Антимонопольное регулирование в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 4
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 4
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 7
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 7
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 8
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 10
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 11
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

КОНТР ГРЭ.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
 
Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский  государственный технический университет

                                                                                          

                                                                                             Кафедра МП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: _«Государственное регулирование экономики»_

тема: _ Антимонопольное регулирование в РК_

           ______________ Вариант 26. ________________

          

 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Ибрагимов С.Д.

                    Группа  ЭКБ-11зВВ

                                                               

                    Проверила:                                    

                                                                                                                                                                                                          

                     

 
 
 

Караганда 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

       ВВЕДЕНИЕ

 

       Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике  привел к существенным изменениям в  правовой среде. Для повышения эффективности  рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции.

       Появление антимонопольного законодательства в  нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

       Практическое  значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты.

      Реализация  антимонопольного законодательства возложена  на специально созданный государственный орган – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и его территориальные органы – Департаменты, деятельность которых носит функциональный характер.

      Вступивший  с 01 января 2009 года новый Закон РК «О конкуренции» внес свои коррективы в порядок ведения бизнеса  Казахстана, наделив Антимонопольное  Агентство реальными рычагами оказания воздействия на субъектов бизнеса.  Более того, развивающее сотрудничество с антимонопольными органами России, Украины, Кыргызстана и других стран в рамках Межгосударственного совета СНГ по антимонопольной политике предполагает заимствование зарубежного опыта регулирования бизнеса с точки зрения избежания ограничения конкуренции.

Потребность в квалифицированной юридической  помощи в области антимонопольного законодательства в реалиях нового Закона о конкуренции возникает  не только у монополистов и субъектов  рынка, занимающих доминирующее положение, но и у рядовых компаний, в связи с тем, что определенные сделки, совершаемые данными участниками рынка, также становятся объектом регулирования антимонопольного законодательства и могут потребовать согласия или уведомления соответствующего уполномоченного органа.

      В программе стратегического развития 2030 Президент Казахстана Н.А. Назарбаев определил одним из приоритетных направлений - создание  конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования  как один из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг1.

 

      1 СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

        • 1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса)
       

             Антимонопольное правовое регулирование в той  или иной форме имеет место практически во  всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю1. В отраслях,  где монополистическая власть может возникнуть в результате  создания  объединений фирм,  государство при желании способно предупредить  ее формирование или,  если уже  монополистическая  власть  сформировалась -   ликвидировать   ее.

             Так, начало развитию монопольного законодательства США положил институт штата Алабама (1883 г.).  В 1889 г. штат Канзас и ещё пять штатов, приняли законы, которыми  объявлялись противозаконными и наказуемыми всякие союзы с целью ограничения торговли. К моменту принятия первого Федерального закона антитрестовские законы действовали уже в 18 штатах. Первый  антитрестовский  закон  США, известный как закон Шермана («хартия экономической свободы»),  был принят Конгрессом в 1890 году и открыто провозглашен в качестве средства против "сдерживания торговли и обмена между несколькими штатами". Однако в  более ранних решениях Верховного суда  США  он  был  истолкован  как  акт,  запрещающий все объединения,  которые настолько крупны, что могут обладать существенной монополистической властью.

             Закон Шермана имеет два главных  положения:

             Статья 1 запрещает « любой контракт, союз … или сговор с целью ограничения  торговли или коммерции между несколькими штатами».

             Статья 2 закона гласит, что «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления»1.

             Развитие  антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как  в отдельных странах, принявших  ту или иную модель, так и путем стирания различий между  моделями1. В мире практически нет государств, сделавших сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом развитии, которые бы не имели специального антимонопольного законодательства, самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его соблюдение.

             Не  случайно одной из первых рекомендаций Всемирного банка и Валютного фонда Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан было принятие антимонопольного закона и организация государственного органа, обеспечивающего его выполнение.

            • 1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
           

                 Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан  имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах  экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую  основу антимонопольного законодательства составляют:

          1. Конституция Республики Казахстан;
          2. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;
          3. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.;
          4. Закон РК «О конкуренции» от 01 января 2009 года
          5. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
          6. Указы Президента Республики Казахстан;
          7. Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера.

                 Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами  которого является  нормативное  и правовое воздействие. Нормативное  регулирование - это правовой режим поведения хозяйствующих субъектов на рынке и государственный контроль за ним. Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

                 Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется  на отношения, связанные с  объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции.

                 Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального права  устанавливают права и обязанности уполномоченных органов государственной власти  и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения    противоправных действий  субъектов правоотношений.

                 Исходя  из этого, можно сделать вывод, что  антимонопольное законодательство Республики Казахстан несет в себе ограничительную, предупредительную и пресекательную функции.  Вместе с тем, закон предусматривает и созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и порядок разукрупнения монополистических структур и организационно-управленческих образований.

                 Так, Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях», принятый Парламентом  Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов естественной монополии. Закон Республики Казахстан   «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей. 

                 Таким образом, антимонопольное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов, целью реализации которых является развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.

                 Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государственным органом с целью обеспечения условий для  развития рыночной конкуренции и ограничения монополистической деятельности2. Антимонопольное регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий. Кроме того, антимонопольное регулирование – это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

                 Антимонопольное регулирование  имеет следующие  признаки:

          1. осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;
          2. установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;
          3. завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.

                 Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех  сферах экономики различны, а их  совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.

          Вступивший  с 01 января 2009 года новый Закон РК «О конкуренции» внес свои коррективы в порядок ведения бизнеса Казахстана, наделив Антимонопольное Агентство реальными рычагами оказания воздействия на субъектов бизнеса.  Более того, развивающее сотрудничество с антимонопольными органами России, Украины, Кыргызстана и других стран в рамках Межгосударственного совета СНГ по антимонопольной политике предполагает заимствование зарубежного опыта регулирования бизнеса с точки зрения избежания ограничения конкуренции.

          Потребность в квалифицированной юридической  помощи в области антимонопольного законодательства в реалиях нового Закона о конкуренции возникает не только у монополистов и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение, но и у рядовых компаний, в связи с тем, что определенные сделки, совершаемые данными участниками рынка, также становятся объектом регулирования антимонопольного законодательства и могут потребовать согласия или уведомления соответствующего уполномоченного органа.

           

              2 ПРАВОВОЙ  СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ  АНТИМОНОПОЛЬНЫХ  ОРГАНОВ

                • 2.1 Структура государственных антимонопольных органов
               

                     Решением  Президента Республики Казахстан был  создан Государственный комитет  по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

                     В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.

                     Во  исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике  образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)

                     В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

                     В соответствии с Указом Президента "О  дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:

                     - Агентство по стратегическому  планированию и реформам как  центральный орган, не входящий в состав Правительства;

                     - Комитет по экономическому планированию  Министерства энергетики, индустрии  и торговли Республики Казахстан;

                     - Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.

                     Указом  Президента на базе Комитета по регулированию  естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

                       В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г.  Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.

                     В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

                     В настоящее время,  Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как  центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

                     Антимонопольное Агентство  имеет территориальные  органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

                     Агентство является юридическим лицом, имеет  расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.

                     Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные  функции  на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.

                     Агентство вступает в гражданско-правовые отношения  от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

                     Агентство по вопросам своей компетенции в  установленном законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

                     Учредителем Агентства является государство  в лице Президента Республики Казахстан.

                    • 2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса
                   

                         Основными задачами Агентства являются:

                         1) регулирование деятельности субъектов  естественной монополии;

                         2) принятие мер по предупреждению  и недопущению монополистической  деятельности, злоупотреблений доминирующим  положением на рынке, предупреждению  и пресечению недобросовестной конкуренции;

                         3) контроль за деятельностью государственных  предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере, отнесенной к государственной монополии;                               

                         4) оказание государственной поддержки  и содействие развитию конкуренции  в сфере товарного производства;

                         5)  разработка нормативных правовых актов по вопросам деятельности субъектов естественных монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках, поддержки малого бизнеса (предпринимательства), государственных учреждений, являющихся государственными органами, по вопросам, отнесенным к его компетенции, по защите интересов потребителей и проведению жилищно-коммунальных реформ.

                         6)  координация действий центральных  и местных исполнительных органов  по развитию конкуренции, поддержке  малого бизнеса (предпринимательства).

                         Агентство в установленном законодательством  порядке осуществляет следующие  функции:

                         1) формирование и ведение Государственного  регистра хозяйствующих субъектов  - естественных монополистов Республики  Казахстан, Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, Государственного регистра платных услуг, оказываемых государственными органами;

                         2) установление цен (тарифов) или  их предельного уровня на продукцию  субъектов - естественных монополистов,  разработка  методов формирования затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в доверительное управление;

                         3) осуществление контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства во всех сферах экономики;             

                         4) анализ рынка и выявление хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение, определение границ, доступных для потребителей рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;

                         5) организация и координация выполнения государственных программ поддержки и развития малого бизнеса (предпринимательства);

                         6) анализ состояния малого бизнеса  (предпринимательства) и эффективности  государственной поддержки, осуществление контроля за эффективностью использования государственных финансовых средств, направленных на поддержку малого бизнеса (предпринимательства);

                         7) разработка и реализация мер  по развитию конкуренции на  товарных и финансовых рынках;

                         8) организация взаимодействия и  сотрудничества с государственными  органами и организациями зарубежных стран, с международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к компетенции Агентства.

                         Агентство наделено обширными полномочиями в  области ценообразования, демонополизации, а также по  применению мер административного принуждения за нарушение антимонопольного законодательства.

                         В частности, в области ценообразования  Агентство имеет право в установленном  законодательством порядке:

                         1) устанавливать цены (тарифы) или их предельный уровень на продукцию хозяйствующих субъектов - естественных монополистов и услуги, оказываемые государственными учреждениями, являющимися государственными органами;                           

                         2) проводить публичные слушания  по вопросам изменения цен  на продукцию (работы, услуги) естественных монополистов;

                         3) участвовать в проведении тендеров  на закупку материальных ценностей  и услуг хозяйствующими субъектами - естественными монополистами;

                         4) создавать экспертные советы из числа ученых и специалистов, работников Агентства, других центральных исполнительных органов и ведомств Республики Казахстан, общественных организаций, международных организаций по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания помощи в проведении проверок.

                         Для выполнения возложенных  функций  и задач Агентство наделено целым  рядом властных полномочий:

                         1) проводить расследования по нарушениям  антимонопольного законодательства и дисциплины цен, создавать административную комиссию, вызывать и налагать в пределах своей компетенции штрафы на должностных лиц и граждан либо возбуждать в суде  дело о наложении таких штрафов;

                         2) обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении  с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства, государственной дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей;

                         3) вызывать и получать от должностных  лиц и граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию, документы или их копии, объяснения по поводу допущенных нарушений антимонопольного законодательства и дисциплины цен;

                         4) принимать решения о методах  антимонопольного регулирования  хозяйствующего субъекта, признанного монополистом на рынке или занимающим на нем доминирующее положение;

                         5) принимать обязательные для исполнения  субъектами рыночных отношений  решения о прекращении недобросовестной  конкуренции и устранении ее  последствий;         

                         6) признавать недействительными полностью  или частично принятые органами власти и управления акты, а также соглашения этих органов, хозяйствующих субъектов, нарушающие антимонопольное законодательство и дисциплину цен;

                         7) принимать решения о перечислении  в доход бюджета сумм, полученных  субъектами естественной монополии в результате нарушения ими государственной дисциплины цен, а также о возмещении потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением цен и тарифов, путем установления временных компенсирующих (понижающих) цен и тарифов;

                      3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

                        • 3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
                       

                             Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых  государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов1.

                             До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг  регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.

                               В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г.  возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

                             С выходом постановления Правительства  от 19 октября 1994 года № 1171  "О регулировании  цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность.

                               Эти меры позволили замедлить  темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной  монополии, и в экономике в  целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке.   Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики.   Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

                               Правовую основу государственного  антимонопольного регулирования  в сфере естественных монополий  составляют: Закон Республики Казахстан  "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона  разработаны   ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе:  "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии",  "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии",  "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен",  "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

                             Естественная  монополия - состояние   рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.

                             Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов  естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

                             - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

                             - транспортировка газа и газового  конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам;

                             - передача и распределение электрической  и тепловой энергии;

                             - эксплуатация железнодорожных магистралей;

                             - услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

                             - услуги телекоммуникаций с использованием  сети местных линий;

                             - услуги водохозяйственной и канализационной  систем;

                             - услуги почтовой связи;

                             - иные виды, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

                             В сфере естественной монополии действует  особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.

                            • 3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
                           

                                 Государственная монополия  услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.

                                 Продолжительное время в вопросах цен и тарифов  на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.

                                 В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

                            1. Правила оказания услуг государственными организациями;

                                 2) Правила установления и определения размера платы за услуги государственных органов; 

                                  3) Правила ведения государственного  регистра платных услуг, оказываемых государственными органами.

                                 Правила оказания услуг  регулируют отношения  между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно:

                                 1) настоящие правила, изложенные  в полном объеме;

                                 2) перечень платных услуг, оказываемых  данным государственным органом, с указанием сроков исполнения;

                                 3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами;

                                 4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем  для получения услуги, образцы их заполнения;

                                 5) порядок и условия обслуживания  (режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

                                  Настоящими правилами  определены права и обязанности  государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности, государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а потребитель обязан произвести оплату за саму услугу.

                                  При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные  лица государственных органов, виновные в нарушении,  привлекаются у ответственности.

                                • 3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
                               

                                     Один  из основополагающих принципов рыночной экономики -  свободная конкуренция. Основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Конкурентная сфера экономики – рынки, где в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации рыночного пространства являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов.

                                     Основными признаками конкурентной сферы экономики  являются:

                                     - наличие множества самостоятельных  субъектов - производителей товаров и услуг и их потребителей, строящих свои отношения в рамках действующего в республике законодательства;

                                     - полная либерализация цен на  товары и услуги, обеспечивающая их свободное формирование на основе принципов рыночной экономики, с учетом складывающихся спроса и предложения.

                                     К конкурентной сфере экономики в  Казахстане относятся: добывающая промышленность, черная и цветная металлургия,  химическая, нефтехимическая, пищевая  и легкая промышленность, агропромышленный комплекс, производственная и рыночная инфраструктура: строительство, транспорт (за исключением трубопроводного и железнодорожного), торговля, все виды бытовых услуг, банки, страховые компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок еще не создан и технологически невозможно создать конкуренцию, к конкурентной сфере экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии.

                                     Антимонопольное регулирование в конкурентной сфере  экономики предполагает соответствующую ценовую политику – либерализацию цен, поощрение конкуренции. В отличие от категории естественной монополии в конкурентной сфере экономики  провозглашен принцип свободы предпринимательской деятельности. Конституция и Гражданский кодекс РК исходят из принципа свободы предпринимательской деятельности, однако, не исключают ограничений тех правомочий хозяйствующих субъектов, которые вытекают из этого принципа. При этом предполагается, что такие ограничения (запреты) должны содержаться в законодательных и нормативных актах Республики Казахстан.

                                     В конкурентной сфере экономики имеются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке и не занимающие доминирующее положение.

                                     Механизм  предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также юридическая  ответственность за недобросовестные действия предусмотрена Законами Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1999г. за № 657–ХII, «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998г. за № 232–ЗРК и другими правовыми актами межведомственного характера.

                                     Один  из методов регулирования поведения  структур, занимающих монопольное положение на рынке, является включение их в Государственный реестр хозяйствующих субъектов – монополистов с целью наблюдения за их поведением на рынке на предмет выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

                              Антимонопольным органом является Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции. Отраслевыми  регуляторами, занимающимися развитием  конкуренции, являются Агентство Республики Казахстан по информации и связи, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

                                     Особенностью  Республики Казахстан является то, что государство регулирует тарифы на услуги, товары и работы не только субъектов естественных монополий, но и субъектов занимающих доминирующее (монопольное) положение в следующих областях: железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи. Тарифным регулированием в указанных отраслях занимаются Агентство Республики Казахстан по информации и связи и Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

                                           При регулировании  тарифов применяется Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-I «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и Закон Республики Казахстан  от 25 декабря 2008 года № 173-III «О конкуренции».

                              Под защитой  конкуренции понимается:

                              • предупреждение, пресечение картельных сговоров;

                              • предупреждение, пресечение злоупотребления доминирующим положением;

                              • предупреждение, пресечение анти конкурентных действий государственных органов;

                              • контроль над экономической концентрацией;

                              • контроль над недобросовестной конкуренцией.

                              Картельные  сговоры

                                     Целью антимонопольного законодательства во всем мире является защита конкуренции  и пресечение каких-либо действий субъектов  рынка, которые могли бы существенным образом повлиять на конкуренцию.

                              При построении своего бизнеса Вам необходимо тщательно  проверить, не будут ли Ваши идеи по реализации определенных проектов, включая  совместные проекты с иными предприятиями, подпадать под анти конкурентные соглашения (согласованные действия).

                              Необходимо  знать, что законодательством Республики Казахстан запрещаются в любой  форме (в том числе и устной) соглашения (согласованные действия) между субъектами рынка, к которым  законодательство о конкуренции  относит всех физических и юридических  лиц.

                                     Приведем  некоторые примеры анти конкурентных соглашений субъектов рынка. Предприниматели, заключая со своими конкурентами соглашения о фиксировании цен на свою продукцию, о разделе рынков, не предполагают, что данные соглашения будут расценены антимонопольными органами в качестве анти конкурентных соглашений, за совершение которых законодательством предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

                                     Отметим также, что к анти конкурентным соглашениям можно отнести ограничение доступа на товарный рынок или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, применение дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами, установление согласованных цен и другие действия.

                              Анти  конкурентные действия государственных органов

                               

                                     На  конкуренцию влияют многие факторы, в том числе и поддержка  государственных органов в развитии предпринимательства. Между тем, совершение определенных действий государственных  органов может негативно отразиться на развитии конкуренции.

                                     К таким действиям можно отнести  запрещение либо препятствование созданию субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, действия, вследствие которых отдельным субъектам  рынка создаются неблагоприятные  или дискриминационные условия  деятельности по сравнению с конкурентами и другое.

                                     В случае обнаружения анти конкурентных действий государственных органов Вы имеете право защищать свои права и интересы предусмотренными законом способами.

                               

                              Недобросовестная  конкуренция

                               

                                     Любой предприниматель не защищен от недобросовестной конкуренции, поэтому антимонопольное законодательство, в частности, законодательство о недобросовестной конкуренции, призвано защитить интересы субъектов рынка.

                                     К недобросовестной конкуренции, к примеру, можно отнести незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения, копирование конкурентом путем прямого воспроизводства внешнего оформления производимых Вашей компанией товаров.

                                     Кроме этого, к недобросовестной конкуренции относятся случаи распространения заведомо ложных сведений относительно товаров (услуг, работ), производимых компанией, и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), имя и репутацию компании, что влечет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

                                     Адвокатская контора «Саят Жолши и Партнеры»  имеет значительный опыт в успешном представлении интересов клиентов в спорах по обвинению в согласованных  действиях, обжаловании действий государственных органов, предоставлении консультаций по вопросам соответствия деятельности клиентов требованиям законодательства о конкуренции.

                               
                               

                              Экономическая концентрация

                               

                                     Если  Вы, как физическое лицо, либо Ваша компания намерена приобрести 25% и более акций (долей участия в уставном капитале) других юридических лиц, то необходимо проверить содержание планируемых к заключению сделок на предмет необходимости согласования с антимонопольным органом экономической концентрации. В случае наличия определенных условий, возникает необходимость в предварительном получении согласия антимонопольного органа на совершение данной сделки. Нарушение указанного требования законодательства может повлечь признание заключенных сделок не действительными по иску антимонопольного органа. Одним из последствий недействительности сделок является реституция, то есть приведение сторон в первоначальное положение, что порой означает утрату приобретенного бизнеса и (или) потерю инвестированных средств.

                                     Под экономической концентрацией признается не только приобретение акций (долей участия в уставном капитале), но и реорганизация (слияние и присоединение) субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, приобретение субъектом рынка прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности, участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более субъектов рынка, и другие случаи.

                                     Зачастую, многие предприниматели игнорируют указанные нормы законодательства и подвергают свой бизнес серьезным рискам. В связи с этим, необходимо тщательно продумывать не только схему реализации предпринимательской идеи, но и рассматривать данную схему с учетом требований антимонопольного законодательства.

                                     Лицам, осуществляющим предпринимательскую  и иную деятельность, также необходимо учитывать, что в сферу регулирования  антимонопольного законодательства Республики Казахстан попадает не только деятельность субъектов со специальным статусом, но и деятельность любых иных физических и юридических лиц в сфере предпринимательства.

                                     Сотрудники  «Саят Жолши и Партнеры» помогут  Вам правильно подготовить, подать и сопроводить рассмотрение соответствующего ходатайства о получении согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию.

                               

                              Тарифное  регулирование

                               

                                     Законодательство  Республики Казахстан призвано регулировать деятельность в сферах естественных монополий. Кроме того, Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий осуществляет регулирование цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности.

                                     Агентство Республики Казахстан по информации и связи осуществляет регулирование  цен на товары (работы, услуги) субъектов  естественных монополий и субъектов  рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке услуг телекоммуникаций и почтовой связи.

                                     Зачастую  уполномоченные органы в сфере антимонопольного регулирования в правоприменительной  практике односторонне понимают цели и задачи антимонопольного регулирования, что выражается в осуществлении ими регулирования деятельности (в основном в области тарифообразования – установлении стоимости услуг) субъектов естественных монополий и субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, без учета их прав и законных интересов, как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и являющихся объектами инвестирования.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                               

                                     Таким образом, за сравнительно небольшой  срок перехода Республики Казахстан  к цивилизованному рынку, законодательство обогатилось достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов всех сфер экономики, множественность и специфичность которых позволяют выделить их в самостоятельную подотрасль.

                                     Система государственного антимонопольного регулирования  формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем государстве  решена задача правового регулирования субъектов всех сфер экономики.

                                     Как видно из работы, по вопросам правового  антимонопольного регулирования имеются  нормативные и методологические наработки, накоплен некоторый собственный практический  опыт, обобщен опыт других республик СНГ. Однако, как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства,  для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы.

                                     Актуальность  и важность исследований в данной работе основывается на пристальном  внимании Президента и Правительства  Республики Казахстан по вопросам  создания конкурентной среды, поддержке  малого бизнеса и надежных средств антимонопольного регулирования как одного из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг. Об этом свидетельствуют общегосударственные программы экономического развития. Среди таких программ можно выделить: "Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса"1, «Программу стратегического развития 2030»,  "О разработке экономической стратегии Республики Казахстан на 1996-2000 годы и мерах по ее реализации"2, Постановление Правительства Республики "Об утверждении Порядка разработки и реализации индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан"3.

                                     Антимонопольное регулирование внутри Таможенного  союза России, Казахстана и Белоруссии начнет с сентября 2013 года постепенный переход на наднациональный уровень и окончательно оформиться к началу 2014 года. Об этом сообщил сегодня на Российско-белорусско-казахстанском бизнес-диалоге замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Соответствующее соглашение между тремя странами вступит в силу с 1 января 2012 года.

                              "Это  означает, что в течение 20 месяцев  с момента принятия соглашения  Комиссии Таможенного союза перейдут  полномочия по контролю за  соблюдением норм в сфере недобросовестной  конкуренции, через 22 месяца - за соблюдением запретов по анти конкурентным действиям и через 24 месяца - это ключевое - контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением", - отметил он.

                              По словам замминистра, Минэкономразвития совместно  с Федеральной антимонопольной службой /ФАС/ РФ создали специальную рабочую группу, разрабатывающую методики и нормативы для таких изменений.

                              Определенные  новшества коснуться членов ТС и  в сфере госзакупок. Лихачев отметил, что наднациональный режим по госзакупкам у России с Белоруссией начнет действовать с января 2012 года, а с Казахстаном - с января 2014 года. Однако, определенную сложность для гармонизации законодательства представляет неопределенность самой России, которая намерена реформировать сферу госзакупок. По этому поводу Минэкономразвития и ФАС с начала года ведут острую полемику, а к сентябрю ведомствам предстоит прийти к консенсусу и представить согласованную концепцию реформ.

                              "Мы, скорее всего, по завершении  дискуссии в РФ, направим серьезные  предложения для поправок к этому соглашению /о наднациональном режиме госзакупок/ для работы на трехстороннем уровне", - отметил Лихачев, подчеркнув, что в любом случае норма о взаимном доступе бизнеса трех стран к их госзакупкам останется без изменений. Антимонопольное регулирование внутри Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии начнет с сентября 2013 года постепенный переход на наднациональный уровень и окончательно оформиться к началу 2014 года. Об этом сообщил сегодня на Российско-белорусско-казахстанском бизнес-диалоге замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Соответствующее соглашение между тремя странами вступит в силу с 1 января 2012 года.

                              "Это  означает, что в течение 20 месяцев  с момента принятия соглашения  Комиссии Таможенного союза перейдут полномочия по контролю за соблюдением норм в сфере недобросовестной конкуренции, через 22 месяца - за соблюдением запретов по анти конкурентным действиям и через 24 месяца - это ключевое - контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением", - отметил он.

                              По словам замминистра, Минэкономразвития совместно  с Федеральной антимонопольной  службой /ФАС/ РФ создали специальную  рабочую группу, разрабатывающую  методики и нормативы для таких  изменений.

                              Определенные  новшества коснуться членов ТС и в сфере госзакупок. Лихачев отметил, что наднациональный режим по госзакупкам у России с Белоруссией начнет действовать с января 2012 года, а с Казахстаном - с января 2014 года. Однако, определенную сложность для гармонизации законодательства представляет неопределенность самой России, которая намерена реформировать сферу госзакупок. По этому поводу Минэкономразвития и ФАС с начала года ведут острую полемику, а к сентябрю ведомствам предстоит прийти к консенсусу и представить согласованную концепцию реформ.

                              "Мы, скорее всего, по завершении  дискуссии в РФ, направим серьезные  предложения для поправок к  этому соглашению /о наднациональном  режиме госзакупок/ для работы  на трехстороннем уровне", - отметил  Лихачев, подчеркнув, что в любом  случае норма о взаимном доступе бизнеса трех стран к их госзакупкам останется без изменений. Антимонопольное регулирование внутри Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии начнет с сентября 2013 года постепенный переход на наднациональный уровень и окончательно оформиться к началу 2014 года. Об этом сообщил сегодня на Российско-белорусско-казахстанском бизнес-диалоге замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Соответствующее соглашение между тремя странами вступит в силу с 1 января 2012 года.

                              "Это  означает, что в течение 20 месяцев  с момента принятия соглашения  Комиссии Таможенного союза перейдут  полномочия по контролю за  соблюдением норм в сфере недобросовестной  конкуренции, через 22 месяца - за  соблюдением запретов по антиконкурентным  действиям и через 24 месяца - это ключевое - контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением", - отметил он.

                              По словам замминистра, Минэкономразвития совместно  с Федеральной антимонопольной  службой /ФАС/ РФ создали специальную  рабочую группу, разрабатывающую методики и нормативы для таких изменений.

                              Определенные  новшества коснуться членов ТС и  в сфере госзакупок. Лихачев отметил, что наднациональный режим по госзакупкам у России с Белоруссией  начнет действовать с января 2012 года, а с Казахстаном - с января 2014 года. Однако, определенную сложность для гармонизации законодательства представляет неопределенность самой России, которая намерена реформировать сферу госзакупок. По этому поводу Минэкономразвития и ФАС с начала года ведут острую полемику, а к сентябрю ведомствам предстоит прийти к консенсусу и представить согласованную концепцию реформ.

                                     "Мы, скорее всего, по завершении  дискуссии в РФ, направим серьезные  предложения для поправок к  этому соглашению /о наднациональном  режиме госзакупок/ для работы на трехстороннем уровне", - отметил Лихачев, подчеркнув, что в любом случае норма о взаимном доступе бизнеса трех стран к их госзакупкам останется без изменений.

                               
                               

                                     Список  литературы

                               
                                     
                                1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан  от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. – Астана: Издательский дом «Lem», 1999. – 140 с.
                                2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть). - Алматы: Издательский дом Lem,  1999.- 302 с.
                                3. Кодекс Казахской ССР «Об административных право-нарушениях» с изменениями и дополнениями по состоянию законодательства на 1 января 1995 года (4 офиц. Изд.). - Алматы: Жеты Жаргы. 1999. – 145 с.
                                4. Уголовный кодекс Республики Казахстан: Офиц. Изд. – Алматы, «Казахстанская правда», 1997. – 256 с.
                                5. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйственное право. – 1995. - № 4. - С. 59-67.
                                6. Горфинкеля В.Л., Поляка Г.Б., Швандара В.А. Предпринимательство. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999. -  475 с.
                                7. Дойникова И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. -М.:  Брандес, 1998. - 374 с.
                                8. Майдыров С.Г. Монополия и рост цен. Доминирующее положение на рынке. // Экономика Казахстана. - 1997. - №3. – С. 11- 15.
                                9. Казахстан: конкуренция и Государственный Комитет по антимонопольной политике. / Подготовлено USAID – Агентством Соединенных Штатов по международному развитию.
                                10. Разработано М.Г. Фигаровской. Учебное пособие «Экономика». М.: - 1999. – С. 69 - 70.
                                11. Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Часть особенная: учебник для юридических вузов. – Алматы: Жети жаргы, 1997. – 272 с.
                                12. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в РК