Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
С учётом современной экономической ситуации в России проблема преобладания монополий на рынке всё еще остаётся актуальной. И если в других странах эта проблема решается очень активно и последовательно, то российская политика в этой сфере недостаточно разработана, поэтому внимание к опыту зарубежья должно быть особенно пристальным.
Введение……………………………………………………………………. 3
Естественные монополии, механизм их функционирования.
Понятие естественной монополии………………………………… 5
Механизм естественной монополии………………………………. 9
Анализ естественной монополии в экономике России.
Примеры функционирования отраслей экономики России как естественных монополий………………………………………………. 13
Негативные последствия функционирования российских естественных монополий………………………………………………. 21
Роль государства в регулировании работы естественных
монополий………………………………………………………………. 25
2.3.1 Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов…………………………………………………………. 26
2.3.2 Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности…………………………………... 27
2.3.3 Использование конкурентных механизмов…………………… 28
2.4. Отличия в размерах наказаний……………………………………. 32
Заключение……………………………………………………………….. 33
Библиография…………………………………………………………….. 35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Социально
– экономический факультет
Кафедра
финансов и кредита
Государственное регулирование естественных монополий:
зарубежный
опыт и российская практика.
Курсовая работа по
экономической
теории.
Студента 1 курса СЭФ
Специальность Финансы и кредит
Котенко
Никиты Андреевича
Руководитель
Дата защиты: «__» _________________ 2009 г.
Оценка:________________
Киров, 2009 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………
монополий………………………………………………………
2.3.1 Непосредственное
установление цен на продукцию естественных
монополистов………………………………………………
2.3.2 Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности…………………………………... 27
2.3.3 Использование конкурентных механизмов…………………… 28
2.4.
Отличия в размерах наказаний…………………………………….
32
Заключение……………………………………………
Библиография………………………………………
Введение.
С учётом современной экономической ситуации в России проблема преобладания монополий на рынке всё еще остаётся актуальной. И если в других странах эта проблема решается очень активно и последовательно, то российская политика в этой сфере недостаточно разработана, поэтому внимание к опыту зарубежья должно быть особенно пристальным. Рыночный тип экономики в России ещё очень молод, а значит новы и проблемы, влекомые таким способом устройства производственной деятельности. Ещё 20 лет назад все монополии находились под полным контролем государства, но с наступлением нового этапа развития России все старые способы контроля монополий оказались бесполезными и неприменимыми. Это стало одной из причин возникновения большого количества естественных монополий (РАО «ЕЭС» и др.), которые начали пользоваться своим привилегированным положением, эксплуатируя конечного потребителя. Это привело к большому количеству негативных последствий, таких как завышение цен на продукцию монополий, неоправданное использование средств государства на льготное кредитование из бюджета и огромные расходы на содержание управленческого аппарата. Фантастически высокие зарплаты топ – менеджмента естественных монополий стали настоящей «притчей во языцех» и это впоследствии усугубило и без того вызывающее опасения социальное расслоение общества, усилило антагонизм между социальными группами.
Хоть монополия и считается в экономической теории скорее отрицательным, нежели положительным явлением, тем не менее при верных действиях со стороны контролирующих государственных органов вредные для экономики последствия могли бы быть сведены к минимуму, а полезные использовались бы наиболее полно. Впрочем, в теории эти инструменты эффективны, при использовании на практике же выясняется, что проблема контроля является очень нетривиальной. Каждая фирма стремится максимизировать свою прибыль, даже если это возможно лишь за счет обхода государственных ограничений. Это выливается в скрытое противостояние между руководством естественной монополии и инспекторами регулирующих органов. Именно для преодоления этого противостояния предназанчены всевозможные инструменты регулирующей политики, которые я постарался изучить в этой работе помимо других вопросов.
Монополия сама по себе – лишь экономическая модель, реализация которой на практике может отличаться от теоретического представления. Это в полной мере относится и к одному из её подтипов – естественной монополии. Каждый рынок так или иначе в процессе своего развития влияет на процесс появления и дальнейшего развития монополии, и, в свою очередь, сам оказывается под влиянием уже сформировавшейся монополии или особенностей, присущих данному национальному или региональному рынку. Наиболее чётко это отслеживается на примере естественной монополии, которая потенциально может оказаться наиболее влиятельной среди других. Формирование естественной монополии на каждом отдельно взятом национальном рынке сильно зависит от конкретных исторических условий и политических факторов. Эти закономерности на основе российского опыта я и попытался выявить и раскрыть в этой работе.
1. Естественные
монополии, механизм
их функционирования.
1.1
Понятие естественной
монополии.
Монополия — исключительное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию на производство или торговлю определённым товаром. В неоклассическом подходе экономической теории, монополия - один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:
Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран рассматривает занятие одной фирмой 30-70 % рынка как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т. д.
Рынок монополии характеризуется неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же монополии спрос "неэластичен", т.е. практически не зависит от увеличения цены. "Неэластичный" спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара - маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.
Для некоторых сфер монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, в газовой отрасли монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация. В электроэнергетике монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.
Одним из типов монополий является естественная.
Естественная монополия - особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Таким образом, все указанные выше свойства монополии (отсутствие конкуренции, различные привилегии со стороны государства) в случае естественной можно считать второстепенными. Они являются скорее следствием возникновения естественной монополии из – за целесообразности в некоторых случаях такой формы организации производства, нежели причиной.
Субаддитивность затрат.
Естественной
монополии присуща
Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.
Эффект масштаба.
Эффект масштаба заключатся в значительном уменьшении (увеличении) средних затрат при росте уровня производства.
На
графике при положительном
Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба:
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.
В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.