Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется, скрывала.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5

1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5

1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6

1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7

1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8

1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10

1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11

2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15

2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15

2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16

2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16

2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19

2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………..25

Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

          Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения, желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда.

          Неоклассический  подход

          В основе этой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл, а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения Д. Гилдер, А. Лаффер и другие. Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена – в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) – это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие (Приложение 1).

         Кейнсианский подход

          Кейнсианский подход направлен  на управление совокупным спросом.

    Во  время кризиса и депрессии, то есть, на понижательной волне циклических  колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного  спроса: (Приложение 2) это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение АD, приближающем экономику к уровню полной занятости Y*. Напротив, в фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается (Приложение 2а) сдвигом кривой АD вниз, в положение АD1 для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска Y*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор «контрдействий» по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.

    Марксистский  подход

    Позиция марксистской политической экономии, ее коренное отличие от рассмотренных выше теоретических построений заключается в том, что марксизм отрицает наличие точки равновесия на рынке рабочей силы. Эта принципиальная позиция (Приложение 3), выражена в так называемом капиталистическом законе народонаселения, смысл которого заключается в том, что развитие капитализма неминуемо порождает резервную армию труда, наличие которой выступает необходимым условием его бытия. Следовательно, утверждают марксисты, кривые спроса и предложения на рынке труда могут смещаться (иногда достаточно быстро) в зависимости от смены фаз промышленного цикла и некоторых других обстоятельств, но они никогда не пересекутся. 

    1. Основные  задачи государственного регулирования на рынке труда
 

          Можно выделить следующие основные  задачи, стоящие перед государством  на рынке труда: во-первых, достижение  такого соотношения между спросом  и предложением труда, а также  его активной и резервной частями,  при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с  другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

          Государство на рынке труда  должно осуществлять систему  мер целенаправленного воздействия  на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

          Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

          Можно выделить два основных  направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и производительное потребление.  При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

           Государственное регулирование  рынка труда должно развиваться  как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

          В общей системе государственного  регулирования рынка труда можно  выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

          Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос. 

1.5 Специфика рынка  труда 

     Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т. е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.

     Другой  постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно - ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.

     Таким образом, рынок труда, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой  специфический рынок, имеющий ряд  существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро – и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.

     В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает  влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс. 

    1.   Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы
 

     Особенности функционирования рынка труда обусловлены  спецификой обращающегося на нем товара; производным характером спроса на него, зависимостью предложения от демографической ситуации; уровнем оплаты труда, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы. В российских условиях ситуация усугубляется тем, что становление рыночных отношений сопровождалось возникновением массы новых проблем, которые наложились на старые:

     – сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10 – 25% работающих; – значительное количество вакансий, при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;

     – большие масштабы занятости неквалифицированным трудом (до 25 млн. человек);

     – неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

     – существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);

     Данные  проблемы в сочетании со спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических  тенденций породили в сфере занятости гамму новых проблем. Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

     В соответствии с мнением экспертов, увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

     – подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию);

     – частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

     – условная безработица (непостоянная работа);

     – временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

     – потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

     – безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

     – безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

     – вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

     – безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

     – безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда