Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.
Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4
1 Антимонопольное регулирование за рубежом………………………5
1.1 Американский тип антимонопольного регулирования………….6
1.2 Либеральный тип антимонопольного регулирования…………...14
1.3 Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой…………………….18
2 Антимонопольная политика в Российской Федерации……………..21
2.1 Становление антимонопольное законодательства...……………...22
2.2 Особенности антимонопольной политики………..……………….24
2.3 Цели и методы антимонопольного регулирования……………… 27
2.4 Область проблем антимонопольного регулирования.....................33
2.5 Направление совершенствования российской системы
антимонопольного регулирования……………………………………..39
3 Деятельность Федеральной антимонопольной Службы…………....43
Заключение………………………………………………………………46
Список используемой литературы….………………………………….48

Файлы: 1 файл

Новая.docx

— 99.91 Кб (Скачать)

Определенные положительные моменты  в деятельности ФАС в последнее  время связаны с обсуждением  проекта нового федерального закона "О конкуренции". Основным достоинством проекта является объединение в одном законодательном акте норм, регулирующих поведение фирм на товарных и финансовых рынках. Тем самым создается правовая база для единообразной трактовки добросовестных и недобросовестных форм конкуренции экономических субъектов, которые могут одновременно или взаимосвязанно действовать как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг.

В то же время по-прежнему остаются сомнения в действенности данного  закона. Закон предусматривает не слишком серьезные санкции за уклонение и нарушение его  и как бы "перекладывает" бремя  своего исполнения главным образом  на судебную систему страны. Поскольку  судебная система России далека от совершенства, эффективность правоприменения  вызывает определенные опасения.

Итак, условия гармонизации двух видов  государственной политики связаны  с реализацией следующей системы  мер:

- использование наиболее гибкого  подхода - правила "взвешенного  подхода" - в антимонопольном регулировании;

- обсуждение всех нормативных  документов экономической политики  с участием представителей органов  конкурентной политики;

- переход от пассивного антимонопольного  регулирования к активной политике  поддержки (и развития) конкуренции;

- учет в нормативных документах  антимонопольной политики задач  и интересов экономической политики.

Необходимо законодательно зафиксировать требование согласовывать нормативные акты в области экономической политики с ФАС в целях установления их соответствия нормам антимонопольного регулирования и конкурентной политики.

Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных  органов России, специалистам приходится отмечать её “невнятность”, практическое отсутствие.

 

 

Заключение

 

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование -это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее в  неценовую.

Подводя итог сказанному, можно  утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в  антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных  стран сложились разные системы  антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США  основывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

В России на данном этапе  проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в  полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы

 

1. Балацкий Е.В. Недостатки  антимонопольного регулирования. // Экономист. - 2003.- №5. – С. 32 – 46.

2. Волконский В.А, Корягина Т.И. О роли монополизма в современной экономике. // Банковское дело.- 2005.- № 2. – С. 10-21.

3. Гринспен А.А. Антимонопольное регулирование. // Экономическая политика. - 2007.- № 3. – С. 112-134.

4. Касьянов Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт.// МЭиМО. - 2004.- №8. – С. 117-128.

5. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования // МЭиМО. - 2006.- № 2. – С. 58-70.

6.Крюков В.Е, Петров Н.В. Государственное регулирование инвестиционных процессов. // Экономист. - 2008.- № 5. – С.12-29.

7. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник./ Кушлин В.И. Издание 4-е.- М.: Изд-во РАГС -  2008. - 207 c.

8.Современная экономика. Учебное пособие./ Под ред. О.Ю.Мамедов – М.: Ростов н/Д, 2008 - 114 c.

9.Суховский А.Т. Государственное регулирование социальной сферы в развитых странах Запада. // Проблемы теории и практики управления. - 2008.- № 1. – С.87-100.

10.Теории государственного регулирования экономики. Учебник / Тамбовцев В.Л. - ИНФРА-М. - 2008. – 243 с.

11. Шаститко А. Е. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства. // Вопросы экономики. - 2007.- № 8. – С.214-229.

 


Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ