Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется, скрывала.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5

1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5

1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6

1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7

1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8

1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10

1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11

2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15

2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15

2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16

2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16

2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19

2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………..25

Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     – первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

     – безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

     – безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

     – безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

     – безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

     – безработица, возвращающихся из мест лишения свободы;

     – безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

     – безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

     Важнейший фактор обостряющий старые и новые  проблемы, – обесценение труда. Статистические данные по России показывают тенденции в оплате труда прямо противоположные тем, которые характерны для развитого рынка труда. Разрыв между средней зарплатой в высокооплачиваемых отраслях (нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, газовой промышленности, а также кредитно-страховой сфере) и средней по стране, а тем более минимальной, остается колоссальным. Заработки руководящих работников нередко на порядок превышают среднюю зарплату рядовых работников. Заработную плату ниже прожиточного минимума, получает почти каждый четвертый в стране.

     Относительная слабость материальных стимулов в предложении труда для отдельных групп объясняется весьма скромными представлениями об обеспеченности, сохранившимися у рабочих и служащих с советских времен. Уровень достатка, при котором человек начинает ценить свободное от работы время, для многих категорий российских трудящихся наступает при получении ими довольно скромных доходов (по сравнению с заработками работников тех же профессий и квалификаций в развитых странах).

     Безработица оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни, поскольку трудовая деятельность формирует человека как такового и является источником социально-экономического прогресса.

     Результаты  научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда, социально-экономических, финансовых, политических, семейных, эмоциональных и медицинских последствий безработицы. Рассмотрим основные последствия безработицы:

     Ухудшение качества трудовых ресурсов. Во-первых, длительная безработица приводит к потере специалистами своей квалификации. Во-вторых, стрессовые ситуации, связанные с увольнением и безуспешными поисками работы, отрицательно сказываются на здоровье населения.

     В-третьих, профессиональная и территориальная  миграция трудовых ресурсов, которая  приводит к более эффективному их использованию, сковывается опасениями людей потерять работу в период высокой безработицы.

     Сокращение  доходов и уровня жизни населения. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

     Безработица порождает бедность и нищету, разрушает  средний класс общества, который  составляет социальный базис экономики  развитых стран. В результате имущественное  расслоение в обществе усиливается, что нередко приводит к социально-политической нестабильности.

     Увеличение  преступности. Число преступлений не находится в прямой связи с уровнем безработицы, однако удельный вес неработающих в общей численности правонарушителей чрезвычайно высок. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы.

     Усиление  стимулов к добросовестному  труду. Угроза безработицы стимулирует работников к более эффективного и добросовестному труду. Высокий уровень безработицы среди лиц с низким уровнем образования является для них сигналом о необходимости повышения квалификации, он способствует увеличению спроса на образование в обществе и улучшению качества трудовых ресурсов.

     Сокращение  объёма национального  производства. Его по праву считают важнейшим следствием безработицы. Поскольку, полная занятость-состояние экономики, при котором отсутствует циклическая безработица, т.е. имеются наиболее благоприятные условия занятости. Уровень безработицы при полной занятости называют естественным уровнем безработицы, а соответствующий реальный валовой внутренний продукт – потенциальным ВВП. Исключением является период войны, когда фрикционная и структурная безработица искусственно ограничены и фактический уровень может опуститься ниже естественного значения, а фактический объём производства превысить потенциальный ВВП.

     Отставанием ВВП называют относительное отклонение фактического ВВП от его потенциального значения: 

     Отставание  ВВП= , где 

     ВВПф и ВВПп – фактическое и потенциальное значения валового внутреннего продукта, соответственно.

     Законом Оукена называют формулу, связывающую  величину отставания ВВП и уровень  безработицы. Эта формула получена американским экономистом А. Оукеном (1928–1980) эмпирическим путём в результате обработки и анализа статистических данных. Согласно этому закону, увеличение уровня безработицы на 1% приводит к увеличению отставания ВВП на 2–3%, т.е. выполняется приближённое равенство: 

     Отставание  ВВП=2,5 (УБф – УБе), где 

     УБф и УБе – фактический и естественный уровень безработицы, соответственно.

     Пример. Естественный уровень безработицы равен 5%, а её фактический уровень равен 7%.Потенциальный ВВП равен 8000 млрд. руб. Тогда согласно закону Оукена, отставание ВВП составит приблизительно 2,5 2%=5%.Это значит, что из-за безработицы теряется 1\20 часть максимально возможного объёма производства, т.е. 400 млрд. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
    1. Способы регулирования рынка труда
 

          Составной частью структуры рыночной экономики является рынок труда, который функционирует в ней наряду с другими рынками материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и так далее.

          На рынке труда одна сторона представлена лицами, ищущими работу, другая – работодателями.

          Рынок труда отличается от рынков обычных товаров. В нем действуют присущие человеческому фактору регуляторы и социальные силы.

          Труд, как целенаправленная деятельность и предприимчивость, как свойство труда, изначально присущи человеку. Их становление и совершенствование происходило на протяжении многих тысячелетий вместе с развитием человека и общества.

          Для устранения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям.

          Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ, которая включает в себя совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, регулирующих основные социально-экономические отношения в стране.

     Основными задачами государственной системы  управления трудовыми ресурсами являются: выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, принятие законов, контроль над их исполнением,  регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

          Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы

     Федеральные законы трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он так же, правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

     Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство  работой по обеспечению единой государственной  политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.

     Судебные  органы осуществляют правосудие: наказание  нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового  законодательства.

     В решение социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации, которые отвечают за заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и так далее. 

    1. Инструменты государственного регулирования
 

     В теории и практики государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддержать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирования условий эксплуатации окружающей среды.

     Материальной  базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и и рисковых направлений НТП, решения ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

     Государственная собственность используется для  регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

     Социальная  политика и внешнеэкономическое  регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов. 

    1. Политика  занятости и регулирования  рынка труда
 

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

     В программе содействия занятости  населения предусмотрена необходимость  обеспечения в ближайшей перспективе  взвешенности в политике занятости  с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

     Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на: обеспечение  прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; переориентацию экономически активного  населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда; создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда