Государственное регулирование на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ основных проблем и тенденций развития рынка гостиничных услуг, рассмотрение государственного регулирования на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса.

Файлы: 1 файл

реферат эк теория.doc

— 53.17 Кб (Скачать)

Введение

     Международный гостиничный бизнес занимает важное место в современной мировой  экономике. По крайней мере, в последние  десятилетия он относился к наиболее динамично развивающимся и весьма прибыльным видам экономической  деятельности. Развитию национального  гостиничного хозяйства, особенно через  подключение его к международному гостиничному бизнесу, придается огромное значение во многих странах мира, так  как это хозяйство играет важную роль в обеспечении занятости  местного населения, оказывая позитивное влияние на другие сектора национальной экономики. В ряде стран международный  гостиничный бизнес является важнейшим (если не единственным) источником валютных поступлений в государственный  бюджет. Кроме того, его активность в отдельно взятой стране содействует  ее доступу к международному инвестиционному  капиталу и более глубокой интеграции в мировую экономику. Таким образом, международный гостиничный бизнес может сыграть важную роль в решении проблем интегрирования отечественной экономики в мировую, инвестирования в реальный сектор экономики, способствуя ее структурной перестройке, что в настоящее время имеет исключительное значение для России, в которой, несмотря на огромный рекреационный потенциал и рост притока иностранных туристов, гостиничная индустрия весьма далека от международных стандартов. Особую актуальность данной теме придает то обстоятельство, что Россия в скором времени вступит в ВТО, членство в которой ставит национальный гостиничный бизнес в совершенно новые условия. Не случайно, на федеральном и муниципальном уровнях в РФ совершенствование современной инфраструктуры гостиничного бизнеса признано одним из приоритетных направлений развития национальной экономики. При этом на первый план выходит освоение опыта и технологий именно международного гостиничного бизнеса. Гостиничный бизнес, или деятельность гостиничных компаний по предоставлению размещения и связанного с ним обслуживания широкому кругу лиц является деятельностью по оказанию гостиничных услуг.

     Целью данного реферата является анализ основных проблем и тенденций развития рынка гостиничных услуг, рассмотрение государственного регулирования на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса.

     В соответствии с вышеуказанной целью  в работе будут поставлены и решены следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность рыночного и государственного регулирования в условиях «смешанной экономики».
  • Дать характеристику и описать сущность гостиничной индустрии.
  • Рассмотреть новые требования к классификации российских гостиниц.
  • Описать влияние мирового кризиса на гостиничную индустрию в России.
  • Рассмотреть формы и методы государственного регулирования на рынке  гостиничных услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность рыночного  и государственного регулирования в  условиях «смешанной экономики»

     Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства  на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это  совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический  аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К  научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей  научного аспекта является формирование экономического мышления.

     Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего  общества. Но ее реализация возможна через  достижение прикладных целей, к которым  относятся:

     - экономический рост;

     - полная занятость;

     - стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

     - внешнеэкономическое равновесие.

     В системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением  ВНП.

     С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного  использования всего трудоспособного  населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

     Стабильность  уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому  достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях  государства.

     Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

     Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего  и внешнего порядка. Применительно  к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей  может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей  есть определенная специфика, вызванная  недостаточной зрелостью рыночных отношений.

     В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его "сверхзадача" связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем  периоде пока не кажется столь  опасной, поэтому она не выдвигается  на первый план с точки зрения очередности  целей (хотя ряд ученых и практиков  так не считают). По разным мотивам  правительство пока не включает в  число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и  природоохраны.

     Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой  взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Глава 2. Ситуация на рынке  гостиничных услуг  в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время)

2.1 Характеристика и сущность гостиничной индустрии

     Приступая к анализу состояния гостиничной  индустрии в России, первоочередным шагом является определение главных  понятий – понятий гостиничный  бизнес и гостиничная индустрия.

     Анализ  литературы, посвящённой вопросу  гостиничной индустрии, показывает что, гостеприимство, является одним  из основных понятий человеческой цивилизации, и стало мощной индустрией, в которой  заняты миллионы профессионалов. Однако, законодательного определения гостиничной деятельности или гостиничной индустрии не существует.

     Термин  «гостеприимство» в английском оригинале  «hospitality» восходит к латинскому «hostel», откуда, собственно происходит французское hotel. Таким образом, индустрия гостеприимства ассоциируется, в первую очередь, с гостиницами и с тем, что к ним относится. В индустрии гостеприимства акцент делается на факте оказания услуг гостю, будь то местный житель или приезжий.

     Гостиничный бизнес относится к индустрии  гостеприимства, представляющей собой  такой вид деятельности, который  непосредственным образом влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические  отношения.

     Индустрию гостеприимства можно рассматривать  как разнообразие форм предпринимательства, специализирующихся на рынке услуг, связанном с приемом и обслуживанием  гостей.

     Гостиничная индустрия как вид экономической  деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию  за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях, домах для приезжих и т.п.

     Таким образом, индустрия гостеприимства – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и  дружелюбием по отношению к гостям.

     Гостиничный бизнес охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит  за рамки традиционного представления  о нем, как о явлении, связанным  только с услугами размещения и отдыхом, поэтому эффект управления гостиничным  комплексом должен рассматриваться  с точки зрения спроса особого  типа потребителя, а не с точки  зрения предложения, что характерно для промышленности, и поэтому  такой подход в индустрии гостеприимства сложнее и более трудоемок.

     Экономической сущностью гостиничной деятельности является удовлетворение потребностей граждан во временном проживании в гостиничном помещении, оборудованном  необходимым количеством мебели, а также в предоставлении сопутствующих  проживанию услуг.

     Следует отметить, что гостиничная индустрия  превращается в важную отрасль. В  России эта индустрия имеет свою специфику и особенности.

2.2 Новые требования к классификации российских гостиниц

     Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая  система хозяйства региона или  туристского центра и важная составляющая экономики туризма.

     Индустрию гостеприимства составляют различные  средства коллективного и индивидуального  размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные отели и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

     Следует отметить, что в разных странах  используют разные системы классификаций  гостиниц. На сегодняшний день их существует более тридцати.

     Введению  единой классификации в мире препятствует ряд факторов, связанных с культурно-экономическим  развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, национальными  особенностями, различиями в критериях  оценки качества обслуживания.

     До  недавнего времени в России не существовало такого понятия, как «классификация отелей». В ходу было понятие «сертификация» - соответствие техническим требованиям, без учета качества оказываемых  услуг. Присуждение звездного титула гостиницам в России, в отличие  от европейской практики, носило подчас условный характер и зачастую не соответствовало  реальному уровню предоставляемого сервиса. Сегодня ситуация изменилась: классификация отелей перестала  носить условный характер и стала  играть важнейшую роль в развитии отеля, его доходности и перспективах.

     С 21 июля 2005 года в России начал действовать  единый стандарт классификации гостиниц. Принятая правительством система была разработана на основе Положения  «О системе классификации гостиниц и других средств размещения», которое  было утверждено Минэкономразвития  РФ и зарегистрировано в Минюсте  летом 2003 года.

     Предпосылками создания новой системы классификации  стали обилие систем сертификации гостиниц и, следовательно, разнообразие органов  сертификации. Часто складывалась ситуация, когда гостиницы одинаковой категории (звездности) существенно различались  по уровню комфорта и набору предоставляемых  услуг. Обманутым в результате оставался  потребитель.

Информация о работе Государственное регулирование на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса