Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:17, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена антитрестовскому законодательству в США. В ней
раскрывается поэтапное формирование американского антимонопольного
законодательства, при этом большое внимание уделено периоду до второй
мировой войны, как наиболее важному. Описаны основные принципы
антитрестовского законодательства, выявлены особенности, характерные для
современного этапа развития.

Оглавление

Аннотация...................................................................
..................2

2.
Введение....................................................................
....................3

3. Глава 1. Формирование государственного антитрестовского
законодательства в США до второй мировой войны......................5

4. Глава 2. Основные принципы современного антитрестовского
законодательства в
США..................................................................14

5. Глава 3. Особенности современного антитрестовского законодательства в
США и его применения в России................... 26

6.
Заключение..................................................................
..................27

7. Список использованной
литературы............................................28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.41 Кб (Скачать)

и уточнены в акте Клейтона в 1914  году.  Закон  Клейтона  направлен  против

слияния компании, то есть против  той  практики,  которая  получила  широкое

распространение в США с начала 20 века и  использовалась  монополистическими

кругами,  как  для  укрепления  своих  позиций  в   отношении   конкурентных

конкурентов, так и для усиления  своего  общего  веса  в  экономике  страны.

Здесь говорится , что “  ни  она  компания,  занятая  в  торговле  не  будет

приобретать, прямо или косвенно, полностью или  частично,  акции  или   иной

акционерный капитал другой, также  участвующий в  торговле  корпорации,  если

результатом  такого  приобретения   может   быть   существенное   ослабление

конкуренции между корпорации - той, чьи  акции  скупаются,  и  той,  которая

совершает покупку - или ограничения  торговли в какой-либо части  или  районе

страны или тенденция к установлению монополий в  какой-либо  сфере  торговли

”.

      Из общего правила  делается  исключение  для   тех  корпораций,  которые

покупают акции других корпораций только для вложения своего  капитала  и  не

используют их для “существенного  ослабления  конкуренции  “.  В  законе  за

корпорациями признается право  на  создание  вспомогательных  (  дочерних  )

компаний,  если  в  результате  не  возникает  “   существенное   ослабление

конкуренции  “.  Разрешается  покупка  и  продажа   акций   железнодорожными

компаниями,  что  должно  происходить  лишь  под   контролем   международной

торговой комиссии (МТК). Большое  значение имеет оговорка о  том,  что  закон

не  распространяется  на  те  покупки  акций  между  корпорациями,   которые

состоялись  до  вступления  закона  в  силу.   Таким   образом,   важные   в

экономическом отношении слияния,  осуществленные  крупными  корпорациями  до

1914 года  были  полностью  гарантированы   от  возможного  преследования   по

закону Клейтона [10].

      “ Акт о федеральной  торговой комиссии ”  и   “  Акт  Клейтона  ”явились

дополнениями к  закону  Шермана  и  к  антитрестовскому  законодательству  в

целом.  По  единодушному  свидетельству  американских  юристов,  “  эти  три

важнейшие акта составляют законодательную  основу  антитрестовской  политики

“.

      После 1914  года  конгресс  США  уже  более   не  предпринимал  попыток

пересматривать антитрестовское  законодательство  в  целом.  Все  последующие

его “  усовершенствования  “  происходили  главным  образом  путем  внесения

сравнительно небольших поправок к упомянутым выше основным законам.  Правда,

со  стороны  мелко  буржуазных  кругов  в  конгресс  неоднократно  вносились

предложения о радикальном пересмотре “ антитрестовского законодательства  “,

но они всякий раз отвергались  как республиканцами, так  и  демократами.  При

этом и те и другие всеми силами старались поддерживать иллюзию  о  том,  что

закон Шермана и законодательство 1914 года полностью  исчерпали  проблему  “

антимонополистической  борьбы  ”.  И   в   настоящее   время   обе   ведущие

политические партии в полемике  предпочитают  обращаться  к  антитрестовской

проблеме в основном  лишь  для  саморекламы  и  взаимных  упреков  о  плохом

осуществлении уже принятых законов.  Лишь  в  редких  случаях  конгресс  для

успокоения общественного мнения и для поддержания видимости  “  динамичности

“  антитрестовской  политики  идет  на   частичное   усиление   действующего

законодательства с помощью  новых реформистских мер.

      В 30-х годах  такими дополнениями стали “   Акт  Робинсона-Патмана  1936

года “ и “ Акт Уилера-Ли 1938 года “.

      Первый из  них   был  принят  конгрессом  по  предложению  конгрессмена

Робинсона  и  сенатора  Патмана  под  давлением  мелких  предпринимателей  и

торговцев, которые требовали принять  меры  против  дискриминации  в  ценах,

широко используемой крупными компаниями, и преподнесен общественности как  “

Великая Хартия малого бизнеса “[13].

      Изменив второй  раздел  закона  Клейтона,  “   Акт  Робинсона-Патмона  “

запретил дискриминацию цен  при определенных специфических  условиях,  а  так

же некоторые специальные приемы такой дискриминации.  Например,  запрещаются

контракты на продажу  товаров  по  “  неразумно  низким  ценам  ”с  целью  “

разрушения ” конкуренции и  ликвидации конкурентов.  Объявляется  в  комиссии

через адвокатов и советников, которые  присутствуют  на  рассмотрении  дел  в

ФТК. Если комиссия не  удовлетворяется  объяснениями  адвокатов  корпорации,

она может издать приказ о прекращении  корпорации  тех  или  иных  действий,

представляющих “ нечестную  конкуренцию ”. В случае невыполнения  корпорацией

приказа ФТК комиссия может обращаться с  жалобой  в  окружной  апелляционный

суд. Суд вновь рассматривает  дело в  полном  объеме,  заслушивает  показания

свидетелей, может истребовать  новые доказательства и тому подобное.

      Закон возложил  на комиссию обязанность  собирать  и  составлять  путем

расследования  информацию  об  организации  управлении  корпораций,  об   их

деловых операциях и так далее. В связи с этим ФТК получила  право  требовать

от корпораций, занятых в межштатной торговле, представления годовых  отчетов

и  других  деловых  документов.  Комиссия  должна  также   информировать   о

нарушении антитрестовских законов  департамент юстиции  и  время  от  времени

публиковать “  в  общественных  интересах  ”  часть  полученной  информации,

исключая, однако, торговые секреты  и тому подомное.

      “ Акт о федеральной  торговой комиссии ”, также  как  и  закон  Шермана,

характеризуется неопределенностью  использованных в нем юридических  терминов

и конструкций. Закон, в частности, не  расшифровывает  понятия  “  нечестных

методов конкуренции ”, лежащего в  самой его основе, а всецело  отдает его  на

рассмотрение самой  комиссии и  федеральных судов.

      “  Акт Клейтона  “ был принят в  виде  дополнения,  поправки  к  закону

Шермана. Этот закон даже не претендовал  на борьбу с монополией как  таковой,

он не содержал обобщений и широких  запретов. По словам американского  юриста

Г. Остина, для закона  Клейтона  характерен  отход  от  “  прямой  атаки  на

монополию  “  и  “  нападение  на  предполагаемые  симптомы   деспотического

поведения  предпринимателей  “.  Его  содержание  сводилось   к   запрещению

отдельных наиболее грубых форм и  методов,   используемых  крупным  капиталом

США для установления монополистического государства.

      Второй раздел  акта объявляет незаконной дискриминацию   в  целях,  если

результатом такой дискриминации  может  явиться  “  существенное  ослабление

конкуренции  или  тенденция  к  установлению  монополий  ...”.   Это   общее

положение снабжено  в  законе  многочисленными  оговорками  и  исключениями,

которые прямо указывают адвокатам  корпораций, таким образом  можно  обходить

закон. В акте  предусматривается,  что  “  не  запрещается  дискриминация  в

ценах, основанная на разнице в  сорте,  качестве  или  количестве  проданного

товара “.

      Запрещение дискриминации  в ценах сводится на нет  также  оговорка  и  о

том , что корпорации в праве  “ избирать  своих  собственных  потребителей  в

сделках  “ по доброй воле  “  и  не  целью  ограничения  торговли  “.  Таким

образом, крупные корпорации получили законное право, использую свои  сильные

позиции на рынке оказывать давление на более слабых  партнеров  по  сделкам,

угрожая им отказом в продаже  необходимой продукции.

      Все  эти   оговорки,  как  и  такие   неопределенные   положения,   как

“существенное ослабление конкуренции”, ”тенденция к установлению  монополий”

были  широко  использованы  в  судебной  практике   для   защиты   интересов

крупнейших корпораций США.

      Третий раздел  закона Клейтона предусматривает  запрещение ” связывающих

контрактов ” -  широко  распространившейся  практике,  при  которой  крупные

корпорации включали в свои договоры ( купли - продажи, аренды и так далее  )

условия,  запрещающие  контрагенту   заключать   сделки   с   конкурирующими

компаниями. Такие запреты до 1914 года уже  встречались  в  законодательстве

отдельных штатов. Запрещение связывающих  контрактов в законе  Клейтона,  так

и запрещение дискриминации в ценах  сопровождается оговоркой о том  что  такие

контракты должны повлечь за собой  “  существенное  ослабление  конкуренции”,

или “ тенденцию к созданию монополий”.

 

 

 

      ГЛАВА   2 .      ОСНОВНЫЕ      ПРИНЦИПЫ        СОВРЕМЕННОГО

АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В США .

 

      После  второй  мировой  войны  наиболее   значительное   изменение   в

антитрестовском законодательстве связано  с  принятием  в  1950  году  “  Акт

Селлера - Кефовера “, явившегося поправкой  к  разделу  7  закона  Клейтона.

Американская печать до сих пор  не перестает прославлять  этот  акт,  который

изображается ею как “ серьезный  вызов ” крупному  капиталу.  В  сущности  же

этот акт  явился лишь подтверждением закона  Клейтона  о  слияниях  компаний

которые получили крайне ограничительное  толкование в  судебной  практике.  В

1926 году  Верховный  суд   США  заявил,  что  закон   Клейтона,  воспрещающий

покупку акций конкурирующего предприятия, не препятствует  поглощению  этого

предприятия путем покупки ее заводов, оборудования и тому подобное.  В  1934

году этот прецедент был дополнен указанием на то,  что  ФТК,  имеющая  право

препятствовать корпорации скупать  акции другой компании, не может  запрещать

слияние активов таких компаний. Поскольку в  конце  40-х  годов  рост  числа

слияний   и   поглощению   предприятий   в   американской   экономике   явно

свидетельствовал о ее  дальнейшей  монополизации  и  стал  вызывать  большую

тревогу у предпринимателей малого бизнеса США, конгресс  вынужден  был  в  “

акте Селлера - Кефовера “ специально  обсудить  политику  слияния  компаний,

выражающуюся в объединении  их  активов  и  покупки  имущества  конкурирующих

предприятий.

      В новой реакции  раздела 7 раздела закона Клейтона  гласил, что “ не она

корпорация, занятая в торговле, не будет приобретать,  прямо  или  косвенно,

полностью или частично, акции  или  иной  акционерный  капитал,  и  не  одна

корпорация, находящаяся в  юрисдикции  ФТК,  не  приобретает  полностью  или

частично активы другой корпорации, также занятой в торговле, если  в  какой-

либо  сфере  торговли  в  какой-нибудь  части  страны   результатом   такого

приобретения может стать существенное ослабление конкуренции  или  тенденция

к становлению монополий “. В  измененном тексте закона продолжают  оставаться

оговорки. Так, для  гигантских  корпораций,  которые  уже  много  лет  назад

обеспечили себе монополистические  позиции в экономике США, большое  значение

имеет то обстоятельство, что поправка 1950 года ( как  в  сое  время  и  сам

закон Клейтона ) не может быть использовано против слияний,  совершенных  до

ее  принятия.  Она  не   применяется   к   корпорациям,   покупающим   акции

исключительно для инвестирования, а не в целях  “  существенного  ослабления

конкуренции “. Поправка  не  защищает  и  организацию  “  вспомогательных  “

корпораций для “ таких вспомогательных  корпораций.

      Лаконичность и   неопределенность  важнейших   положений  новой  реакции

закона Клейтона по-прежнему оставляют  широкий простор для  административного

и судебного усмотрения, хотя ФТК  и министерство юстиции 1950 года  несколько

активизировали свою деятельность в делах о  слиянии  компаний  (  настолько,

чтобы  буржуазная  пропаганда  могла  начать  новую  рекламную  шумиху  о  “

наступлении на монополии “ ), они  сами  указывают  монополиям  те  пути,  по

которым можно обходить “ Акт  Селлера - Кефовера “. Так согласно  мнению  ФТК

акт 1950 года не должен препятствовать  корпорации,  находящихся  в  трудных

условиях или на положении банкрота,  продавать  свое  имущество  конкуренту.

Министерство юстиции в  своей  “антитрестовской”  политики  резко  разделяет

слияния  горизонтальные  (  когда  объединяются   конкурирующие   на   рынке

предприятия ), вертикальные  (  когда  объединяются  компании,  производящие

товары, и  торговые  компании  или  же  собственные  предприятия  различного

уровня ) и конгломеративные ( объедение  предприятий,  находящихся  в  разных

отраслях или  сферах производства и торговли ). Если  слияние  первого  типа

министерство юстиции рассматривает  как явное нарушение закона  Клейтона,  то

к  слияниям  вертикальным  оно  проявляет  более   либеральный   подход,   а

конгломеративные  слияния  чиновники  министерства  в  большинстве   случаев

трактуют как нейтральные и  даже желательные  для  конкуренции,  а  потому  -

законные.  Между  тем  в  последнее  десятилетие  крупные  корпорации   США,

стремились  укрепить  свои  монополистические  позиции  ,используют   именно

Информация о работе Антимонопольное регулирование