Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется, скрывала.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5

1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5

1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6

1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7

1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8

1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10

1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11

2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15

2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15

2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16

2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16

2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19

2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………..25

Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению  проблем занятости относится: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

     Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

     На  макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

  1. Согласование финансово – кредитной, структурной,        инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
  2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
  3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие.

    Министерства  труда и социального развития, в том числе службы занятости  и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

          На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции – разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

          На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:

  • жилищного, транспортного и производственного строительства;
  • государственных (в том числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и т. Д.;
  • предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

    На  региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

          На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

          Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости. 

    1. Занятость и безработица  в РФ по июнь 2011 года
 

          Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июня 2011 года.

          Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июне 2011г. Составила 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

          В численности экономически активного населения 71,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (Приложение 4).

          Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июне 2011г. Составил 6,1% (Приложение 5).

          Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июне 2011г. Составил 64,4% (Приложение 6).

          По сравнению с июнем 2010г. Численность занятого населения практически не изменилась, численность безработных сократилась на 528 тыс. человек, или на 10,2% (в сопоставимой методологии).

          Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,2 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2011г. В государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1425 тыс. человек.         

          Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,9% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июне 2011г. Составила 31,4%, среди безработных женщин – 39,4%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных (Приложение 7).

          Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июне 2011г. Составила 46,0%, доля городских жителей – 64,5%.

          Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июне 2011г. Это превышение составляло 1,6 раза (Приложение 8).

          Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в июне 2011г. Составил 34,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 6,4%, 20-24 лет – 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,6%) и 20-24 лет (12,9%). По сравнению с маем 2011г. Уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,5 процентного пункта (Приложение 9).

          В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июне 2011г. Составил 15,0%, в том числе среди городского населения – 13,5%, среди сельского населения – 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения – 3,4 раза, сельского населения – 2,4 раза.

          Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,3% безработных (застойная безработица).

          Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,2%, среди городских – 32,6%.

          Наличие опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июне 2011г. Их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,3% составляет молодежь до 20 лет, 44,6% - от 20 до 24 лет, 19,8% - 25-29 лет.

          В июне 2011г. Среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 22,4%.

          Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северокавказском федеральном округе (Приложение 10). 

    1. Основные  факторы и тенденции  формирования рынков труда РФ
 

     В России прослеживаются признаки качественно  новой ситуации - становления рынка  труда. Это означает формирование такой  системы экономических отношений  между работодателями и работниками, при которой занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.

Происходящие  экономические реформы закономерно  порождают спад производства и безработицу. Однако, такой взгляд на рынок труда  был бы слишком упрощенным. На самом деле на него воздействует более сложный комплекс факторов, среди которых можно выделить 3 блока: природно-ресурсные; демографические; социально-экономические.

          Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью природными ресурсами и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность полностью удовлетворять серьезные потребности своих предприятий и тем самым положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся возможности экономики.

          Действие второго фактора в настоящее время проявляется довольно слабо, поскольку заметных изменений численности трудоспособного населения за последние годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные подвижки в составе населения  обещает во второй половине 90-х годов некоторое увеличение численности трудоспособного населения. В России существуют собственные локальные зоны “демографического взрыва”; где темпы прироста населения десятилетиями превышают темпы создания рабочих мест - Это, главным образом, национальные республики Северного Кавказа. Кроме того, в ближайшие годы Россия будет страной относительно массовой иммиграции, причем проблемы социальной и трудовой адаптации мигрантов, в первую очередь, зарегистрированных беженцев, будет стоять достаточно остро.

          Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране; ситуация в сфере доходов.

          Суть новой политики в социально-трудовой сфере должна заключаться в переходе от политики “полной занятости” к рыночной системе, которая предполагает рациональное использование труда.

Важная  роль в этом процессе принадлежит  государству, основным рычагом усиления влияния которого в регулировании  рынка труда становится активная социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта: доходы и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ, политика занятости пробуксовывает. На самом деле это важнейшая экономическая проблема, неразрывно связанная с инвестиционной политикой и структурными изменениями.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда