Зарубежный опыт бюджетного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бюджетного регулирования в таких странах, как США, Германия, Франция, Канада.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Общие положения бюджетной политики в области бюджетного регулирования ……………………………………………………………..…….4
Понятие бюджетной системы. Бюджетные системы зарубежных стран…… 7
Понятие бюджетного регулирования …………………………………….….…8
Процесс бюджетного регулирования ……………………………………….….9
Основы бюджетного права зарубежных стран………………………………..10
Опыт ФРГ………………………………………………………… ……………..23
Опыт США……………………………………………………………………… 28
Опыт Швейцарии……………………………………………………..………… 31
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы……………………………..…………… 38

Файлы: 1 файл

Бюджетное регулирование.docx

— 74.15 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Бюджетная система РФ»

на тему: «Зарубежный опыт бюджетного регулирования» 
 
 
 

Выполнила: Гарипова Р.М.

студент гр. 183 а 

Проверила: Гысылова Л.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Улан – Удэ

2010 г. 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………3

Общие положения  бюджетной политики в области  бюджетного регулирования ……………………………………………………………..…….4

Понятие бюджетной  системы. Бюджетные системы зарубежных стран…… 7

Понятие бюджетного регулирования …………………………………….….…8

Процесс бюджетного регулирования ……………………………………….….9

Основы бюджетного права зарубежных стран………………………………..10

Опыт ФРГ………………………………………………………… ……………..23                    

Опыт США……………………………………………………………………… 28            

Опыт Швейцарии……………………………………………………..………… 31

Заключение……………………………………………………………………… 34

Список использованной литературы……………………………..…………… 38 

Введение

       Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных  ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических  функций. Имеется в виду потребность  финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также  на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры. Таким образом, актуальность работы определяется ролью бюджетирования и бюджетного регулирования в экономической политике.

       Предметом исследования данной работы являются закономерности бюджетного регулирования в различных странах.

       Целью данной работы является изучение бюджетного регулирования в таких странах, как США, Германия, Франция, Канада.

       Теоретико-методологической основой исследования послужил Бюджетный Кодекс РФ, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам экономики и бюджетной политики.

       Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней:

       первый  уровень — федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

       второй  уровень — бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

       третий  уровень — местные бюджеты.  
 
 
 
 

       Общие положения бюджетной  политики в области  бюджетного регулирования

       К области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:

  1. установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение, в порядке межбюджетного регулирования, доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  3. разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  4. определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  5. определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  6. определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
  7. установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  8. составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  9. установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управление долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  10. осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
  11. установление порядка формирования доходов федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  12. осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  13. установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
  14. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
  15. установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
  16. установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
  17. утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;
  18. установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  19. формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
  20. определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
  21. установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

       Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. органы законодательной (представительной) власти;
  3. органы исполнительной власти;
  4. органы денежно-кредитного регулирования;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  6. государственные внебюджетные фонды;
  7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  8. иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

       Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

       Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

       Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для  инвестиций в действующие или  вновь создаваемые юридические  лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных  кредитов на инвестиционные цели юридическим  лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным  воспроизводством, расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности  соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы  бюджета в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

       Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в  капитальные расходы.

       Одним из важнейших инструментов осуществления  социальной политики является не только четкая реализация бюджетного законодательства, но и принятие ежегодных законов  о бюджетах, направленных на поддержание  и развитие отраслей социальной сферы  экономики в целом.  

       Понятие бюджетной системы. Бюджетные системы  зарубежных стран

       Бюджетная система, совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических  отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.

         Бюджетная система капиталистических стран. В унитарных государствах (например, в Великобритании, Франции и др.) бюджетные системы складывается из государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления, в федеральных государствах — из центрального федерального бюджета, бюджетов членов федерации (в США — штатов, в Швейцарии — кантонов, в ФРГ — земель и т. д.) и местных бюджетов. Отдельные бюджеты противостоят друг другу, выражая противоречия между различными группировками буржуазии и классовые противоречия. В процессе роста концентрации производства, централизации капитала, усиления власти монополий происходит бюрократическая централизация Б. с. Всё большая часть источников доходов сосредоточивается в руках государства, которое определяет и главные статьи расходов, усиливается финансовая зависимость местных бюджетов от центра. Местные бюджеты всё шире используются на развитие инфраструктуры, регулирование экономики, обеспечение монополий рабочей силой. Характерной чертой капиталистических стран является наличие многочисленных автономных бюджетов отдельных организаций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами, что позволяет монополистическому капиталу бесконтрольно использовать средства государственной казны в своих интересах. Например, в США, кроме общего казначейского фонда и государственного бюджета, существуют внебюджетные фонды: Управления международного сотрудничества, Администрации гражданской авиации, Бюро ветеранов войны и другие так называемые кредитные фонды. К числу внебюджетных фондов относится также выручка от реализации казённого имущества и ценных бумаг, используемая для погашения части государственного долга. В развивающихся странах, ставших на путь борьбы за укрепление политической и экономической независимости, организация Б. с. подчинена задачам ликвидации остатков феодализма и последствий колониализма. Ввиду слабости национальной буржуазии и недостатка у неё капиталов важнейшие мероприятия в области экономики и культуры в этих странах (например, в ОАР, Индии, Бирме и др.) финансируются за счёт государственного бюджета. Одновременно с целью привлечения широких слоев населения к участию в решении национальных экономических и политических задач правительства этих стран проводят политику развития инициативы и средств бюджетов местных органов. 

       Понятие бюджетного регулирования

       Бюджетное регулирование  - процесс распределения  доходов и перераспределения  средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных  социальных стандартов.

       В капиталистических странах бюджетное регулирование обусловлено в первую очередь всё большей концентрацией источников доходов (особенно налогов) в руках Центральной власти. Возрастающая зависимость местных органов власти от центральных выражает обострение противоречий между центром и местами. Формы Б. р.: дотации, субвенции, отчисления и надбавки к государственным налогам.

       Следовательно, в капиталистических странах  бюджетное регулирование определяется как (англ. budgetary management)- распределение  регулирующих доходов и перераспределение  средств (дотаций, трансфертов и  т.п.) между бюджетами разных уровней  при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях.

       При бюджетном регулировании вышестоящие  органы государственной власти исходят  из задач и функций, возлагаемых  на органы власти, соответственных  территориальных образований, руководствуются  принципом соблюдения государственных  минимальных социальных стандартов, учитывают стимулирующее воздействие  методов бюджетного регулирования  на проводимую ими бюджетно-налоговую  политику.

       В мировой практике более широко применяется  метод бюджетного регулирования, заключающийся в перераспределении различных средств между бюджетами разных уровней. В ряде стран (например, Германии, Австрии) для бюджетного регулирования широко используется налог на добавленную стоимость, распределяемый на временной основе между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. В РФ свыше 70 средств бюджетного регулирования составляют отчисления от регулирующих доходов. Средства между бюджетами разных уровней перераспределяются в виде дотаций, субвенций, нормативно-долевых дотаций (трансфертов), компенсаций бюджетам других уровней, взаимных расчетов. В России на федеральном уровне утверждаются только единые (одинаковые) для всех субъектов РФ нормативы отчислений от регулирующих доходов, что не позволяет учитывать особенности доходной базы каждого из субъектов РФ. Методы бюджетного регулирования в РФ постоянно совершенствуются, позволяя лучше выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и муниципальных образований, создающую доступ гражданам, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма, принятой в августе 2001, для оказания финансовой помощи регионам теперь будут использоваться 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов 

Информация о работе Зарубежный опыт бюджетного регулирования