Государственное регулирование рынка рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения общества считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Закрепление в Конституции Российской Федерации равенства всех прав и обязанностей (пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 19), в том числе, и права на труд в статье 37, делает необходимым принятие специальных мер государством по регулированию рынка труда.

Оглавление

1. Введение
2. Суть и задачи государственного регулирования трудовых ресурсов
3. Меры государства, позволяющие обеспечить максимальную возможную занятость населения
4. Виды государственных институтов
5. Система законодательно введённых социальных гарантий и компенсаций
6. Заключение

Файлы: 1 файл

Копия КонтрольнаяНОРМИР.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

План

1.  Введение

2. Суть и задачи государственного регулирования трудовых ресурсов

3.  Меры государства, позволяющие обеспечить максимальную возможную занятость населения

4. Виды государственных институтов

5. Система законодательно введённых социальных гарантий и компенсаций

6.  Заключение

 

  1. Введение

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения общества считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих  людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством  образования и профессиональной подготовки. Закрепление в Конституции Российской Федерации равенства всех прав и обязанностей (пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 19), в том числе, и права на труд в статье 37, делает необходимым принятие специальных мер государством по регулированию рынка труда.

 

2. Суть и задачи государственного регулирования трудовых ресурсов

      Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включающую банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний в трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п.3 Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в различных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

      Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры. 
     По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.

        По  форме воздействия различают  прямые и косвенные методы  регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде.

      По характеру  воздействия регулирующие меры  делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.

      По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные — направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения. 
     Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.

       На сегодняшний  день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане.

 

3. Меры государства, позволяющие обеспечить максимальную возможную занятость населения

На комплексное регулирование  занятости ориентирует статья 5 Закона о занятости2, определяющая государственную политику в области содействия занятости населения:

1) государство проводит  политику содействия реализации  прав граждан на полную, продуктивную  и свободно избранную занятость;

2) государственная политика  в области содействия занятости  населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального  рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного  возраста (за два года до наступления  возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том  числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места, прежде всего для  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность  их действий при реализации мероприятий  по содействию занятости населения;

координацию деятельности в  области занятости населения  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно- структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных  органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению  занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации и  иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных  трудовых норм.

Постановлением Правительства  РФ от 03.06.2011 № 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов"5 приняты Правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов. Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов осуществляется Минздравсоцразвития России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации. Минздравсоцразвития России  разработало и утвердило  нормативные правовые акты, необходимые для реализации этого Постановления13; будет разрабатывать ежегодно начиная с 2012 года прогноз баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый 2-летний период. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации.

На основании произведенных  расчетов Минздравсоцразвития России ежегодно формирует перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной  ситуацией на рынке труда, утверждает этот перечень по согласованию с Министерством  экономического развития Российской Федерации  и направляет его в федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принятия мер по стабилизации положения на рынке  труда. Если общий показатель по территории превышает общий показатель по Российской Федерации в целом более чем  в 1,5 раза, то эта территория считается  территорией с напряженной ситуацией  на рынке труда. В 2012 г. к таковым Приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 423н отнесены: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область.

       В целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации  Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"  расширяется круг лиц, для которых могут создаваться временные рабочие места, в том числе в виде оплачиваемых общественных работ (далее - общественные работы) и стажировки в целях приобретения опыта работы.

В общественных и временных  работах, включая стажировки в целях  приобретения опыта работы, могут  участвовать граждане, состоящие  на учете в органах службы занятости  в качестве безработных и ищущих работу граждан, включая выпускников  образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования, а также работники  в случае угрозы массового увольнения.

Организация общественных работ  и временного трудоустройства граждан, состоящих на учете в органах  службы занятости в качестве безработных  и ищущих работу, осуществляется в  порядке, предусмотренном Закон  о занятости населения, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875, Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июня 2007 г. № 401 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ", Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 г. № 449 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Статьей 7.2 Закона о занятости населения определено право органов местного самоуправления участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В муниципальных бюджетных  учреждениях культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования  также могут организовываться общественные и временные работы для безработных  граждан, граждан, ищущих работу, и работников, находящихся под риском увольнения. Финансирование муниципальных бюджетных  учреждений на оплату труда временных  работников, принимающих участие  в указанных мероприятиях, может  осуществляться по бюджетной смете  за счет средств субсидий, предоставленных  из бюджета субъекта Российской Федерации  бюджету муниципального образования  в рамках организации мероприятий  региональных программ.

В соответствии с Постановлением № 1089, Приказом Минздравсоцразвития России № 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан", Приказом Минздравсоцразвития от 16 июня 2008 года № 281н "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" может быть осуществлено финансирование мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан и безработному гражданину может быть оказана финансовая помощь на организацию собственного дела.

Информация о работе Государственное регулирование рынка рабочей силы