Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:17, реферат
Данная работа посвящена антитрестовскому законодательству в США. В ней
раскрывается поэтапное формирование американского антимонопольного
законодательства, при этом большое внимание уделено периоду до второй
мировой войны, как наиболее важному. Описаны основные принципы
антитрестовского законодательства, выявлены особенности, характерные для
современного этапа развития.
Аннотация...................................................................
..................2
2.
Введение....................................................................
....................3
3. Глава 1. Формирование государственного антитрестовского
законодательства в США до второй мировой войны......................5
4. Глава 2. Основные принципы современного антитрестовского
законодательства в
США..................................................................14
5. Глава 3. Особенности современного антитрестовского законодательства в
США и его применения в России................... 26
6.
Заключение..................................................................
..................27
7. Список использованной
литературы............................................28
Антитрестовское законодательство США
Экономика
Курсовая работа по теме: Антитрестовское законодательство США
выполнил студент 279 группы 2 курса Экономического факультета
Троцковский Артем
1.
Аннотация.....................
..................2
2.
Введение......................
....................3
3. Глава 1. Формирование государственного антитрестовского
законодательства в США до второй
мировой войны.................
4. Глава 2. Основные принципы современного антитрестовского
законодательства в
США...........................
5. Глава 3. Особенности современного антитрестовского законодательства в
США и его применения в России................... 26
6.
Заключение....................
..................27
7. Список использованной
литературы....................
Данная работа
посвящена антитрестовскому
раскрывается поэтапное формирование американского антимонопольного
законодательства, при этом большое внимание уделено периоду до второй
мировой войны, как наиболее важному. Описаны основные принципы
антитрестовского
современного этапа развития. В работе также дается оценка сегодняшнему
антитрестовскому
перехода к рынку. Анализируются возможности применения зарубежного опыта в
России.
Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме свободного
предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное
распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций
государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического
механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется
государственное вмешательство. В ходе экономической реформы у нас в стране
дискутируется вопрос: нужно ли государственное управление экономикой при
переходе к рынку. Но ни одна рыночная экономика не обходится без него. Этот
вопрос состоит в том , какими методами осуществляется это регулирование,
какие сферы оно затрагивает. В данных условиях чрезвычайно актуальной
задачей становится тщательный анализ зарубежного опыта в данной области
(США), анализ формирования, проработка особенностей, выявление возможностей
его применения в России. Так, как отечественная экономика характеризуется
высоким уровнем монополизации, то степень актуальности представленной темы
очевидна. Целью работы явилось исследование антимонопольного
законодательства в США, выявление его основных принципов и особенностей и
возможность его применения в России. Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
В первой главе - раскрыть процесс формирования антимонопольного
законодательства в США, дать оценку основным положениям.
Во второй - вычленить основные принципы, на которых базируется
современное антитрестовское
В третьей - выявить особенности современного антимонопольного
законодательства в США и проанализировать возможности его применения в
России.
Предметом исследования явилось антитрестовское законодательство, как одна
из сфер права, оказывающая значительное влияние на экономику. Объектом
исследования выступают
точки зрения законодательств о капиталистических монополиях. Существует ряд
авторов, которые ранее занимались данным вопросом как в экономическом так и
в юридическом аспектах. Это, например, Мозолин В.П., Селиванов В.П.,
Марголит Г., глазкова Е., Степанов М. и другие авторы.
Данная тема в силу своей актуальности не отличается навизной, так как с
момента перехода к рынку в России появилась масса литературы посвященной
этому вопросу. В целом, данная работа составлена на основе материалов
периодической печати, справочной и монографической литературы.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИТРЕСТОВСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В США ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Антитрестовская политика отличается от страны к стране. Эти отличия
отражают разницу в
в отношении конкуренции. Данная политика направлена на регулирование
отношений между участниками рыночного обмена - это положение является общим
для антитрестовской политики каждой из стран. В США антитрестовское
законодательство появилось в конце 19 века. Оно было направлено против
картелей, фиксации цен и других подобных соглашений. Первым, и до сих пор
считающимся наиболее важным федеральным “антитрестовским” статусом США,
является “Акт, имеющий целью защиту торговли и коммерции от незаконных
ограничений и монополий” (1980 г.) - закон Шермана [7]. Основные положения
закона заключены в его первых двух разделах (статьях), посвященных защите
торговли от незаконных сговоров и монополий. Раздел первый гласит:
“Настоящим каждый контракт, объединение в форме треста или другом виде,
сговор, направленный на ограничение торговли и коммерции между несколькими
штатами или с иностранными государствами, объявляются незаконными. Всякое
лицо, которое заключит любой такой контракт или вступит в любую такую
организацию или сговор, признаётся виновным в мисдиминоре и по осуждению
подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тысяч долларов, или
тюремному заключению на срок не более 1 года, или указанным наказанием по
усмотрению суда”. Во втором разделе закона говорится: “Всякое лицо, которое
монополизирует или попытается монополизировать или объединяется, или
сговаривается с другим любым лицом или группой лиц с целью монополизировать
любую часть торговли или коммерции между несколькими штатами или
иностранными государствами, признается виновным в мисдиминоре”[7].
Последующие разделы закона имеют главным образом процессуальное
значение. Окружным прокурорам предоставляется право возбуждать ”под
руководством генерального прокурора” судебные дела в случае нарушения
закона, а окружным судам - рассматривать их. Эти судебные дела могут по
усмотрению прокуратуры
процессе. Лица, “ бизнесу или собственности которым причинен вред” в
результате действий, предусмотренных в первых двух разделах закона могут
возбуждать в окружных судах гражданские иски о возмещении убытков в тройном
размере с одновременным покрытием стоимости процесса.
Неопределенные формулировки закона Шермана развязали руки
правительственным и судебным органам США, позволили им приспосабливать “
каучуковые” статьи этого закона к интересам крупного капитала. Не случайно
буржуазная литература практически единогласно признает, что “ акт Шермана
относится к числу наиболее смутных статусов ” в США.
“Разумная гибкость”
и “ мудрость” положений
рассматриваются в качестве особенно высоких достоинств этого акта, в
качестве того свойства, которое делает его основой “ антитрестовской
политики “ США.
Однако ограниченность закона Шермана в первые два десятилетия его
воздействия были настолько очевидны, что конгресс и правительство США
время от времени вновь стали прибегать к антитрестовским маневрам, внося
некоторые незначительные второстепенные изменения и дополнения к этому
закону. После президентских выборов 1912 года, президент Вудро Вильсон в
своем послании к конгрессу в январе 1914 года предложил реформу
антитрестовского законодательства. Вильсон говорил о преодолении
неопределенности закона Шермана путем запрещения некоторых конкретных форм
предпринимательских действий, ведущих к уничтожению конкуренции и
установлению монополий, но вместе с тем подчеркивал необходимость охраны
интересов “ здоровых объединений “.На базе этих предложений конгресс в 1914
году принял два новых антитрестовских закона - “ Акт о федеральной торговле
комиссии “ и “ Акт , дополняющий существующие законы против незаконных
ограничений и монополий и других целей “.
В США имеется
наличие двух основных органов,
за соблюдением антитрестовского законодательства - Федеральная торговая
комиссия и Министерства юстиции США. Основная идея “ Акта о федеральной
торговой комиссии “, как это было провозглашено законодателем и признается
до настоящего время американскими юристами, - это защита конкуренции.
Федеральная торговая комиссия ( ФТК ) образована в 1914 году
соответствующим законом и представляет собой независимый административный
орган, обладающий специальными полномочиями в области применения
антитрестовского законодательства, недопущения монополизации, пресечения
недобросовестной конкуренции и нарушений прав потребителей. ФТК проводит
расследование нарушений законодательства по собственной инициативе, по
заявлению Генерального прокурора, указаниями президента или Конгресса,
жалобам частных лиц. ФТК имеет право возбуждать иски и выдавать предписания
о прекращении нарушении законодательства, требовать представление всей
необходимой информации, обращаться в окружные суды и к административным
судьям с целью принуждения к исполнению предписаний и наложения гражданско-
правовых взысканий.
ФТК подчиняется непосредственно Президенту США и состоит из 5
уполномоченных, назначаемых и отстраняемых от должности Президентом США с
совета и соглашения Сената.
Уполномоченные ФТК не в праве заниматься предпринимательской
деятельностью, промыслом и работать по найму; не более чем трое из них
могут быть членами одной политической партии.
ФТК возглавляется
председателем, избираемым
ФТК состоит из следующих основных подразделений:
n секретариат;
n отдел защиты потребителей конкуренции;
n отдел судебных разбирательств;
n отдел инспекции;
n отдел связи с Конгрессом;
n отдел юридического консультирования;
n отдел связи с общественностью;
Проведение расследований осуществляется специальными бюро (Бюро
экономики, Бюро конкуренции, Бюро защиты потребителей ). В состав Бюро
конкуренции ФТК входят отделы судебных разбирательств, построенные как по
отраслевому принципу, так и по видам нарушений антитрестовского
законодательства.
ФТК имеет сеть
региональных отделов.
применения антимонопольного законодательства обладает прокурор штатов,
окружные прокуроры и окружные суды, наделенные правом судебного
рассмотрения дел и заявления частных лиц [9].
Министерство юстиции наделено полномочиями применять антитрестовское
законодательство, осуществлять следственные и обвинительные функции,
возбуждать гражданские и
Судебные решения , а так же отдельные действия министерства могут быть
обжалованы в апелляционных судах и в Верховном суде США. В Министерстве
юстиции США создано антитрестовское управление, основными структурными
подразделениями которого являются:
n отдел конкурентной политики;
n отдел экономического регулирования;
n несколько отраслевых отделов;
n несколько отделов судебных дел;
n апелляционный отдел;
n отдел правовой политики;
n оперативный отдел;
n исполнительный отдел;
Имеются также семь отделений в различных регионах США. Общая численность
управления составляет около 500 человек [15].
В дальнейшем положения
антитрестовского