Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:58, курсовая работа
Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.
Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.
Введение………………………………………………………………….4
1 Антимонопольное регулирование за рубежом………………………5
1.1 Американский тип антимонопольного регулирования………….6
1.2 Либеральный тип антимонопольного регулирования…………...14
1.3 Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой…………………….18
2 Антимонопольная политика в Российской Федерации……………..21
2.1 Становление антимонопольное законодательства...……………...22
2.2 Особенности антимонопольной политики………..……………….24
2.3 Цели и методы антимонопольного регулирования……………… 27
2.4 Область проблем антимонопольного регулирования.....................33
2.5 Направление совершенствования российской системы
антимонопольного регулирования……………………………………..39
3 Деятельность Федеральной антимонопольной Службы…………....43
Заключение………………………………………………………………46
Список используемой литературы….………………………………….48
Основные положения которого гласили:
1.запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
2.накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
3.запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
4запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.
Одновременно с Законом
3)Закон Робинсона - Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.
К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера - Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
Для определения законности практики горизонтальных слияний в качестве оценочного параметра обычно использовался индекс Герфиндаля, закрепленный рядом законодательных актов США:
H=
где xi - это доля объёма продаж i-ой фирмы (как правило, в процентах), и n - количество фирм в данной отрасли.
Непосредственный
объект антимонопольного регулирования
– хозяйственная практика компаний,
действующих в самых различных
отраслях производства и сферах коммерции
- столь многогранен, что не может
быть полностью охвачен некими специально
выработанными правилами, оформленными
в виде законов. Именно этим объясняется
и определенная обобщенность формулировок
основных антитрестовских законов,
и неоднозначность их толкования
судами при разборе конкретных дел,
и эволюция подходов органов антимонопольной
защиты к предмету их деятельности,
и смена приоритетов
Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка
диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом, т.е. так называемых нарушений per se . Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:
1.Горизонтальное
фиксирование цен (т.е.
2.Бойкот (полное
или частичное прекращение
3.Раздел
рынка между компаниями
4.Раздел
и закрепление покупателей
5.Лишение
конкурентов возможности
Институциональная структура
системы антимонопольной
- Конгресс и правовая база антимонополизма;
-Федеральные и местные
суды различных инстанций (в
том числе антитрестовский
- Органы исполнительной власти;
-Антимонопольная составляющая
экономической и общественно-
Главную работу по государственному
контролю за монополистической
Современное антитрестовское
Что касается второй особенности, то в современный период антитрестовское законодательство в значительной степени основывается на принципах, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую с чисто популистских позиций можно трактовать как монополистическую, оценивается с точки зрения воздействия на эффективность экономики. Если признано, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, то она не подвергается антимонопольным санкциям.
Третья особенность
Сложнейшая
задача, стоящая перед
Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других.
Антитрестовское,
как впрочем, и большинство других
видов законодательств, нацелено не
только и не столько на то, чтобы
покарать его нарушителей, сколько
на то, чтобы предотвратить сами
нарушения . По сути, оно является инструментом
регулирования, нацеленного на формирование
социально приемлемого
Однако сам режим
Во время правления
В настоящее время Соединенные Штаты имеют двусторонние договора по сотрудничеству в деле применения антимонопольного законодательства с Австралией, Канадой, Германией и Европейским союзом. Кроме того, в 1998 г. Соединенные Штаты подписали ряд коммюнике с Аргентиной, Бразилией, Канадой, Колумбией, Ямайкой, Мексикой, Панамой, Перу и Венесуэлой, которые призывают к расширенному сотрудничеству с их уполномоченными структурами по применению антимонопольного законодательства в отношении деятельности картелей и фактов поведения, противоречащего правилам отношений с конкурентами. Соединенные Штаты ведут переговоры с Японией по согласованию правил отношений с конкурентами.
Как
видно, в США достаточно
Западноевропейский тип антимонопольного законодательства применяется в Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР (другими словами, не только в европейских странах) и отличается более либеральной позицией по отношению к конкурентному доминированию и монополизации рынков. Этот тип законодательства обычно называется антикартельным – в нем объектом противодействия выступают не всякие союзы предпринимателей, а лишь те из них, которые выступают в форме картелей и существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. Тресты и холдинги, к примеру, не включаются в состав объектов противодействия, так как за ними порой сохраняется право на «заслуженное доминирование», что абсолютно невозможно в американском законодательстве.
В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны. В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип «здравого смысла». Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х гг. XX в. ряда нормативных актов: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 гг., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.
В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются, Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции - осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах. Т.е. в Великобритании сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ