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство  – это система государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство  – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. (1, http://lib.rus.ec)

Бюджетная система состоит  из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

 Согласно ст. 11 БК  РФ, федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  разрабатываются и утверждаются  в форме федеральных законов,  бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. (3, ст.11)

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет.

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в  соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Информация о работе Государственный бюджет РФ и недостатки его сбалансированности