Государственное регулирование естественных монополий: зарубежный опыт и российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

С учётом современной экономической ситуации в России проблема преобладания монополий на рынке всё еще остаётся актуальной. И если в других странах эта проблема решается очень активно и последовательно, то российская политика в этой сфере недостаточно разработана, поэтому внимание к опыту зарубежья должно быть особенно пристальным.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Естественные монополии, механизм их функционирования.
Понятие естественной монополии………………………………… 5
Механизм естественной монополии………………………………. 9

Анализ естественной монополии в экономике России.
Примеры функционирования отраслей экономики России как естественных монополий………………………………………………. 13
Негативные последствия функционирования российских естественных монополий………………………………………………. 21
Роль государства в регулировании работы естественных

монополий………………………………………………………………. 25

2.3.1 Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов…………………………………………………………. 26

2.3.2 Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности…………………………………... 27

2.3.3 Использование конкурентных механизмов…………………… 28

2.4. Отличия в размерах наказаний……………………………………. 32

Заключение……………………………………………………………….. 33

Библиография…………………………………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование естественных монополий.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

       Субаддитивность затрат и эффект масштаба очень легко  спутать друг с другом, однако они не являются одним и тем же фактором. Так, к примеру, при многопродуктовой монополии, когда экономия достигается за счет одновременного производства сопряжённых товаров, а не от непосредственно размеров производства, два этих определения различаются. В таких случаях наличие возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса - условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба.

       Типы.

       Естественные  монополии для выбора оптимальной  государственной политики подразделяются на временные и постоянные:

            1) Постоянная.

       Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами. 

            2) Временная.

       В этом случае фирма пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный. Кривая средних затрат в этом случае имеет U-образную форму и при возможном росте спроса с D до монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции.

       Примером  может быть междугородная телефонная связь. В США, например, увеличение спроса на услуги междугородной связи привело к дерегулированию этой отрасли (то есть устранению введенного государством контроля, увеличение значения естественных рыночных сил). Единый монополист, компания AT&T, был разукрупнен, и в настоящее время услуги дальней связи являются конкурентным сектором.  

       Также можно выделить еще одно деление  монополий на однопродуктовые и  многопродуктовые.

            1) Однопродуктовая.

       В этом случае экономия от существования  заключается в самом эффекте  масштаба, при этом производится лишь один продукт. Этот тип является менее распространённм, чем указанный ниже. 

            2) Многопродуктовая.

       Если  наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой  естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.

       Причина заключается в действии экономии от разнообразия (economies on scope). Экономия от разнообразия имеет место, когда производство комбинации продуктов на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из товаров специализированным предприятием. Для пассажирских и товарных перевозок железной дорогой используются одни и те же рельсы, сигнальное оборудование, услуги диспетчеров и управленческого персонала дороги, что позволяет предоставлять их с меньшими затратами, чем в ситуации существования разных железных дорог для разных видов перевозок. При производстве нескольких продуктов (предоставлении нескольких услуг) экономия от разнообразия может перевесить действие отрицательной отдачи от масштаба, а это сделает экономически более выгодным деятельность только одной фирмы в отрасли. Таким образом, существование многопродуктовой естественной монополии определяется субаддитивностью ее функции затрат, а наличие возрастающей отдачи от масштаба может быть необязательным. 

       1.2 Механизм естественной монополии.

       Если  в условиях совершенной конкуренции  фирма , выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то  монополист может не только определять объем производства, но и  назначать цену. 

       Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в  условиях совершенной конкуренции  Р = MR, то на монополизированном рынке  Р > MR. 

       Приведем  пример (см. рис. 1). Известно, что увеличение спроса может быть  достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 60. (P1) до 50. (Р2). При этом спрос растет  с 7 единиц (Q1) до 10 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны

       (P1- Р2) * Q1 = (60- 50) * 7 = 70, а выгода (прибыль) составит  (Q2 – Q1) * P2 = (10 - 7) *50 = 150. Чистое приращение прибыли будет равно 80. 

       

       Рис.1 Эластичность спроса и прибыль. 

       В итоге за счет эластичности спроса монополист смог увеличить свою прибыль, потому что значительное увеличение величины спроса компенсировало незначительное уменьшение цены.

       Отсюда  можно сделать следующие выводы:

    • когда спрос эластичен,  снижение цены ведет к росту совокупной выручки.
    • когда спрос  неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки.

Эластичность  спроса по цене меняется на протяжении всего его графика - в этом можно  легко убедиться если внимательнее изучить саму формулу, по которой  она вычисляется:

       Таким образом, график спроса состоит из двух участков: эластичного и неэластичного (см. рис. 2). 

       

          Рис.2 Эластичный и неэластичный участки графика спроса. 

       Т.е. при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной. Кривая предельной выручки монополиста пересекает ось абсцисс при Qmax. Понятно, что при объеме выпуска Qmax общая выручка будет максимальной. Иными словами, общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR = 0, поэтому рационально мыслящий монополист  старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

       В условиях совершенной конкуренции  равновесие устанавливается в точке Ec (см. рис. 3), поскольку у фирмы на конкурентном рынке график MR совпадает с графиком D, т.к. цена постоянна, поэтому с ростом объема производства доход изменится именно на величину равновесной цены. 

       

       Рис.3 Равновесие на конкурентном рынке. 

       Площадь OBEcQc  соответствует величине издержек производителей, РcBEс — составляет прибыль производителей, а АРcЕc — потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов  продаж. На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Еc, где   Рc = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm  и количеству продукции Qm (см. рис. 4).  

       

       Рис.4 Равновесие на монополистическом рынке.

Поскольку  монопольная  цена превышает предельные издержки (Рm  > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Излишек потребителя уменьшается с АРcЕc до АРmЕm, а излишек монополиста вырос с РcBEс до BXEmPm.  Таким образом суммарная площадь излишков, получаемых обеими сторонами, уменьшилась. Площадь треугольника EmEcX соответствует величине чистых  убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.  В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался  определить величину этих треугольников с точки зрения издержек  всего общества, так как объем производства без монополии больше,  чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема  чистой монополии не является такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам.  Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие.  Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а неприбыли на единицу продукции. И главное, рост  цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса  на продукцию данной фирмы.  Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда  стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем  верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора — понижающий и повышающий. Понижающий,  так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением  стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность, что означает различие между эффективным поведением монополии, предполагаемым экономической теорией, и ее поведением, наблюдаемым в реальности. Экономическая теория предполагает, что менеджеры фирм действуют с целью максимизации благосостояния собственников путем снижения риска и повышения экономической прибыли, что достигается уменьшением издержек и увеличением выручки. Согласно классическим представлениям, в условиях совершенной конкуренции, возможности свободного фирм входа на рынок и выхода с него приводят к тому, что фирмы выбирают объем производства, при котором цена совпадает с долгосрочными средними издержками, а долгосрочные средние издержки минимизируются. В связи с этим фирмы получают нулевой экономический доход, а потребители платят цену, равную предельным издержкам производства благ. Однако это касается только рынков совершенной конкуренции – монопольные рынки считаются Х – неэффективными. 
 
 

 

  1. Анализ  естественной монополии  в экономике России.
 
    1. Примеры функционирования отраслей экономики России как естественных монополий.
 

       Электроэнергетика.

       Акционирование  и частичная приватизация предприятий  в российской электроэнергетике  начались в 1992 г. До начала реализации планов по акционированию предприятий российской электроэнергетики была проведена предварительная реструктуризация этой отрасли, необходимость которой была связана с особенностями существовавшей системы электроснабжения страны с её неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства российских регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности. При отсутствии отлаженной системы торговли электроэнергией между отдельными регионами и неготовности федеральных органов власти осуществлять эффективное регулирование рынка самостоятельно, отсутствии необходимой законодательной такая неравномерность могла привести к монополизму энергоизбыточных регионов. Результатом поиска быстрого решения проблем сохранения работоспособности отрасли в этих условиях стало сосредоточение всех отраслевых управленческих функций в рамках единой холдинговой компании, контролирующей электроэнергетику всей страны, и вывод крупнейших генерирующих мощностей страны из состава региональных организаций.

       Этой  единой холдинговой компанией стало  РАО «ЕЭС» (полное наименование —  «Открытое акционерное общество энергетики и электрификации „Единая  энергетическая система России“»), которое было создано 31 декабря 1992 года в результате приватизации отдельных объектов до этого находившихся под контролем Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. Атомные электростанции были переданы не РАО «ЕЭС», а ФГУП «Росэнергоатом». Также в состав РАО ЕЭС не вошли, например, такие предприятия как «Татэнерго», «Башэнерго», «Новосибирскэнерго» и «Иркутскэнерго».

       Создание  общеотраслевой холдинговой компании РАО «ЕЭС России» позволило при  распаде ЕЭС СССР на национальные энергосистемы сохранить в России принципы и методы ее работы, обеспечить в период перехода от централизованного планирования к рыночным отношениям достаточно надежное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией при практически полном отказе от государственного финансирования и высокой инфляции, сменившейся острым кризисом неплатежей. Одновременно такая организация электроэнергетики способствовала интеграции регионов страны и социальной поддержке населения. Были сохранены технологические и созданы благоприятные структурные предпосылки для развития конкурентного федерального оптового рынка электроэнергии. Таким образом, создание этой монополии было продиктовано объективными причинами: конкурентный рынок еще не успел возникнуть, а производство и распределение электроэнергии как одного из важнейших ресурсов было невозможно остановить.

       В России компании группы РАО «ЕЭС»  владели 72,1 % установленной мощности или 69,8 % электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии и транспортировали практически  всю (96 %) электроэнергии. Установленная  мощность компаний группы превышала 156 ГВт, что делало её по этому показателю крупнейшей энергокомпанией мира. Ближайшие конкуренты — SPCC (Китай), у которой установлено 151 ГВт и EDF (Франция) — 121 ГВт. Поскольку компании группы РАО «ЕЭС» в настоящее время совмещают деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по генерации электроэнергии и сбыту ее конечным потребителям, в соответствии с федеральным законодательствам (в частности ФЗ «Об Электроэнергетике» и ФЗ «О естественных монополиях») цены на услуги компании устанавливались Федеральной службой по тарифам.

       Однако  из – за того, что деятельность монополии  в должной степени не контролировалось государством, движение к той цели, ради которой и было создано РАО  «ЕЭС» (создание новой системы производства и распределения электроэнергии с учетом новых рыночных условий) было очень медленным и неэффективным.  

       Устройство  РАО «ЕЭС».

       Общий бассейн электроэнергии, составляющий основу ЕЭС, образован из шести сообщающихся бассейнов, каждый из которых размещен примерно в границах соответствующего федерального округа, в одном-двух часовых поясах. Окружные бассейны, обеспечиваемые энергией электростанциями на их территориях, представляют собой объединенные энергосистемы, подразделения РАО «ЕЭС». К окружным присоединены соответствующие региональные бассейны. Такая двухуровневая бассейновая структура до акционирования ЕЭС позволяла максимально снижать себестоимость энергоснабжения.

       Во-первых, благодаря перетокам электроэнергии между сообщающимися бассейнами одни и те же электростанции могли поочередно обслуживать потребителей в соседних часовых поясах по мере последовательного суточного изменения там энергопотребления. Тем самым удалось снизить общую требуемую мощность электростанций в системе по сравнению с автономным снабжением регионов примерно на 20 млн. кВт.

       Во-вторых, в такой системе коллективного  пользования себестоимость электроэнергии снижалась за счет приоритетного  использования наиболее эффективных  станций и передачи электроэнергии по кратчайшим путям, что уменьшало ее потери. Тариф для предприятий и более высокий тариф для населения были некогда едиными для всей страны, средневзвешенными, что также способствовало их уменьшению.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий: зарубежный опыт и российская практика