Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 02:37, доклад
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.
2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой
3. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
1.
Антимонопольная политика и
2.
Государственный контроль за
монополистической
3.
Анализ использования
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Антимонопольное
регулирование в сочетании с
поддержкой отечественного предпринимательства
и организацией защиты прав потребителей
служат одним из существенных условий
успешного социально-
В
данной курсовой работе я рассмотрю
основные причины возникновения
монополий; понятие, основные принципы
антимонопольной политики и антимонопольного
законодательства, особенности современной
монополизации экономики; государственный
контроль за монополистической деятельностью
в странах с развитой рыночной экономикой,
ведь опыт этих стран является полезным
для Беларуси. Также проведу анализ использования
антимонопольного регулирования за рубежом
и возможность его применения в Республике
Беларусь.
1.
Антимонопольная политика и
Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополизм находит свое место и в рыноч¬ной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:естественная, административная и экономическая.
-Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
-Административная
монополия возникает
-Экономическая
монополия является наиболее
распространенной. Ее появление
обусловлено экономическими
Монополизм
в экономике государства
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1)
на уровне общества —
2)
на уровне отрасли —
3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;
4)
на уровне отдельного
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Антиподами
монополизма всегда были рынок и
конкуренция, основанные на частной
собственности на средства производства
и предпринимательскую
Демонополизация
экономики - это преодоление
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1)
предупреждение создания
2) ограничение использования монопольной власти.
Для
проведения антимонопольной политики
государство создает
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]
Опыт
развитых стран свидетельствует, что
антитрестовская политика оказалась
малоэффективной и влияла лишь на
формы централизации капитала, но
сам процесс монополизации она
не приостановила. Противодействие
монополизации экономики