Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:17, реферат
Данная работа посвящена антитрестовскому законодательству в США. В ней
раскрывается поэтапное формирование американского антимонопольного
законодательства, при этом большое внимание уделено периоду до второй
мировой войны, как наиболее важному. Описаны основные принципы
антитрестовского законодательства, выявлены особенности, характерные для
современного этапа развития.
Аннотация...................................................................
..................2
2.
Введение....................................................................
....................3
3. Глава 1. Формирование государственного антитрестовского
законодательства в США до второй мировой войны......................5
4. Глава 2. Основные принципы современного антитрестовского
законодательства в
США..................................................................14
5. Глава 3. Особенности современного антитрестовского законодательства в
США и его применения в России................... 26
6.
Заключение..................................................................
..................27
7. Список использованной
литературы............................................28
конгломеративные связи, с помощью
которых они расширяют
в различных сферах экономики и, имея больше возможностей для
маневрирования, добиваются существенных преимуществ перед конкурентами. По
данным ФТК, не менее 70 процентов наиболее значительных слияний в период
1960 - 1965 гг. относились конгломеративных. В настоящее время в самой
буржуазной печати часто можно встретить указания на то, что
конгломеративные слияния
Так, профессора права Д. Томпсона и Д. Брейди, оценивая роль
конгломеративных поглащений , отмечают, что “ такие приобретения могут
привести даже к еще большей конкуренции корпорации, чем та, которая
существует ныне.
После второй мировой войны в антитрестовские законы были внесены
наибольшие изменения, которые, не затрагивая норм материального права,
формально предусматривали меры по более эффективной их реализации. Так, в
1955 году конгресс специальным актом повысил штраф по закону Шермана до 50
тыс. долл..
В 1952 году был принят “ Акт Макгайра ” ( поправки к “ Акту о
федеральной торговой комиссии “) в котором участники соглашений получили
ясно выраженное право требовать соблюдения фиксированных ими цен не только
от фирм, прямо присоединившихся к соглашению, но и от тех компаний и
отдельных лиц, которые не являются участниками таких сговоров. Этот закон
был принят под предлогом охраны интересов мелких промышленных и торговых
фирм. Он фактически легализовал практику установления монопольных цен,
которую охотно используют и крупнейшие корпорации. Однако открытые изъятия
из антитрестовских запретов были политически легко уязвимы, и конгресс не
мог тих использовать в широких масштабах. Поэтому конгрессмены избрали
другой путь - они стали узаконивать такие изъятия под видом установления
прямого административного контроля за деятельностью монополий в отдельных
сферах предпринимательства. Этот путь в большей степени соответствовал и
общей тенденции в развитии американского права, ведущей к созданию
разветвленной системы
государственно-
экономики. Административные ведомства при осуществлении своих функций по
контролю или регулированию наряду с другими соображениями экономического
характера должны были также учитывать и возможное отрицательное воздействие
той или иной предпринимательской практики на конкуренцию или на степень
концентрации в данной отрасли экономики. Передача целых отраслей хозяйства
из сферы антитрестовской юрисдикции в сферу общего административного
регулирования означала, что антимонополистические принципы откровенно
отодвигались на задний план, а практически - игнорировались. Специальное
законодательство позволяло
иные экономические факторы, открыто поощрять слияние крупных компаний
поддерживать практику установления монопольных цен и тарифов и т.д.
В 1962 году конгресс принял “ Акт о гражданском антитрестовском
процессе “, который по существу направлен на сокращение уголовных
антитрестовских дел за счет некоторого увеличения дел гражданских. Принятие
этого акта было связано с жалобами федеральной прокуратуры на трудности
собирания доказательств в гражданских антитрестовских делах, что и
заставляло прокуратуру, по собственному признанию её работников, в ряде
случаев “ неоправданно ”прибегать к уголовному расследованию. На основании
статьи 3 акта, генеральный прокурор или его помощник, имеющие “ основание
полагать, что какое-либо лицо, находящееся в поле зрения следствия, может
иметь, хранить или контролировать какие-либо документальные материалы
относящиеся к гражданскому антитрестовскому делу “, вправе “ до
возбуждения по делу гражданского или уголовного процесса издать...
предписание о гражданском расследовании, в котором данное лицо обязывается
представить такие материалы для расследования “. С целью изучения
документов, снятия с них копий и т.п. прокуратура выделяет “ хранителя
антитрестовских документов ”. Частные лица или компании, не согласные с
приказом прокуратуры, могут обжаловать его в суд, решение которого является
окончательным, а его невыполнение рассматривается как неуважение к суду
[8].
Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления
антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах,
посвященным банковским слияниям.
В банковском деле процесс монополизации в 50-е годы получил особенно
большой размах. Согласно данным американской печати в 1959 году в 16
крупнейших финансовых центрах страны четыре основных банка держали в своих
руках свыше 60 % всех банковских активов. Число же независимых банковских
единиц сократилось с 14174 в 1950 году до 13460 в 1960 году, хотя за этот
период были уничтожены 887 новых банков. Этому процессу в известной степени
благоприятствовало то обстоятельство, что к банковским слияниям не
применялся раздел 7 закона Клейтона. Попытка министерства юстиции как-то
приостановить этот процесс слияний с помощью судебных преследований по
закону Шермана также не имела успеха. Единственное дело о банковских
слияниях закончилось в 1959 году изданием согласованного решения , по
которому слияние одобрялось, а слившимся банковским корпорациям
предлагалось лишь учредить новый банк [9].
Во время разработки нового законопроекта министерство юстиции
настаивало, чтобы раздел 7 закона Клейтона был прямо отнесен и к банковским
слияниям. Однако конгресс предпочел пойти по другому пути, предложенному
Федеральным резервным управлением и другими административными органами в
сфере финансов. Новый закон был принят в виде поправки к “ Акту о
федеральных страховых депозитах “ и предоставлял “ надзорные “ функции не
министерству юстиции, а федеральным учреждениям, которые и ранее
осуществляли регулирование в банковской сфере и были тесно связаны с
финансовой олигархией США. Этот закон, именуемый обычно “ Актом 1960 года о
банковских слияниях “, применяется к банкам, входящим в систему,
гарантированную федеральной корпорацией по страховым депозитам. По закону
для слияния национальных банков требуется одобрение со стороны генерального
финансового контролера , а для остальных банков - согласие Скамьи
директоров федеральной резервной системы или Федеральной корпорации по
страховым депозитам. Эти органы при оценке слияний должны наряду с обычными
финансовыми факторами рассматривать также “ воздействие сделки на
конкуренцию “. Создавая видимость “ усиления “ антитрестовской политики,
конгресс в акте 1960 года предусмотрел, что указанные выше федеральные
органы, прежде чем дать согласие на слияние банков, должны запросить мнение
генерального прокурора по поводу “ относящихся к делу условий конкуренции
“. Но мнение министерства юстиции не является обязательным для
соответствующего
Следующий момент, на который я бы хотел обратить внимание, касается
применения антитрестовского законодательства в 80-е годы. Изменение в
практике применения антитрестовского законодательства в значительной
степени оформились под влиянием взглядов Чикагской школы экономистов.
Представители этой школы известны своим критическим отношением к
государственному
критике проводимую антитрестовскую политику, они утверждают, что
единственной причиной монополистических искажений рынка является само
государство. В частности, утверждается, что именно государство создает
искусственные барьеры на пути появления новых фирм ( патенты,
лицензирование ), что государственное субсидирование сельского хозяйства
ведет к снижению цен и снижению производства, а тарифы и квоты ограничивают
внешнюю торговлю, благотворно воздействующую на национальную экономику.
Антитрестовское же регулирование должно применяться только в тех случаях,
когда действия отдельных фирм подрывают конкуренцию, препятствую доступу на
рынок других фирм или используя свои рыночные возможности для ограничения
производства.
Применяя этот принцип к четырем основным направлениям антитрестовского
регулирования - монополизация рынков, слияние, ценовой сговор и ограничения
конкуренции по вертикали, они формулируют следующие правила:
Во-первых, антитрестовское регулирование не должно затрагивать
компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов.
Во-вторых, слияния должны регулироваться только в том случае, когда
результатом их может стать существенное ограничение производства ( по
объему, ассортименту и т.д. ) за счет роста рыночной доли вновь созданных
компаний.
В-третьих, наиболее интенсивно должна преследоваться картельная
практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями
одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.
В-четвертых, ограничения конкуренции по вертикали ( т.е. соглашения
между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и
условий поставки ) вполне законны и не должны регулироваться , так как они
обеспечивают эффективность
Новая концепция
подхода к антитрестовскому
выразилась в принятии ряда законодательных актов и практических
рекомендаций. Это прежде всего законодательство 1982 года, об экспортных
торговых компаниях, принятое в развитии закона Уэбба-Померена от 1918 года,
который разрешал создание ассоциаций производителей товаров исключительно
с целью их экспорта. Новое законодательство дало американским фирмам
возможность привлекать капитал из любых секторов экономики с целью создания
экспортно-торговых компаний.
В 1982 году министерство
юстиции приняло новые
слияния и поглощения фирм, значительно смягченные по сравнению с
руководством 1968 года. В соответствии с ним вертикальные и конгломератные
слияния попадают под сферу деятельности антитрестовского регулирования
только в том случае, если они имеют “ существенно антиконкурентный
горизонтальный эффект “ т.е. практически выводятся из сферы регулирования
вообще.
Новые правила антитрестовского управления ( 1984 год ) предусматривают
возможность проведения слияний горизонтального типа даже в отраслях с
высокой степенью концентрации, если оно устраняет неоправданное
дублирование в производстве, помогает росту эффективности засчет увеличения
масштабов производства либо спасает одного из партнеров ( предположительно
- слабого ) от потери рыночной доли и вытеснения с рынка.
В 1983 году был принят Закон о производительности труда и
нововведениях. Основное содержание закона сводится к тому, что компетентные
государственные органы должны, применяя нормы антитрестовского
законодательства, исходить из сопоставления потенциального ущерба,
наносимого конкуренции в
научно-исследовательскими проектами заинтересованных фирм с той пользой,
которая может быть получена от новых передовых технологий, в результате
объединения этих фирм в области НИОК [9].
В 1984 году был также принят закон о совместных исследованиях в
соответствии с которым
противоречат антитрестовскому законодательству независимо от того, какие
доли рынка занимают фирмы-участницы. Этим актом была окончательно
юридически закреплена сложившаяся в начале 80-х годов практика проведения
совместных научных
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В США И
ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ.
В третьей главе я бы хотел обратить внимание на особенности
антитрестовского
России.
Современное антитрестовское законодательство США имеет ряд