Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 02:37, доклад

Краткое описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Оглавление

1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.
2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой
3. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Из  европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных  в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

     В последние годы контроль за деятельностью  монополий введен на общеевропейском  уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может  контролировать слияния в том  случае, если мировой оборот транснациональной  компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

     Достаточно  либеральным считается антимонопольное  законода¬тельство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

     Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

     На  Западе антимонопольная политика –  это гибкая система постоянно  действующих, мобильно перестраивающихся  мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. [5, c.49-53] 

     3. Анализ использования антимонопольного  регулирования за рубежом и  возможность его применения в  Республике Беларусь 

     Монополизм  в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.

     В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния – отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли- ведомственный, должностной и производственный.

     Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение  на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.

     Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

     Во-вторых, значительное количество крупных предприятий  не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

     Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется  высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]

     Демонополизация экономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции.

     Становление антимонопольного регулирования в  Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:

     1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

     2) преобладание крупных чистых  монополий - единственных производителей;

     3) формирование квазирыночных структур;

     4) усиление злоупотреблений доминирующим  положением на рынке со стороны  отдельных хозяйствующих субъектов,  чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной: систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.

     В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение  на рынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает  некоторую величину, установленную  уполномоченным республиканским органом  государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.

     Начало  государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка; наснижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

     1. Становление в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;

     2. Формальное заимствование основных  подходов американского и западно-европейского  законодательств. Антимонопольное  регулирование применительно к  нашим условиям особенно опасно  тем, что может оказаться суррогатом  командно-административных механизмов.

     3.Охват  практически всех хозяйствующих  субъектов, занимающих монопольное  или доминирующее положение на  рынке (при этом данные понятия  не различаются, а рассматриваются  как тождественные);

     4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

     5. Осуществление в условиях ломки  АКС и плановых структур в  производстве и управлении при  сверхвысоком удельном весе государственной  собственности, при практическом  отсутствии конкуренции и значительных  размеров частного капитала;

     6. Нацеленность на уменьшение государственного  сектора экономики входе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности  монополий;

     7. Направленность на становление  конкурентных отношений, в то  время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к монополии. [9, c. 54-59]

     Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих  субъектов, злоупотребляющих своим  доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.

     Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с  учетом:

     1) неблагоприятного состояния экономики,  включая спад производства и  хронический дефицит оборотных  средств;

     2) ограниченной собственной материально-сырьевой  и энергетической базы;

     3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Россий¬ской Федерации), а также от поставок основных видов ресур¬сов и комплектующих изделий.

     Организационными  мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).

     Специализированным  органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

     Основными направлениями антимонопольной  деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями  монополистов, пресечение нарушений.

     В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные  рынки, имеющие свою специфику и  местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах пра¬ктически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному  комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

     Аналогичная ситуация складывается с торговыми  предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

     С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов  и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

     1) устранение монополизма на всех  уровнях экономической системы  и, прежде всего в сфере управления;

Информация о работе Антимонопольное регулирование