Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:55, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется, скрывала.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5
1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5
1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6
1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7
1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8
1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10
1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11
2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15
2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15
2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16
2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16
2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19
2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………..25
Приложения
– первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
– безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
– безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
– безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
– безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
– безработица, возвращающихся из мест лишения свободы;
– безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
– безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
Важнейший фактор обостряющий старые и новые проблемы, – обесценение труда. Статистические данные по России показывают тенденции в оплате труда прямо противоположные тем, которые характерны для развитого рынка труда. Разрыв между средней зарплатой в высокооплачиваемых отраслях (нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, газовой промышленности, а также кредитно-страховой сфере) и средней по стране, а тем более минимальной, остается колоссальным. Заработки руководящих работников нередко на порядок превышают среднюю зарплату рядовых работников. Заработную плату ниже прожиточного минимума, получает почти каждый четвертый в стране.
Относительная слабость материальных стимулов в предложении труда для отдельных групп объясняется весьма скромными представлениями об обеспеченности, сохранившимися у рабочих и служащих с советских времен. Уровень достатка, при котором человек начинает ценить свободное от работы время, для многих категорий российских трудящихся наступает при получении ими довольно скромных доходов (по сравнению с заработками работников тех же профессий и квалификаций в развитых странах).
Безработица оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни, поскольку трудовая деятельность формирует человека как такового и является источником социально-экономического прогресса.
Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда, социально-экономических, финансовых, политических, семейных, эмоциональных и медицинских последствий безработицы. Рассмотрим основные последствия безработицы:
Ухудшение качества трудовых ресурсов. Во-первых, длительная безработица приводит к потере специалистами своей квалификации. Во-вторых, стрессовые ситуации, связанные с увольнением и безуспешными поисками работы, отрицательно сказываются на здоровье населения.
В-третьих, профессиональная и территориальная миграция трудовых ресурсов, которая приводит к более эффективному их использованию, сковывается опасениями людей потерять работу в период высокой безработицы.
Сокращение доходов и уровня жизни населения. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.
Безработица порождает бедность и нищету, разрушает средний класс общества, который составляет социальный базис экономики развитых стран. В результате имущественное расслоение в обществе усиливается, что нередко приводит к социально-политической нестабильности.
Увеличение преступности. Число преступлений не находится в прямой связи с уровнем безработицы, однако удельный вес неработающих в общей численности правонарушителей чрезвычайно высок. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.
Усиление стимулов к добросовестному труду. Угроза безработицы стимулирует работников к более эффективного и добросовестному труду. Высокий уровень безработицы среди лиц с низким уровнем образования является для них сигналом о необходимости повышения квалификации, он способствует увеличению спроса на образование в обществе и улучшению качества трудовых ресурсов.
Сокращение объёма национального производства. Его по праву считают важнейшим следствием безработицы. Поскольку, полная занятость-состояние экономики, при котором отсутствует циклическая безработица, т.е. имеются наиболее благоприятные условия занятости. Уровень безработицы при полной занятости называют естественным уровнем безработицы, а соответствующий реальный валовой внутренний продукт – потенциальным ВВП. Исключением является период войны, когда фрикционная и структурная безработица искусственно ограничены и фактический уровень может опуститься ниже естественного значения, а фактический объём производства превысить потенциальный ВВП.
Отставанием
ВВП называют относительное отклонение
фактического ВВП от его потенциального
значения:
Отставание
ВВП=
, где
ВВПф и ВВПп – фактическое и потенциальное значения валового внутреннего продукта, соответственно.
Законом
Оукена называют формулу, связывающую
величину отставания ВВП и уровень
безработицы. Эта формула получена
американским экономистом А. Оукеном (1928–1980)
эмпирическим путём в результате обработки
и анализа статистических данных. Согласно
этому закону, увеличение уровня безработицы
на 1% приводит к увеличению отставания
ВВП на 2–3%, т.е. выполняется приближённое
равенство:
Отставание
ВВП=2,5
(УБф – УБе),
где
УБф и УБе – фактический и естественный уровень безработицы, соответственно.
Пример.
Естественный уровень безработицы равен
5%, а её фактический уровень равен 7%.Потенциальный
ВВП равен 8000 млрд. руб. Тогда согласно
закону Оукена, отставание ВВП составит
приблизительно 2,5
2%=5%.Это значит, что из-за безработицы
теряется 1\20 часть максимально возможного
объёма производства, т.е. 400 млрд. руб.
Составной частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует в ней наряду с другими рынками материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и так далее.
На рынке труда одна сторона представлена лицами, ищущими работу, другая – работодателями.
Рынок труда отличается от рынков обычных товаров. В нем действуют присущие человеческому фактору регуляторы и социальные силы.
Труд, как целенаправленная деятельность и предприимчивость, как свойство труда, изначально присущи человеку. Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества.
Для устранения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям.
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ, которая включает в себя совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, регулирующих основные социально-экономические отношения в стране.
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, принятие законов, контроль над их исполнением, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы
Федеральные
законы трудового законодательства
принимаются Государственной
Центральным
органом федеральной
Судебные
органы осуществляют правосудие: наказание
нарушителей, разрешение проблем, конфликтов,
связанных с применением
В
решение социально-трудовых проблем
важную роль играют профсоюзные организации,
которые отвечают за заключение коллективных
договоров, генерального и отраслевых
соглашений и так далее.
В теории и практики государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддержать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирования условий эксплуатации окружающей среды.
Материальной
базой и важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная
политика и внешнеэкономическое
регулирование являются мерами государственного
регулирования, не уступающими по значимости
вышеперечисленным инструментам. С помощью
социальной политики обеспечивается достижение
социальной безопасности, относительно
справедливого распределения доходов.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В
программе содействия занятости
населения предусмотрена
Политика
на рынке труда в ближайшем
периоде будет направлена на: обеспечение
прогрессивных сдвигов в
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда