Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:45, контрольная работа
Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 4
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 4
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 7
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 7
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 8
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 10
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 11
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
|
СОДЕРЖАНИЕ
Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции.
Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты.
Реализация антимонопольного законодательства возложена на специально созданный государственный орган – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и его территориальные органы – Департаменты, деятельность которых носит функциональный характер.
Вступивший с 01 января 2009 года новый Закон РК «О конкуренции» внес свои коррективы в порядок ведения бизнеса Казахстана, наделив Антимонопольное Агентство реальными рычагами оказания воздействия на субъектов бизнеса. Более того, развивающее сотрудничество с антимонопольными органами России, Украины, Кыргызстана и других стран в рамках Межгосударственного совета СНГ по антимонопольной политике предполагает заимствование зарубежного опыта регулирования бизнеса с точки зрения избежания ограничения конкуренции.
Потребность
в квалифицированной
В программе стратегического развития 2030 Президент Казахстана Н.А. Назарбаев определил одним из приоритетных направлений - создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования как один из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг1.
Антимонопольное правовое регулирование в той или иной форме имеет место практически во всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю1. В отраслях, где монополистическая власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая власть сформировалась - ликвидировать ее.
Так, начало развитию монопольного законодательства США положил институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. штат Канзас и ещё пять штатов, приняли законы, которыми объявлялись противозаконными и наказуемыми всякие союзы с целью ограничения торговли. К моменту принятия первого Федерального закона антитрестовские законы действовали уже в 18 штатах. Первый антитрестовский закон США, известный как закон Шермана («хартия экономической свободы»), был принят Конгрессом в 1890 году и открыто провозглашен в качестве средства против "сдерживания торговли и обмена между несколькими штатами". Однако в более ранних решениях Верховного суда США он был истолкован как акт, запрещающий все объединения, которые настолько крупны, что могут обладать существенной монополистической властью.
Закон Шермана имеет два главных положения:
Статья 1 запрещает « любой контракт, союз … или сговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами».
Статья 2 закона гласит, что «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления»1.
Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между моделями1. В мире практически нет государств, сделавших сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом развитии, которые бы не имели специального антимонопольного законодательства, самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его соблюдение.
Не случайно одной из первых рекомендаций Всемирного банка и Валютного фонда Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан было принятие антимонопольного закона и организация государственного органа, обеспечивающего его выполнение.
Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую основу антимонопольного законодательства составляют:
Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие. Нормативное регулирование - это правовой режим поведения хозяйствующих субъектов на рынке и государственный контроль за ним. Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.
Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции.
Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального права устанавливают права и обязанности уполномоченных органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений.
Исходя
из этого, можно сделать вывод, что
антимонопольное
Так, Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях», принятый Парламентом Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов естественной монополии. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей.
Таким
образом, антимонопольное
Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государственным органом с целью обеспечения условий для развития рыночной конкуренции и ограничения монополистической деятельности2. Антимонопольное регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий. Кроме того, антимонопольное регулирование – это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Антимонопольное регулирование имеет следующие признаки:
Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.
Вступивший с 01 января 2009 года новый Закон РК «О конкуренции» внес свои коррективы в порядок ведения бизнеса Казахстана, наделив Антимонопольное Агентство реальными рычагами оказания воздействия на субъектов бизнеса. Более того, развивающее сотрудничество с антимонопольными органами России, Украины, Кыргызстана и других стран в рамках Межгосударственного совета СНГ по антимонопольной политике предполагает заимствование зарубежного опыта регулирования бизнеса с точки зрения избежания ограничения конкуренции.
Потребность
в квалифицированной
Решением Президента Республики Казахстан был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.
Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)
В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:
- Агентство по стратегическому планированию и реформам как центральный орган, не входящий в состав Правительства;
-
Комитет по экономическому
- Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.
Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
В соответствии с Указом
В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.
Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.
Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.
Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
Агентство
по вопросам своей компетенции в
установленном
Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.
Основными задачами Агентства являются:
1)
регулирование деятельности
2)
принятие мер по
3)
контроль за деятельностью
4)
оказание государственной
5)
разработка нормативных
6)
координация действий
Агентство
в установленном
1)
формирование и ведение
2)
установление цен (тарифов)
3)
осуществление контроля за
4)
анализ рынка и выявление
5)
организация и координация
6)
анализ состояния малого
7) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках;
8)
организация взаимодействия и
сотрудничества с
Агентство наделено обширными полномочиями в области ценообразования, демонополизации, а также по применению мер административного принуждения за нарушение антимонопольного законодательства.
В
частности, в области ценообразования
Агентство имеет право в
1)
устанавливать цены (тарифы) или их
предельный уровень на продукцию хозяйствующих
субъектов - естественных монополистов
и услуги, оказываемые государственными
учреждениями, являющимися государственными
органами;
2) проводить публичные слушания по вопросам изменения цен на продукцию (работы, услуги) естественных монополистов;
3)
участвовать в проведении
4) создавать экспертные советы из числа ученых и специалистов, работников Агентства, других центральных исполнительных органов и ведомств Республики Казахстан, общественных организаций, международных организаций по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания помощи в проведении проверок.
Для выполнения возложенных функций и задач Агентство наделено целым рядом властных полномочий:
1)
проводить расследования по
2) обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства, государственной дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей;
3)
вызывать и получать от
4)
принимать решения о методах
антимонопольного
5)
принимать обязательные для
6)
признавать недействительными
7)
принимать решения о
Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов1.
До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.
В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.
С
выходом постановления
Эти меры позволили замедлить
темпы роста цен в отраслях,
относящихся к сфере
Правовую основу
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.
Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:
-
транспортировка нефти и
-
транспортировка газа и
-
передача и распределение
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
-
услуги телекоммуникаций с
-
услуги водохозяйственной и
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные законодательными актами Республики Казахстан.
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.
Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.
Продолжительное время в вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:
2) Правила установления и определения размера платы за услуги государственных органов;
3) Правила ведения
Правила
оказания услуг регулируют отношения
между потребителями и
1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;
2)
перечень платных услуг,
3)
цены на предоставляемые
4)
исчерпывающий перечень
5)
порядок и условия
Настоящими правилами
определены права и обязанности
государственных органов и
При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция. Основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Конкурентная сфера экономики – рынки, где в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации рыночного пространства являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов.
Основными признаками конкурентной сферы экономики являются:
-
наличие множества
- полная либерализация цен на товары и услуги, обеспечивающая их свободное формирование на основе принципов рыночной экономики, с учетом складывающихся спроса и предложения.
К конкурентной сфере экономики в Казахстане относятся: добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс, производственная и рыночная инфраструктура: строительство, транспорт (за исключением трубопроводного и железнодорожного), торговля, все виды бытовых услуг, банки, страховые компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок еще не создан и технологически невозможно создать конкуренцию, к конкурентной сфере экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии.
Антимонопольное регулирование в конкурентной сфере экономики предполагает соответствующую ценовую политику – либерализацию цен, поощрение конкуренции. В отличие от категории естественной монополии в конкурентной сфере экономики провозглашен принцип свободы предпринимательской деятельности. Конституция и Гражданский кодекс РК исходят из принципа свободы предпринимательской деятельности, однако, не исключают ограничений тех правомочий хозяйствующих субъектов, которые вытекают из этого принципа. При этом предполагается, что такие ограничения (запреты) должны содержаться в законодательных и нормативных актах Республики Казахстан.
В конкурентной сфере экономики имеются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке и не занимающие доминирующее положение.
Механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также юридическая ответственность за недобросовестные действия предусмотрена Законами Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1999г. за № 657–ХII, «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998г. за № 232–ЗРК и другими правовыми актами межведомственного характера.
Один
из методов регулирования
Антимонопольным органом является Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции. Отраслевыми регуляторами, занимающимися развитием конкуренции, являются Агентство Республики Казахстан по информации и связи, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Особенностью Республики Казахстан является то, что государство регулирует тарифы на услуги, товары и работы не только субъектов естественных монополий, но и субъектов занимающих доминирующее (монопольное) положение в следующих областях: железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи. Тарифным регулированием в указанных отраслях занимаются Агентство Республики Казахстан по информации и связи и Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
При регулировании
тарифов применяется Закон
Под защитой конкуренции понимается:
• предупреждение, пресечение картельных сговоров;
• предупреждение, пресечение злоупотребления доминирующим положением;
• предупреждение, пресечение анти конкурентных действий государственных органов;
• контроль
над экономической
• контроль над недобросовестной конкуренцией.
Картельные сговоры
Целью антимонопольного законодательства во всем мире является защита конкуренции и пресечение каких-либо действий субъектов рынка, которые могли бы существенным образом повлиять на конкуренцию.
При построении своего бизнеса Вам необходимо тщательно проверить, не будут ли Ваши идеи по реализации определенных проектов, включая совместные проекты с иными предприятиями, подпадать под анти конкурентные соглашения (согласованные действия).
Необходимо
знать, что законодательством
Приведем некоторые примеры анти конкурентных соглашений субъектов рынка. Предприниматели, заключая со своими конкурентами соглашения о фиксировании цен на свою продукцию, о разделе рынков, не предполагают, что данные соглашения будут расценены антимонопольными органами в качестве анти конкурентных соглашений, за совершение которых законодательством предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.
Отметим также, что к анти конкурентным соглашениям можно отнести ограничение доступа на товарный рынок или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, применение дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами, установление согласованных цен и другие действия.
Анти конкурентные действия государственных органов
На
конкуренцию влияют многие факторы,
в том числе и поддержка
государственных органов в
К
таким действиям можно отнести
запрещение либо препятствование созданию
субъектов рынка в какой-либо
сфере деятельности, действия, вследствие
которых отдельным субъектам
рынка создаются
В случае обнаружения анти конкурентных действий государственных органов Вы имеете право защищать свои права и интересы предусмотренными законом способами.
Недобросовестная конкуренция
Любой предприниматель не защищен от недобросовестной конкуренции, поэтому антимонопольное законодательство, в частности, законодательство о недобросовестной конкуренции, призвано защитить интересы субъектов рынка.
К недобросовестной конкуренции, к примеру, можно отнести незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения, копирование конкурентом путем прямого воспроизводства внешнего оформления производимых Вашей компанией товаров.
Кроме этого, к недобросовестной конкуренции относятся случаи распространения заведомо ложных сведений относительно товаров (услуг, работ), производимых компанией, и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), имя и репутацию компании, что влечет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
Адвокатская
контора «Саят Жолши и
Экономическая концентрация
Если Вы, как физическое лицо, либо Ваша компания намерена приобрести 25% и более акций (долей участия в уставном капитале) других юридических лиц, то необходимо проверить содержание планируемых к заключению сделок на предмет необходимости согласования с антимонопольным органом экономической концентрации. В случае наличия определенных условий, возникает необходимость в предварительном получении согласия антимонопольного органа на совершение данной сделки. Нарушение указанного требования законодательства может повлечь признание заключенных сделок не действительными по иску антимонопольного органа. Одним из последствий недействительности сделок является реституция, то есть приведение сторон в первоначальное положение, что порой означает утрату приобретенного бизнеса и (или) потерю инвестированных средств.
Под
экономической концентрацией
Зачастую, многие предприниматели игнорируют указанные нормы законодательства и подвергают свой бизнес серьезным рискам. В связи с этим, необходимо тщательно продумывать не только схему реализации предпринимательской идеи, но и рассматривать данную схему с учетом требований антимонопольного законодательства.
Лицам, осуществляющим предпринимательскую и иную деятельность, также необходимо учитывать, что в сферу регулирования антимонопольного законодательства Республики Казахстан попадает не только деятельность субъектов со специальным статусом, но и деятельность любых иных физических и юридических лиц в сфере предпринимательства.
Сотрудники
«Саят Жолши и Партнеры»
Тарифное регулирование
Законодательство Республики Казахстан призвано регулировать деятельность в сферах естественных монополий. Кроме того, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий осуществляет регулирование цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа, гражданской авиации, портовой деятельности.
Агентство Республики Казахстан по информации и связи осуществляет регулирование цен на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке услуг телекоммуникаций и почтовой связи.
Зачастую
уполномоченные органы в сфере антимонопольного
регулирования в
Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики Казахстан к цивилизованному рынку, законодательство обогатилось достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов всех сфер экономики, множественность и специфичность которых позволяют выделить их в самостоятельную подотрасль.
Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем государстве решена задача правового регулирования субъектов всех сфер экономики.
Как видно из работы, по вопросам правового антимонопольного регулирования имеются нормативные и методологические наработки, накоплен некоторый собственный практический опыт, обобщен опыт других республик СНГ. Однако, как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы.
Актуальность и важность исследований в данной работе основывается на пристальном внимании Президента и Правительства Республики Казахстан по вопросам создания конкурентной среды, поддержке малого бизнеса и надежных средств антимонопольного регулирования как одного из важных факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг. Об этом свидетельствуют общегосударственные программы экономического развития. Среди таких программ можно выделить: "Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса"1, «Программу стратегического развития 2030», "О разработке экономической стратегии Республики Казахстан на 1996-2000 годы и мерах по ее реализации"2, Постановление Правительства Республики "Об утверждении Порядка разработки и реализации индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан"3.
Антимонопольное
регулирование внутри Таможенного
союза России, Казахстана и Белоруссии
начнет с сентября 2013 года постепенный
переход на наднациональный уровень и
окончательно оформиться к началу 2014 года.
Об этом сообщил сегодня на Российско-белорусско-
"Это
означает, что в течение 20 месяцев
с момента принятия соглашения
Комиссии Таможенного союза
По словам замминистра, Минэкономразвития совместно с Федеральной антимонопольной службой /ФАС/ РФ создали специальную рабочую группу, разрабатывающую методики и нормативы для таких изменений.
Определенные новшества коснуться членов ТС и в сфере госзакупок. Лихачев отметил, что наднациональный режим по госзакупкам у России с Белоруссией начнет действовать с января 2012 года, а с Казахстаном - с января 2014 года. Однако, определенную сложность для гармонизации законодательства представляет неопределенность самой России, которая намерена реформировать сферу госзакупок. По этому поводу Минэкономразвития и ФАС с начала года ведут острую полемику, а к сентябрю ведомствам предстоит прийти к консенсусу и представить согласованную концепцию реформ.
"Мы,
скорее всего, по завершении
дискуссии в РФ, направим серьезные
предложения для поправок к этому соглашению
/о наднациональном режиме госзакупок/
для работы на трехстороннем уровне",
- отметил Лихачев, подчеркнув, что в любом
случае норма о взаимном доступе бизнеса
трех стран к их госзакупкам останется
без изменений. Антимонопольное регулирование
внутри Таможенного союза России, Казахстана
и Белоруссии начнет с сентября 2013 года
постепенный переход на наднациональный
уровень и окончательно оформиться к началу
2014 года. Об этом сообщил сегодня на Российско-белорусско-
"Это означает, что в течение 20 месяцев с момента принятия соглашения Комиссии Таможенного союза перейдут полномочия по контролю за соблюдением норм в сфере недобросовестной конкуренции, через 22 месяца - за соблюдением запретов по анти конкурентным действиям и через 24 месяца - это ключевое - контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением", - отметил он.
По словам замминистра, Минэкономразвития совместно с Федеральной антимонопольной службой /ФАС/ РФ создали специальную рабочую группу, разрабатывающую методики и нормативы для таких изменений.
Определенные новшества коснуться членов ТС и в сфере госзакупок. Лихачев отметил, что наднациональный режим по госзакупкам у России с Белоруссией начнет действовать с января 2012 года, а с Казахстаном - с января 2014 года. Однако, определенную сложность для гармонизации законодательства представляет неопределенность самой России, которая намерена реформировать сферу госзакупок. По этому поводу Минэкономразвития и ФАС с начала года ведут острую полемику, а к сентябрю ведомствам предстоит прийти к консенсусу и представить согласованную концепцию реформ.
"Мы,
скорее всего, по завершении
дискуссии в РФ, направим серьезные
предложения для поправок к
этому соглашению /о наднациональном
режиме госзакупок/ для работы
на трехстороннем уровне", - отметил
Лихачев, подчеркнув, что в любом
случае норма о взаимном доступе бизнеса
трех стран к их госзакупкам останется
без изменений. Антимонопольное регулирование
внутри Таможенного союза России, Казахстана
и Белоруссии начнет с сентября 2013 года
постепенный переход на наднациональный
уровень и окончательно оформиться к началу
2014 года. Об этом сообщил сегодня на Российско-белорусско-
"Это
означает, что в течение 20 месяцев
с момента принятия соглашения
Комиссии Таможенного союза
По словам замминистра, Минэкономразвития совместно с Федеральной антимонопольной службой /ФАС/ РФ создали специальную рабочую группу, разрабатывающую методики и нормативы для таких изменений.
Определенные новшества коснуться членов ТС и в сфере госзакупок. Лихачев отметил, что наднациональный режим по госзакупкам у России с Белоруссией начнет действовать с января 2012 года, а с Казахстаном - с января 2014 года. Однако, определенную сложность для гармонизации законодательства представляет неопределенность самой России, которая намерена реформировать сферу госзакупок. По этому поводу Минэкономразвития и ФАС с начала года ведут острую полемику, а к сентябрю ведомствам предстоит прийти к консенсусу и представить согласованную концепцию реформ.
"Мы, скорее всего, по завершении дискуссии в РФ, направим серьезные предложения для поправок к этому соглашению /о наднациональном режиме госзакупок/ для работы на трехстороннем уровне", - отметил Лихачев, подчеркнув, что в любом случае норма о взаимном доступе бизнеса трех стран к их госзакупкам останется без изменений.
Список литературы