Государственное регулирование рынка рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения общества считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Закрепление в Конституции Российской Федерации равенства всех прав и обязанностей (пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 19), в том числе, и права на труд в статье 37, делает необходимым принятие специальных мер государством по регулированию рынка труда.

Оглавление

1. Введение
2. Суть и задачи государственного регулирования трудовых ресурсов
3. Меры государства, позволяющие обеспечить максимальную возможную занятость населения
4. Виды государственных институтов
5. Система законодательно введённых социальных гарантий и компенсаций
6. Заключение

Файлы: 1 файл

Копия КонтрольнаяНОРМИР.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

Безработным гражданам, которые  в результате предоставления государственной  услуги по содействию самозанятости  безработных граждан были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, может быть оказана финансовая помощь на подготовку документов, предоставляемых  при государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной  пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов за счет средств, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Указанным гражданам может  быть также предоставлена субсидия (материальная поддержка) на развитие малого предпринимательства в размере, предусмотренном Постановлением № 1089. Размер субсидии безработному гражданину, открывшему собственное дело, не зависит от сроков и суммы выплаченного ему пособия по безработице в период безработицы.

Следует учитывать, что в Постановлении № 1089 отсутствуют ограничения по направлениям расходования средств, предоставленных безработным гражданам в виде субсидии (материальной поддержки) на развитие малого предпринимательства и самозанятости. Безработные граждане, получившие субсидию (материальную поддержку) на открытие собственного дела, вправе самостоятельно принимать решения о направлениях расходования указанных средств.

Перечень направлений  деятельности, по которым организуются общественные работы, они перечислены в пятой части нашей работы, в соответствии с Постановлением № 875, включает в себя и работы в сельском и лесном хозяйстве, не является исчерпывающим и позволяет субъектам Российской Федерации организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности, за исключением деятельности, связанной с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

В новом отраслевом Соглашении в сельском хозяйстве12 предусмотрены изменения в разделы, касающиеся оплаты и нормирования труда, которые направлены на систематическое повышение реальных доходов работников, в частности:

- доведение уровня реальной  заработной платы в сельском  хозяйстве до 80% от уровня средней  заработной платы по стране (в  настоящее время - 50%);

- стремление к достижению  соотношения в уровнях оплаты  труда 10% работников с наиболее  низкой заработной платой и  10% работников с самой высокой  заработной платой не более  чем 1:10.

В области молодежной политики новое Отраслевое соглашение предусматривает содействие трудовой занятости молодежи, привлечение и закрепление молодежи в организациях АПК, снижение уровня безработицы среди сельской молодежи. Этому будет способствовать разработка и реализация мероприятий по строительству жилья для молодых семей, в том числе с предоставлением жилья в рассрочку на условиях льготного кредитования и привлечением молодежи к строительству или приобретению жилья в сельской местности.

В коллективном договоре должен быть разработан раздел по молодежной политике, предусматривающий финансирование программ по работе с молодежью. Принятие программ по работе с молодежью, реализация их мероприятий будут способствовать созданию позитивного образа работника  сельского хозяйства.

 

4. Виды государственных институтов

        Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

        Порядок и условия предоставления государственных услуг в области занятости на территории Красноярского края определяются законом Красноярского края «О занятости населения в Красноярском крае» №13-6604 от 01.12.2011 г. и Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости.  Закон определяет гарантии государства по реализации прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Государственная служба занятости  занимает монопольное место в  качестве посреднической структуры  на рынке труда России, за исключением  г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.

Важнейшим институтом рынка труда  является институт профсоюзов. В плановой экономике профсоюзы были встроены в общую систему государственного управления. В России кризис системы  профсоюзов обозначился еще в  дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, и широкий размах приняло забастовочное  движение. В ходе последующих реформ российский рынок труда приобрел

важнейшие атрибуты, присущие современной  системе трудовых отношений: независимые  от государства объединения трудящихся; право на проведение забастовок; свобода  заключения коллективных договоров; механизм трёхсторонних соглашений с участием профсоюзов, работодателей и государства.

 

 

 

 

 

 Система законодательно  введённых социальных гарантий  и компенсаций

       Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:  
· выплату в установленном порядке пособия по безработице; 

· оказание в некоторых  случаях материальной помощи безработному и членам его семьи; 

· выплату стипендий  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки; 

· возмещение расходов и получение иных компенсаций  в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению Государственной  службы занятости; 

· возможность участия  в оплачиваемых общественных работах;  
· оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.  
       Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости. 

      Решение  о назначении пособий по безработице  либо отказе в их назначении  принимается Государственной службой  занятости в течение 10 дней  с момента регистрации безработного. 

        Выплата пособий по безработице  производится со дня регистрации  безработного в центре занятости  и сохраняется в период выполнения  безработным временной работы, о  которой он обязан уведомить  центр занятости, а также во  время выполнения оплачиваемой  общественной работы по направлению  центра занятости. 

       Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:  
· за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель - 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее12календарных недель; 
· за первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель - 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения. 

       Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи (3, ст. 19). 

     На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости (ст. 17). Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев - 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин. 

       При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи. 

       К социальным гарантиям, предоставляемым  безработным, следует отнести  также возможность участия в  оплачиваемых общественных работах.  К общественным работам относятся  такие виды работ, которые не  требуют специальной профессиональной  подготовки. К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т. п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным. Наличие оплачиваемой работы (дохода) менее 12 календарных недель, а также у ищущих работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;  за первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель - 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в Государственной службе занятости. 

       Безработным, стаж работы которых  составляет более 25 лет для  мужчин и 20 лет для женщин, срок  выплаты пособия по безработице  увеличивается за каждый год  работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели. Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида - до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более – на 20%. 

       В случае болезни безработного  вместо пособия по безработице  или стипендии выплачивается  пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности  и родам, уходу за больным  ребенком), а срок получения пособия  по временной нетрудоспособности  не включается в общий срок  выплаты пособия по безработице. Пособие по безработице, как правило, не выплачивается в случаях: 

· увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской дисциплины и иные виновные действия, а также в случае потери источника  дохода в результате виновных действий;  
· увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) по собственному желанию без уважительных причин;  
· непредставления по требованию центра занятости декларации о доходах.  
         Выплата безработному пособия прекращается в случаях:  
· трудоустройства;  
· прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости;  
· окончания установленного законом срока выплаты;  
· получения пособия обманным путем;  
· осуждения к наказанию в виде лишения свободы;  
· получения пенсий или пособий в размерах, превышающих размер пособия по безработице. 

      В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице.

 

6. Заключение

      Несмотря на принятие в России значительного объема законов и подзаконных актов  в области занятости, все эти меры по сути направлены на борьбу с безработицей, следовательно, такая политика государства является пассивной. Примером активной политики в области занятости является Швеция, где политика "полной занятости" предусматривает создание системы профессиональной подготовки, призванной не только переучивать трудящихся в соответствии с требованиями рынка, но и учитывать его перспективные потребности; введение досрочного пенсионирования; увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска; централизованное содействие перетоку рабочей силы в отраслевом и территориальном аспектах и др. Отличительная особенность активной политики рынка труда в Швеции в том, что она носит (или по крайней мере стремится этого достичь), опережающий характер, т.е. предусматривает заблаговременное создание рабочих мест или мест в системе переподготовки кадров. Наряду с общенациональными программами переобучения все активнее составляются и реализуются муниципальные. Особо хотелось бы отметить возрастающее значение переподготовки работников в рамках "непрерывного образования", или "образования в течение всей жизни", нацеленного на увеличение производительности труда за счет повышения уровня знаний работников, квалификации, а не интенсификации их труда. В частности, законодательно закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска (напомним, что шведы были в числе инициаторов принятия соответствующей Конвенции МОТ № 140, 1974 г.). Наконец, важное значение для расширения занятости имеет "солидарная политика в области рабочего времени", включающая сокращение рабочей недели с нынешних 35 до 30 ч (средняя фактическая продолжительность рабочей недели в Швеции - 37 ч); сравнимость рабочего времени различных категорий трудящихся при определении их заработков; приоритетное сокращение рабочего времени для тех категорий трудящихся, которым оно в первую очередь необходимо в силу характера их труда или семейного положения; максимальная свобода в формировании трудового графика в течение рабочего дня и недели; возможность накопления проработанного времени при уходе в отпуск, который должен предоставляться в срок, удобный для работника; право взять краткосрочный отгул без указания причин и т.п.

Информация о работе Государственное регулирование рынка рабочей силы