Государственное регулирование на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:21, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ основных проблем и тенденций развития рынка гостиничных услуг, рассмотрение государственного регулирования на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса.

Файлы: 1 файл

реферат эк теория.doc

— 53.17 Кб (Скачать)

     Также для классификации российских гостиниц сегодня применяются требования Всемирной туристской организации  к средствам размещения в зависимости  от звездности, которая устанавливает  обязательный перечень услуг, необходимый  для получения гостиницей звезды. Принятый стандарт практически по всем позициям схож с международной классификацией, а в некоторых моментах оказался еще жестче. В отношении гостиниц с большим числом звезд российский стандарт также предъявляет еще более жесткие требования, чем у Всемирной туристской организации.

     В российской классификации оговариваются  не только размер номера, организация  питания, но даже требования к паркингу и наличие лифта. В номере оценивается все: напольное покрытие, стены, занавески, освещение, мебель, сантехническое оборудование, краны, свободный проход к шкафам. Для присвоения гостинице звезды обязательно должны быть выполнены следующие требования: ежедневная уборка, утренняя побудка, радиоприемник в номере и многое другое.

     Все гостиницы подразделяются на разряды  в зависимости от размеров и видов  жилых и служебных помещений, оборудования предприятия, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов.

     В приложении А, приведена таблица соответствия присваиваемых категорий уровню обслуживания гостиницы согласно единому стандарту классификации гостиниц в РФ.

     Цель  классификации гостиниц – определить соответствии конкретного отеля, а  также номеров установленным  критериям и принятым стандартам на обслуживание.

     Под действие данного положения попадают следующие объекты гостеприимства: гостиницы и аналогичные средства размещения (гостиницы, мотели, молодёжные гостиницы, дома отдыха, пансионаты, гостиницы  с оказанием лечебно-оздоровительных  услуг).

     Под гостиницами и средствами размещения понимаются предприятия различных  организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным  размещением туристов и имеющие  не менее 5 номеров.

     Таким образом с 2003 года и на сегодняшний день, в России применяется классификация, в соответствии с которой все гостиницы в зависимости от комфортабельности делятся на категории, условно обозначаемые звездами.

     Принятая  система классификации гостиниц является важным шагом на пути улучшения  качества обслуживания в российских гостиницах.

     Гостиничный бизнес, являясь одним из видов  экономической деятельности, прямо  или косвенно создаст рабочие  места и является важным средством  пополнения казны государства иностранной  валютой. В России постоянно происходит процесс освоения новых концепций  гостиничного бизнеса, модернизации старых.

2.3. Влияние мирового кризиса на гостиничную индустрию в России

     Финансовый  кризис серьезно подкорректировал ситуацию на гостиничном рынке России, особенно в той части, которая касается планируемых, проектируемых и строящихся объектов. С точки зрения инвестиционной привлекательности гостиничный  бизнес сегодня находится на одном  из последних мест.

     Изменившаяся  финансовая ситуация привела к пересмотру объемов и сроков реализации многих проектов, а в некоторых случаях  – к продаже гостиничных активов.

     В начале 2008 года можно было выделить порядка 6-7 проектов создания крупных  гостиничных сетей на территории России

     Глобальные  планы были у компании London&Regional, которая работала в партнерстве с Hilton. Kesco в партнерстве с Accor реализовал проект в Петербурге, планируя еще ряд проектов в других регионах. Intourist Hotel Group подписала с Corinthia Hotels соглашение о развитии сети объектов. Планировался большой проект у Renova Stroy Group, которая подписала договор о стратегическом партнерстве с оператором Park Plaza. Из всех этих проектов на сегодняшний день остались, только 4, это: Kesco, Sokos, London&Regional и Renova. У двух последних при этом произошли изменения в стратегии развития.

     В 2008 году активность российских сетей  была значительно ниже, чем у международных  операторов. За этот период на территории России были завершены только единицы  из ранее заявленных проектов.

     Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, прежде всего, экономические  факторы (общее состояние экономики, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменный курс местной валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты и  др.)

     В последние три года гостиничный  бизнес развивался весьма динамично. Не стал исключением и 2008 год, даже несмотря на охвативший экономику кризис. Дело в том, что первая половина позапрошлого года была на редкость удачная. А уже начиная с августа-сентября спрос на гостиничные номера стал падать. Экономический кризис в стране, естественно, прекращает иностранные инвестиции, что приводит к уменьшению числа туристов в отелях.

     Однако  кризис только усугубил основную проблему отрасли, давно лежащую на поверхности. Рынок страны в целом не насытился  качественными гостиницами масс-сегмента - трех и четырех звезд. В кризис произошло увеличение спроса на места в гостиницах среднего и низшего ценового сегментов. Загрузка таких отелей достигает около 87% в год, Однако, несмотря на дефицит гостиниц экономкласса, акцент делается на создание дорогостоящих отелей, где, особенно в кризисное время, загрузка будет только падать.

     Помимо  всего прочего кризисная ситуация может быть усугублена сезонными  колебаниями заполняемости. Так, резкий спад спроса на отели в летние месяцы, когда россияне традиционно уезжают отдыхать в другие страны, может привести к уходу некоторых игроков с рынка — например, небольших частных мини-гостиниц или даже крупных люксовых отелей, простаивающих в эти периоды практически впустую.

     Первым  сигналом кризиса, стало падение  востребованности дорогостоящих гостиниц, и заметнее всего это проявилось в Москве. В начале 2009-го добрая половина номеров начала пустовать и в гостиницах средней руки. Доходы пятизвёздочных гостиниц за январь и февраль текущего года сократились в среднем на 20%, причиной тому - снижение заполняемости номеров как минимум на 25%. Причем наиболее существенное снижение уровня загрузки характерно именно для отелей высокого класса, в последнее время граждане предпочитают останавливаться в номерах подешевле.

     Однако, в России, в отличие от многих европейских стран, кризис еще не сильно сказался на изменении загрузки отелей, что во многом связано с  дефицитом гостиничных номеров.

     Глобальных  изменений в российском гостиничном  бизнесе в ближайшие годы эксперты не прогнозируют. Темпы его развития, безусловно, сократились, оборот рынка в первом полугодии, по разным оценкам, снизился на 10-15%. Не прогнозируется значительного снижения цен на проживание в столичных отелях, что также связано во многом с общим дефицитом гостиничных номеров.

     В целом рынок оживет не ранее чем  через три года. На сегодня очевидно, что в наиболее незавидном положении  оказались предприниматели, развивавшие  гостиничные проекты практически  полностью на кредитные деньги. Частные  инвесторы в основной массе строили  отели на собственные средства, привлекая  кредитные ресурсы в соотношении 50 на 50 и менее, поэтому они легче  пережили кризис доверия на кредитном  рынке.

     Эксперты  ждут банкротств, закрытий гостиниц и  продажи активов по «бросовым» ценам. Речь идет о своего рода зачистке отрасли. Компании и гостиницы, у которых правильная бизнес-модель, грамотные управленцы и хорошее сочетание цена - качество, продолжат существовать. Те же, что появились на вершине пика экономического роста и не имеют серьезного фундамента, исчезнут. Сейчас наступает время прекрасных возможностей для слияния, объединения, покупки в масштабах отрасли. 
 

Глава 3. Формы и методы государственного регулирования  на рынке гостиничных  услуг с 2008 г. по настоящее  время

     Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется посредством нормативно – правового  регулирования данной сферы и  создания благоприятных условий  для её развития. Одним из направлений  государственного регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является создание специальных структур, проводящих государственную политику в данной сфере. Этим Федеральным органом  исполнительной власти является Федеральное  агентство по туризму (Ростуризм). Ростуризм находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. В части регулирования гостиничной деятельности Ростуризм выполняет следующие функции: осуществляет комплексный анализ и прогнозирование данной сферы в Российской Федерации, включая определение приоритетных направлений в государственном регулировании, разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и других документов, а также самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к регулированию гостиничной деятельности, обобщает практику применения законодательства РФ в данной сфере. Для выполнения данных функций в структуре Ростуризма предусмотрены Управление анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристской деятельности и Правовое управление.

     Вторым  органом государственного регулирования  наряду с Ростуризмом является Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии (ведомство Министерства промышленности и энергетики), в  частности его технический комитет  по стандартизации (ТК 199 «Туристские  услуги и услуги средств размещения»). Основная задача, возложенная на данный комитет, - совершенствование системы  стандартизации в области гостиничной  деятельности, а главная функция  – разработка национальных гостиничных  стандартов.

     Ростуризм не имеет территориальных органов  на уровне субъектов РФ. Государственное  регулирование гостиничной деятельности в субъектах РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов.

     Важнейшими  инструментами государственного регулирования  деятельности гостиничных организаций  и защиты прав потребителей гостиничных  услуг является лицензирование, стандартизация и сертификация. Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «  О лицензировании отдельных видов  деятельности», гостиничная деятельность здесь не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без лицензии.

     Согласно  ч.3 ст.4 Закона о туристской деятельности государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг осуществляется путём стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, к которым относятся, прежде всего, гостиницы. Стандартизация услуг в нашей стране регулируется Законом о техническом регулировании. Применительно к услугам вообще и к гостиничным услугам в частности указанный закон определяет техническое регулирование как правовое регулирование отношений в области установления и применения на добровольной основе требований к оказанию услуг, а также оценке и подтверждения соответствия услуг этим требованиям.

     Статья 18 Закона о техническом регулировании  устанавливает, что такие требования могут иметь форму стандартов или договоров. Других форм документов, устанавливающих состав и содержание добровольно применяемых требований к услугам, не предусматривается. Закон  о техническом регулировании  не допускает применения процедур обязательного  подтверждения соответствия услуг  каким-либо требованиям и принуждения  к осуществлению добровольного  подтверждения соответствия, в том  числе в определённой системе  добровольной сертификации. Система  добровольной сертификации может быть создана любым юридическим лицом  или ИП или несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Таким образом, можно заключить, что в России гостиничные услуги не подлежат обязательной сертификации. Они подлежат лишь добровольному подтверждению соответствия каким-либо критериям, причём данные критерии нет необходимости регистрировать; их может разработать и применять любая организация.

     Приказом  Федерального агентства по техническому регулированию был разработан и  введён в действие в качестве национального  стандарта ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» Можно выделить три группы требований. Во-первых, требования к гостиницам в целом: наличие освещения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, благоустроенной прилегающей территорией, удобных подъездов для автомобилей и автобусов и т.д. Во-вторых, требования к номеру: минимально допустимая площадь, обязательное наличие определённой мебели, инвентаря и предметов санитарно-гигиенического оснащения, а также определённого оборудования и оснащённого санузла. В-третьих, предусматривается ряд требований к персоналу гостиницы: необходимость профессиональной квалификации, соответствующей выполняемой работе, обязанность персонала проявлять вежливость и доброжелательность, а также создавать атмосферу гостеприимства.

Информация о работе Государственное регулирование на рынке гостиничных услуг в условиях современного кризиса