Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:55, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется, скрывала.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы рынка труда………………………………………….5
1.1 Сущность и теории рынка труда …………………………………………...5
1.2 Виды безработицы……………………………………………………………6
1.3 Механизм функционирования рынка труда……………………………….7
1.4 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……8
1.5 Специфика рынка труда…………………………………………………….10
1.6 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы……..11
2. Государственное регулирования рынка труда……………………………15
2.1 Способы регулирования рынка труда……………………………………...15
2.2 Инструменты государственного регулирования…………………….……16
2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда………………………16
2.4 Занятость и безработица в РФ по июнь 2011 года………………………..19
2.5 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ……. .21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………..25
Приложения
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции – разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:
На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.
На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование занятости на всех уровнях
должно осуществляться на основе общеэкономической
концепции социально-ориентированной
рыночной экономики и отражать стремление
общества к полной, эффективной, свободно
избранной занятости.
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июня 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июне 2011г. Составила 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (Приложение 4).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июне 2011г. Составил 6,1% (Приложение 5).
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июне 2011г. Составил 64,4% (Приложение 6).
По сравнению с июнем 2010г. Численность занятого населения практически не изменилась, численность безработных сократилась на 528 тыс. человек, или на 10,2% (в сопоставимой методологии).
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,2 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2011г. В государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1425 тыс. человек.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,9% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июне 2011г. Составила 31,4%, среди безработных женщин – 39,4%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных (Приложение 7).
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июне 2011г. Составила 46,0%, доля городских жителей – 64,5%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июне 2011г. Это превышение составляло 1,6 раза (Приложение 8).
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в июне 2011г. Составил 34,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 6,4%, 20-24 лет – 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,6%) и 20-24 лет (12,9%). По сравнению с маем 2011г. Уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,5 процентного пункта (Приложение 9).
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июне 2011г. Составил 15,0%, в том числе среди городского населения – 13,5%, среди сельского населения – 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения – 3,4 раза, сельского населения – 2,4 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,2%, среди городских – 32,6%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июне 2011г. Их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,3% составляет молодежь до 20 лет, 44,6% - от 20 до 24 лет, 19,8% - 25-29 лет.
В июне 2011г. Среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 22,4%.
Безработица по федеральным округам. Самый
низкий уровень безработицы, соответствующей
критериям МОТ, отмечается в Центральном
федеральном округе, самый высокий – в
Северокавказском федеральном округе
(Приложение 10).
В
России прослеживаются признаки качественно
новой ситуации - становления рынка
труда. Это означает формирование такой
системы экономических
Происходящие
экономические реформы
Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью природными ресурсами и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность полностью удовлетворять серьезные потребности своих предприятий и тем самым положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся возможности экономики.
Действие второго фактора в настоящее время проявляется довольно слабо, поскольку заметных изменений численности трудоспособного населения за последние годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные подвижки в составе населения обещает во второй половине 90-х годов некоторое увеличение численности трудоспособного населения. В России существуют собственные локальные зоны “демографического взрыва”; где темпы прироста населения десятилетиями превышают темпы создания рабочих мест - Это, главным образом, национальные республики Северного Кавказа. Кроме того, в ближайшие годы Россия будет страной относительно массовой иммиграции, причем проблемы социальной и трудовой адаптации мигрантов, в первую очередь, зарегистрированных беженцев, будет стоять достаточно остро.
Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране; ситуация в сфере доходов.
Суть новой политики в социально-трудовой сфере должна заключаться в переходе от политики “полной занятости” к рыночной системе, которая предполагает рациональное использование труда.
Важная роль в этом процессе принадлежит государству, основным рычагом усиления влияния которого в регулировании рынка труда становится активная социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта: доходы и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ, политика занятости пробуксовывает. На самом деле это важнейшая экономическая проблема, неразрывно связанная с инвестиционной политикой и структурными изменениями.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда