Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.
Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4
1 Антимонопольное регулирование за рубежом………………………5
1.1 Американский тип антимонопольного регулирования………….6
1.2 Либеральный тип антимонопольного регулирования…………...14
1.3 Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой…………………….18
2 Антимонопольная политика в Российской Федерации……………..21
2.1 Становление антимонопольное законодательства...……………...22
2.2 Особенности антимонопольной политики………..……………….24
2.3 Цели и методы антимонопольного регулирования……………… 27
2.4 Область проблем антимонопольного регулирования.....................33
2.5 Направление совершенствования российской системы
антимонопольного регулирования……………………………………..39
3 Деятельность Федеральной антимонопольной Службы…………....43
Заключение………………………………………………………………46
Список используемой литературы….………………………………….48

Файлы: 1 файл

Новая.docx

— 99.91 Кб (Скачать)

          В РФ Антимонопольное законодательство появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества.

Ныне действующее российское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии  прошла несколько этапов. Переход  российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закон РСФСР «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».

В июле 1991 г. Практически  одновременно с принятием упомянутого  Закона был создан Государственный  комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур, позже- Государственный антимонопольный  комитет ,в 2003 г. – Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства, преобразованный в Федеральную  антимонопольную службу РФ (ФАС России). Компетенция указанных антимонопольных  органов напрямую определились Законом  РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках».

Конституция РФ гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, в нормативном правовом акте самой высшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизационного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства  показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991 г. Не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства.

Третий этап в развитии отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 г.  В связи с  принятием нового ГК РФ. Так, ч. 2 п.1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование  гражданских прав в целях ограничения  конкуренции, а также злоупотребление  доминирующим положением на рынке. Изменения  конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего  внесения изменений в Закон о  конкуренции 1991 г.

Четвертый этап – создание новых направлений Закона РСФСР  «о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности хозяйствующих  субъектов, доминирующих на рынке, которое  в настоящее время реализуется  в рамках регулирования деятельности  субъектов естественных монополий  на базе Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ « О естественных монополиях», а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном  регулировании тарифов на электрическую  и тепловую энергию»). В целях  защиты от недобросовестной конкуренции  в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы  в 1994 г. Был принят Федеральной закон  «О рекламе».

Пятый этап развития антимонопольного законодательства – это формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).

Существенные поправки в  Закон о конкуренции 1991 г. Были внесены  в 2002 г. и в значительной степени  вывели малый и средний бизнес из-под опеки чиновников.

 

2.2 Особенности антимонопольной политики в России.

 

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика  унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация  предприятий-гигантов возможна путем  их разделения на части. Тамошние монополисты  формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации:

  1. прямое разделение монопольных структур;
  2. иностранная конкуренция;
  3. создание новых предприятий.

Как уже сказано, возможности  первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда  производитель-монополист состоит  из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур –  бывших министерств, главков, а также  областных властей – такая  работа отчасти уже сделана, а  отчасти может быть продолжена, принеся  пользу в деле понижения степени  монополизации.

Дело в том, что еще  одна специфическая российская разновидность  монополизма состоит в диктате  ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться  в деятельность предприятий. Формально-юридических  прав на это они не имеют –  предприятия находятся в частной  собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь – иностранная  конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические  злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о  том, как бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалась  избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

Использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что  в России находится мало отечественных  и иностранных компаний, готовых  вложить деньги в создание новых  предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в  кризисных условиях может дать государственная  поддержка наиболее перспективных  инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета  в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в  который направляются средства на поддержку  инвестиций.

В долгосрочной перспективе  все три пути снижения степени  монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования.

 

2.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России

       

         В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1.обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2.обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

3.снижение барьеров входа на товарные рынки;

4.создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий;

5.активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством  применения сложившихся в мировой практике методов, к ним относятся:

          1)Ограничительные меры.

Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Наиболее стабильно действует  запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в  отношениях с потребителями или  поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные  компании благодаря перекрестному  субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым  блокировать конкурентов.

Среди ограничивающих конкуренцию  факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

2)Контроль за усилением экономической концентрации.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она  возникает:

1)в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

2)когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35%

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

-лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций.

-одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

-лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ